В статье рассматривается проблема здоровьесберегающих технологий в образовательной среде вуза. Подчеркивается значимость их использования в вузе. Анализируется понятие «здоровьесберегающая технология», которое включает в себя широкий спектр методов, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и на воспитание культуры здоровья и мотивации к ведению обучающимися здорового образа жизни. Авторы приходят к выводу, что применение здоровьесберегающих технологий способствует созданию не только комфортной и безопасной образовательной среды, но и достижению психологического, физического и социального благополучия студентов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Рассмотрим, как это явление применяется в образовательной среде вуза. Заслуживает внимания формулировка исследователей О. И. Вагановой, М. М. Кутепова, А. В. Трутановой, которые определяют «здоровьесберегающую образовательную технологию» как действующую систему оптимальных способов организации учебного процесса, целью функционирования которой является сбережение и укрепление здоровья обучающихся. По их мнению, как важную задачу внедрения данной технологии следует рассматривать предоставление широких возможностей психологического, физического и социального благополучия в качестве базы для сохранения здоровья молодежи [7].
Список литературы
1. Galustyan O. V. Formation of media competence of future teachers using ICT and mobile technologies / O. V. Galustyan, S. S. Gamisonia, N. I. Vyunova, E. P. Komarova, E. S. Shusharina, O. N. Sklyarova // International Journal of Interactive Mobile Technologies. -2019. - T. 13. - Issue. 11. - P. 184-196.
2. Matviyevskaya E. G. Formation of information and communication competence of future teachers / E. G. Matviyevskaya, O. G. Tavstukha, O. V. Galustyan, P. A. Ignatov, D. V. Miroshnikova // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2019. - Vol. 14, № 19. - P. 65-76. DOI:10.3991/ijet.v14i19.10990.
3. Molodozhnikova N. M. Formation of professional orientation of high school students to medical profession by using ICT tools / N. M. Molodozhnikova, N. V. Biryukova, O. V. Galustyan, J. B. Lazareva, N. N. Stroiteleva // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2020. - Vol. 15, No. 1. - P. 231-239. DOI:10.3991/ijet.v15i01.11423.
4. Иванова А. Н. Здоровьесберегающие технологии / А. Н. Иванова // Молодой ученый. - 2022. -№ 8 (403). - С. 162-165.
5. Михнева А. Г. Технология организации здоровьесберегающего образовательного процесса на аудиторном занятии в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Г. Михнева. - Белгород, 2020. - 26 с.
6. Рекунова А. В. Технология развивающейся кооперации как здоровьесберегающая педагогическая технология / А. В. Рекунова, Ю. Н. Кузнецова // Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции «Научная мысль: традиции и инновации». - Москва : ООО «Директ-Медиа», 2024. - С. 262-266.
7. Кутепов М. М. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни / М. М. Кутепов, О. И. Ваганова, А. В. Трутанова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6, № 3 (20). - С. 210-213.
8. Спирин В. К. Реализация здоровьеформирующей функции школы на основе актуализации педаго гического потенциала образовательной среды / B. К. Спирин, Л. В. Смирнова, О. А. Чупехина // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 5. - C.19-20.
9. Федотова О. Д. Воспитание культуры здорового образа жизни офицеров: методологический аспект / О. Д. Федотова, О. Г. Тринитатская // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2015. - № 8. - С. 32-37.
10. Skudareva G. N. Health, health saving, health-saving educational technologies: interdependence, mutual influence, mutual enrichment / G. N. Skudareva // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2024. - № 3. - С. 145-154.
11. Бондин В. И. К вопросу о личностной парадигме образования в оздоровительной физической культуре / В. И. Бондин, В. И. Мареев, А. М. Менджерицкий, И. А. Пономарева // Глобальный научный потенциал. - 2023. - № 7 (148). - С. 72-76.
