СВЯЗЬ ГРУППОВОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП) (2025)

В статье раскрываются основные направления исследования групповой самоэффективности, необходимые для формирования целостных научных представлений о феномене самоэффективности: содержательное различение понятий групповой и личностной самоэффективности; выделение основных групповых параметров, связанных с самоэффективностью группы; уточнение характера соотношения групповой и личностной самоэффективности. Приведены результаты пилотажного эмпирического исследования связи между этими формами самоэффективности.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ЧЕРНЯВСКАЯ К. А.
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА (2025)

В статье рассматривается проблема здоровьесберегающих технологий в образовательной среде вуза. Подчеркивается значимость их использования в вузе. Анализируется понятие «здоровьесберегающая технология», которое включает в себя широкий спектр методов, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и на воспитание культуры здоровья и мотивации к ведению обучающимися здорового образа жизни. Авторы приходят к выводу, что применение здоровьесберегающих технологий способствует созданию не только комфортной и безопасной образовательной среды, но и достижению психологического, физического и социального благополучия студентов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ТРИНИТАТСКАЯ О. Г., Галустян Ольга Владимировна, ЧЕПИГА А. О.
Сохранить в закладках
АКТУАЛИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА (2025)

В статье рассматриваются условия актуализации групповой субъектности у студентов-психологов вуза. Анализируются социально-психологические подходы к исследованию групповой субъектности в российской и зарубежной психологии. Учебные группы студентов характеризуются как специфические объекты изучения в социальной психологии, а образовательная среда вуза - как условие актуализации групповой субъектности у студентов. Представлены результаты эмпирического исследования групповой субъектности у студентов-психологов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): АНТОПОЛЬСКАЯ Т. А., АЛЯБЬЕВА Г. Р.
Сохранить в закладках
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: КОАЛИЦИОННЫЕ СИЛЫ ЗАПАДА В БОРЬБЕ ПРОТИВ СССР (1941-1945) / ОТВ. РЕД. С. И. ФИЛОНЕНКО. - ВОРОНЕЖ: ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 2023. - 598 С.) (2024)

Рецензируемая коллективная монография исключительно актуальна в современных условиях. В ее восьми главах авторы подробно анализируют участие европейских стран (Италии, Франции, Бельгии, Финляндии, Хорватии, Словакии, Румынии, Венгрии) в войне против СССР в первой половине 40-х гг. ХХ века, рассматривают ход боевых действий и бесславный конец гитлеровских сателлитов. Использование данной монографии в учебном процессе вуза будет способствовать не только повышению качества исторического образования будущих специалистов, но и их патриотическому воспитанию как граждан страны-победителя во Второй мировой войне.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ТАБАЧНИКОВ Б.Я.
Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2025)

В данной статье рассматривается влияние волонтёрской деятельности на профессиональное и личностное развитие студенческой молодежи. В условиях возрастающих требований к подготовке специалистов, готовых эффективно решать профессиональные задачи, эта проблема приобретает особую значимость. В статье проанализированы ключевые понятия исследования: волонтерская деятельность; профессионально-личностное развитие, студент медицинского колледжа. В качестве педагогического средства, способного решать вопросы эффективного профессионального и личностного развития будущих специалистов, была определена волонтерская деятельность. В статье дается анализ значимости волонтерской деятельности для профессионально-личностного развития студентов, приводятся фрагменты данной деятельности, организованной в Зеленодольском медицинском колледже. Представленная в материалах статьи информация демонстрирует активность включения будущих медиков в волонтерскую деятельность. Особое значение приобретает их участие в Проекте «волонтеры Победы». Даже краткая информация о Проекте позволяет оценить его значимость в приобретении не только важных профессиональных умений, но и значимых для профессии медика личностных качеств. Проведенное исследование личностного развития студентов-волонтеров показало положительные результаты в их развитии, в обучении, повышении их готовности к профессиональной деятельности. В заключение статьи делаются краткие выводы по проведенному исследованию.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Фатыхова Ильмира Дамировна, Челнокова Татьяна Александровна
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗОВ (2024)

Условия пандемии и ограничительных мер потребовали не только изменения форм обучения, но и повлияли на успеваемость студентов, высветив серьезную педагогическую проблему -неоднозначной связи между современными формами обучения и его результатами, отражающимися в успеваемости. Авторами проведено сравнительное исследование мнений студентов медицинского и технического вузов, которые оценивали новые формы обучения. По мнению студентов, дистанционный формат способствовал улучшению обучения. Они, затрачивая больше времени на подготовку, научились самостоятельно находить ответы на учебные вопросы, что повлекло за собой развитие творческих способностей и самостоятельности и отразилось на высокой успеваемости. Предпочтительной формой для них явились вебинары, а также работа на электронной платформе Moodle. Однако успеваемость будущих медиков в период дистанционного обучения оказалась ниже, чем у будущих инженеров, что объясняется выполнением значительным числом студентов медицинского вуза противоэпидемических мероприятий и их работой в медицинских учреждениях волонтерами в период пандемии. Отмечены трудности и проблемы в усвоении и отработке практических навыков по ряду дисциплин в режиме дистанционного обучения, тревога и эмоциональное напряжение обучающихся, сложности адаптации к учебному процессу после пандемии.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ДЕРЕВЩИКОВА Н.Н., МЕХАНТЬЕВА Л.Е., Склярова Татьяна Петровна
Сохранить в закладках
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЫТЕСНЕНИЯ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ ИЗ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