12. Бондин В. И. Показатели мотивационно-ценностного отношения к здоровью студентов высших учебных заведений / В. И. Бондин, В. И. Мареев, А. Е. Пономарев, И. А. Пономарева // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2023. - Т. 100, № 3-2. - С. 50.
13. Бондин В. И. Теоретические предпосылки и факторы развития оздоровительной физической культуры / В. И. Бондин, В. И. Мареев, И. А. Пономарева, С. И. Седлов // Глобальный научный потенциал. - 2024. - № 10 (163). - С. 176-179.
14. Мареев В. И. Методологические основы формирования субъектности физической культуры студента / В. И. Мареев, Д. Ю. Глушкова, Р. Р. Магомедов, И. А. Пономарева, О. Д. Федотова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, № 5. - С. 57-63.
15. Мареев В. И. Рекреационно-досуговая и физкультурно-оздоровительная деятельность как фактор адаптации иностранных студентов к обучению в вузе / В. И. Мареев, А. Е. Пономарев // Глобальный научный потенциал. - 2023. - № 7 (148). - С. 80-83.
16. Стукаленко Н. М. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве / Н. М. Стукаленко, И. А. Просандеева, Д. В. Лепешев // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 121-123.
17. Тринитатская О. Г Эффективное управление инновационной деятельностью как фактор модернизации образовательного учреждения / О. Г. Тринитатская, С. В. Бочаров, О. А. Назарчук, Л. Г. Захарова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9, № 1. - С. 87-94.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлена рецензия на научное издание, посвященное философскому анализу образования в потоке современных изменений. В рецензии предпринимается попытка целостно рассмотреть философский анализ, который опирается на многообразные классические и современные источники, выделяя отдельные идеи и положения, наиболее интересные для преподавателя вуза. Кроме того, содержатся размышления об отечественном образовании и педагогике автора рецензии как реакция на прочитанную монографию.
В статье представлен взгляд на современное состояние студенческой молодежи и обозначена важность патриотического и гражданского воспитания обучающихся в вузах России. Особое внимание уделено базовым установкам педагогической концепции Н. И. Пирогова, которые связаны с воспитанием не столько узкого специалиста в той или иной профессиональной области, сколько с развитием личности студента как ответственного гражданина Отечества. Преодоление негативных тенденций в современном российском образовании сопряжено с возвращением к фундаментальным основам русской педагогической традиции, ярким представителем которой является Н. И. Пирогов.
В начале XXI в. в Воронежском государственном университете активизировалось изучение политических и социально-экономических особенностей развития латиноамериканского региона во взаимодействии с Институтом Латинской Америки РАН и другими научными и образовательными учреждениями. Научные исследования позволили российским ученым адекватно представить новые феномены социально-политической жизни стран Латинской Америки. Сотрудничество в рамках международных организаций дает возможность переосмыслить в образовательном процессе и в ходе научных исследований взаимодействие России и Латинской Америки в разных сферах экономической, политической и социальной жизни.
Статья посвящена женщинам - преподавателям Воронежского государственного университета, которые работали в условиях эвакуации в годы Великой отечественной войны. Рассматривается их значимый вклад в сохранение интеллектуального капитала в военный период, продолжение научных исследований, организацию образовательного процесса в эвакуации, а также послевоенная деятельность в университете.
В статье раскрываются основные направления исследования групповой самоэффективности, необходимые для формирования целостных научных представлений о феномене самоэффективности: содержательное различение понятий групповой и личностной самоэффективности; выделение основных групповых параметров, связанных с самоэффективностью группы; уточнение характера соотношения групповой и личностной самоэффективности. Приведены результаты пилотажного эмпирического исследования связи между этими формами самоэффективности.
В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию ценностных основ мировоззрения личности в контексте современных социокультурных изменений. Автор акцентирует внимание на ведущих идеях научных школ Российской академии образования, влияющих на парадигмальную стратегию развития научных представлений о формировании ценностных ориентаций личности в условиях развития современного образовательного пространства. Анализируются концепции отечественных педагогов и психологов, раскрываются механизмы интеграции ценностей в процесс формирования мотивационной основы направленности личности.
В статье рассматривается феномен профессиональной надежности в контексте обеспечения успешной и безопасной трудовой деятельности персонала атомных электростанций. Подчеркивается важнейшая роль психологической подготовки будущих работников атомной промышленности, начиная с этапа получения образования в вузе как условия становления и развития не только профессиональных знаний и умений, но и специфических личностных характеристик, составляющих основу надежности.
В статье описывается опыт работы по патриотическому воспитанию студентов средствами иностранного языка. Среди форм организации воспитательного процесса предпочтение отдается творческому проекту, обладающему неограниченными возможностями, раскрывающему образовательный и духовный потенциал участников. Осуществление воспитательного проекта на английском языке открывает дополнительные ресурсы для развития языковых и творческих умений и навыков обучающихся.
Цель исследования - рассмотреть концепцию Четвертой промышленной революции (4IR), предложенную Клаусом Швабом для описания текущей трансформации техносферы, характеризующейся сочетанием цифровых, физических и биологических систем, определить вызовы высшему образованию в условиях новой реальности, сделать выводы о приоритетах развития высшего образования в эпоху 4IR. В статье анализируются изменения системы высшего образования и ставятся вопросы о том, как университеты должны проводить обучение в эпоху 4IR. Некоторые из этих вопросов требуют технологических ответов, другие представляют философский вызов, поскольку касаются этики, ценностей и смыслов.
В контексте социокультурного и экономического развития общества представлены концептуальные основы опережающего образования, отвечающего требованиям подготовки специалиста для высокотехнологичных отраслей экономики. Опережающее образование выступает одной из ведущих идей научной школы академиков РАО С. Я. Батышева и А. М. Новикова «Профессиональная педагогика. Теория непрерывного образования», базируется на необходимости подготовки квалифицированных специалистов для стремительно развивающихся отраслей экономики, научнотехническая подготовка которых соответствует востребованному уровню профессионального и личностного развития.
В статье рассматривается психическое здоровье и ментальная репрезентация собственного рождения у педагогов, связи и различия между их особенностями и уровнями в целом, а также у преподавателей вузов и учителей школ. Установлено, что психическое здоровье более выражено у преподавателей вузов, чем у школьных учителей. Отсутствует прямая связь между психическим здоровьем и ментальной репрезентацией собственного рождения. Но конструктивная ментальная репрезентация собственного здоровья у учителей встречается чаще, чем у преподавателей.
В статье рассмотрены роль и значение научного коллектива как субъекта в профессиональном становлении молодого ученого. Представлены анализ существующих проблем в системе подготовки кадров высшей квалификации, определены перспективы в исследовании роли и значения групповых субъектов в становлении молодых ученых. Авторами cделан вывод о том, что динамика современной науки выдвигает новые требования к профессиональной подготовке молодежи к занятиям научной деятельностью, а также о необходимости пересмотра традиционных подходов к обучению в аспирантуре.
Статья посвящена проблемам сохранения и укрепления здоровья студентов в условиях современного образовательного пространства. Рассматриваются основные тенденции и вызовы, стоящие перед системой высшей школы, связанные с физическим и психическим благополучием обучающихся. Авторы подчеркивают необходимость интеграции подходов, направленных на создание безопасной и комфортной среды для ведения здорового образа жизни, повышения эффективности мер профилактики заболеваний и увеличения продолжительности активной фазы жизненного цикла. В выводах статьи подчеркивается, что дальнейшее совершенствование политики и практик, касающихся здоровья студентов, является важнейшим условием успешного функционирования современной системы высшего образования и основой социального капитала общества.
Мотивация и дисциплина являются ключевыми факторами, определяющими успешность образовательного процесса и подготовки обучающихся. Несмотря на тесное переплетение данных понятий, они имеют различную природу и реализуют разные функции в процессе обучения в вузе. Цель статьи заключается в рассмотрении сущности мотивации и дисциплины, их различия и влияния на образовательные результаты.