В статье актуальная проблема вытеснения ненормативной лексики из коммуникативного взаимодействия в молодежной среде рассматривается в контексте воспитания, основанного на глубоком понимании и студентами, и преподавателями ее пагубного влияния на сознание и мировоззрение личности. Рассматриваются особенности использования методов воспитания, направленных на решение тактических и стратегических задач вытеснения ненормативной лексики из коммуникативного взаимодействия студентов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Мещерякова Елена Ивановна, Полянин Александр Рустэмович
Сохранить в закладках
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ МОЗГА (2024)

В статье приводятся результаты исследования эмоциональных особенностей студентов и преподавателей с различной латеральной организацией мозга. Сделан вывод о том, что имеются статистически подтвержденные различия между представителями разных профилей латеральной организации мозга по таким эмоциональным особенностям, как тревожность, острые негативные эмоциональные реакции, реактивность в отношении позитивных эмоций. Предложены рекомендации по учету выявленных эмоциональных особенностей в учебной деятельности студентов и педагогической деятельности преподавателей.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Малютина Оксана Петровна, Комиссарова Ольга Валерьевна
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗМА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (В УСЛОВИЯХ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА) (2024)

В статье раскрывается актуальность исследования социально-психологических проявлений оптимизма у студенческой молодежи приграничного региона. Приведены результаты эмпирического исследования социального и диспозиционного оптимизма, оптимизма и активности, образа будущего студентов заочной формы обучения, получающих педагогическое образование. Установлено, что для этой категории студентов характерны такие социально-психологические особенности, как преобладание позитивных ожиданий относительно будущего, психологический тип «Активные оптимисты».

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Логвинова М. И.
Сохранить в закладках
ПРЕВЕНЦИЯ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА В КОНТЕКСТЕ ДЕПРИВАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

В работе представлена аналитика основных концептов: психологическое здоровье, духовно-нравственные ценности, осмысленность жизни, насильственный экстремизм, диспозиции насильственного экстремизма. В фокусе темы исследования психологическое здоровье редуцируется до двух его позиций: акта выбора студентами духовно-нравственных ценностей как приоритетных и предикторов осмысленности жизни. Обоснована корреспонденция дефицита психологического здоровья с отдельными диспозициями насильственного экстремизма. В качестве риск-диспозиций насильственного экстремизма выявлены конвенциональное принуждение и антиинтрацепция. Полученная и интерпретированная база данных может быть использована для психолого-педагогической, воспитательной и других видов работы по противодействию радикализму, экстремизму, терроризму.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Евстифеева Елена Александровна, Филиппченкова Светлана Игоревна, Макаров Андрей Валерьевич
Сохранить в закладках
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ (2024)

В статье рассматриваются теоретические аспекты медиакомпетентности студентов в системе высшего образования в контексте отечественных и зарубежных исследований. Отмечается, что перед системой высшего образования в качестве вектора дальнейшего ее развития ставится задача обеспечения условий успешного формирования профессиональной компетентности выпускников, ориентированной на творческое саморазвитие в информационно-коммуникационной среде. Авторы рассматривают сущность медиакомпетентности студентов, а также особенности ее структуры с учетом условий современной системы высшего образования. В статье представлены компоненты, составляющие медиакомпетентность студентов. Авторы приходят к выводу, что медиакомпетентность студентов формируется в процессе практической учебной деятельности при контакте, использовании и конструировании новых медиа по учебной дисциплине и направлена на получение качественного образовательного продукта, ориентированного на решение в дальнейшем профессиональных задач.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): ЗОБОВА С.В., Чжан Цзинвэй, Галустян Ольга Владимировна
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ (2024)

Актуальность темы обусловлена растущим уровнем прокрастинации и ее распространенности, на что оказывают влияние ряд социальных факторов, с которыми сталкиваются студенты. Проблема академической прокрастинации тесно связана с категориями социологии, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях. В настоящее время наблюдается усиление внимания к ней. В ходе анализа рассмотрены также противоречия в изучении данного явления, что обусловлено взаимодействием полученного субъективного опыта (ожиданий) с социальными факторами прокрастинации. Опрос показал, что 60,6 % респондентов сталкиваются с прокрастинацией; 47,2 % прокрастинируют при выполнении больших письменных заданий. На дистанционном обучении значимыми причинами прокрастинации оказались: кажущееся увеличение свободного времени и неправильная его оценка, бо́льшее количество заданий. 59,6 % респондентов хотят снизить прокрастинацию через планирование и саморегуляцию. Студенты, планирующие свою деятельность, достаточно редко сталкиваются с прокрастинацией, т. е. прокрастинация обратно пропорциональна планированию и саморегуляции, но этого недостаточно, чтобы утверждать, что основной причиной прокрастинации является нарушенная саморегуляция. Рассмотрено влияние социальных факторов, под воздействием которых в структуре академической прокрастинации наблюдаются изменения. Так, уменьшают прокрастинацию отличные оценки, распределение бытовых обязанностей, финансовая помощь родителей и высокий заработок, причем указанные факторы достаточно сильно коррелируют друг с другом. Усугубляют прокрастинацию: отсутствие консультаций со стороны преподавателей; бытовые хлопоты, самостоятельная работа; социальные сети. Выявлена тенденция усиления прокрастинации среди старших курсов во время сессии, а также при увеличении количества самостоятельной работы студентов. Это требует учета социальной составляющей в профилактике прокрастинации и обеспечении учебного планирования и распределения времени студентами.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Стоянов Александр Сергеевич
Сохранить в закладках