Статья посвящена известному ученому, педагогу и основателю кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета профессору Валентину Сидоровичу Рахманину Многогранная и плодотворная деятельность авторитетного ученого-социолога показана на фоне ярких и сложных поворотов в истории страны, региона, Воронежского университета. Добрые слова в адрес Учителя звучат из уст аспирантов и студентов разных поколений.
В статье представлен анализ научно-педагогической деятельности доцента Воронежского государственного университета Т. М. Чирко. Освещаются различные стороны ее профессиональных достижений, раскрывается вклад в развитие факультета романо-германской филологии. Отмечается роль личности университетского человека в образовательном процессе.
Статья посвящена изучению особенностей поведения, мотивации и восприятия образовательного процесса студентами поколения Z. Проведен масштабный опрос среди студентов Воронежского государственного университета, целью которого было выявление ключевых факторов, влияющих на уровень мотивации, понимание авторитетов и кумиров современной молодежи, отношение к образовательному процессу и информационным ресурсам. Проанализированы также восприятие студентами образовательной среды и их карьерные ожидания.
В статье рассматриваются условия актуализации групповой субъектности у студентов-психологов вуза. Анализируются социально-психологические подходы к исследованию групповой субъектности в российской и зарубежной психологии. Учебные группы студентов характеризуются как специфические объекты изучения в социальной психологии, а образовательная среда вуза - как условие актуализации групповой субъектности у студентов. Представлены результаты эмпирического исследования групповой субъектности у студентов-психологов.
Современная ситуация технологизации всех сфер жизнедеятельности человека, цифровая трансформация экономики, сферы услуг и образования актуализируют проблему формирования цифровых проектных компетенций в профессионально-педагогическом образовании в университете. Будущие педагоги ориентируются на обновление педагогического инструментария через привлечение обновляющихся цифровых ресурсов (например, искусственного интеллекта) и механизмов (на примере ресурсов мягкого управления Agile) при взаимодействии с молодыми представителями «цифрового» поколения. Цель исследования - раскрыть сущность и особенности применения проектных технологий с элементами искусственного интеллекта (на примере образовательной стратегии EduScrum) в университетском образовании.
Такое явление, как геймификация (игрофикация), получило широкое распространение во многих областях человеческой деятельности, в том числе в образовании. Исследователи обнаружили, что геймифицированное электронное обучение повышает вовлеченность в процесс приобретения знаний, поскольку нарушает монотонность обычного аудиторного или дистанционного обучения, увеличивает мотивацию к достижению целей образовательного процесса. В статье показано, что игровые иммерсивные технологии обучения, включающие в свой состав образовательные симуляции и игровой оп
год празднования 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, объявленный Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным Годом защитника Отечества, работа всех вузов страны проходит под знаком этого значимого события, имеющего без преувеличения исторический, геополитический и экзистенциальный смыслы. В связи с этим редакция серии «Проблемы высшего образования» журнала «Вестник Воронежского государственного университета» провела интервью с ректорами ряда региональных вузов, чтобы получить развернутую картину деятельности вузов, направленной на сохранение исторической памяти и патриотическое и гражданское воспитание студентов, а также с целью ознакомить научно-педагогическую общественность с эффективными практиками вузовской жизни, которые могут быть масштабированы на работу самых разных высших учебных заведений.
В статье анализируются социально-демографические предпосылки (угрозы и потребности) для формирования четвертой миссии университетов. Она заключается в содействии созданию студенческих семей и рождению первого ребенка в годы обучения в вузе. Крупные университеты таким образом могли бы способствовать снижению среднего возраста матери при рождении первенца, что представляется важным на фоне негативного влияния «старения материнства» на рождаемость и эффективность государственных протанаталистских мероприятий. В качестве механизма четвертой миссии рассматривается вузовская корпоративная демографическая политика.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/