В статье рассматривается феномен профессиональной надежности в контексте обеспечения успешной и безопасной трудовой деятельности персонала атомных электростанций. Подчеркивается важнейшая роль психологической подготовки будущих работников атомной промышленности, начиная с этапа получения образования в вузе как условия становления и развития не только профессиональных знаний и умений, но и специфических личностных характеристик, составляющих основу надежности.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Можно выделить, в частности, несколько психологических проблем, с которыми наиболее часто сталкивается оперативный персонал АЭС и к конструктивному преодолению которых студентов соответствующих специальностей следует готовить заранее – на этапе вузовского обучения. К ним относятся: повышенная тревожность, нарушение сна, развитие психосоматических заболеваний, снижение работоспособности и ухудшение общего самочувствия ввиду воздействия вредных факторов труда (сменная работа, шум, недостаток освещенности и пр.), неумение разрешать конфликтные ситуации, ухудшение когнитивных функций (в частности – памяти и внимания), снижение трудовой мотивации [8]. В ряде психологических исследований сотрудников атомной промышленности, работающих в потенциально опасных условиях при выполнении жестко регламентированных профессиональных требований и задач с крайне высокой ценой ошибки, показано, что подобные условия и требования способствуют появлению хронического психического напряжения и многократно повышают риск развития нарушений здоровья психосоматической природы [9; 10 и др.].
Список литературы
1. Бондарович П. С. Мультифакторный анализ профессионально-важных качеств при компьютерной психодиагностике оперативного персонала АЭС / П. С. Бондарович, С. С. Сагайдак // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. -2019. - Т. 3, № 3. - С. 324-331.
2. Осадчук О. Л. Оценка профессиональной надежности педагога / О. Л. Осадчук // Вестник ТГПУ. -2007. - Вып. 7 (70), Педагогика. - С. 52-56.
3. Толстиков В. В. Нештатная ситуация как условие для проявления групповой надежности профессиональной деятельности оперативных смен АЭС / В. В. Толстиков, К. М. Гайдар // Организационная психология: люди и риски : сб. материалов IX между народной научно-практической конференции (2627 апреля 2018 г.) / под ред. проф. Л. Н. Аксеновской. - Саратов : ИЦ «Наука», 2018. - С. 212-217.
4. Сарычев С. В. Социально-психологические факторы надежности малых групп в различных социальных условиях : дис.. д-ра психол. наук / С. В. Сарычев. - Курск, 2008. - 259 с.
5. Андрюшина Л. О. Система психологической и психофизиологической поддержки работников АЭС в АО «Концерн Росэнергоатом» / Л. О. Андрюшина, Е. Д. Чернецкая, Т. В. Белых // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2017. - Т. 2, № 3. - С. 220-230.
6. Талашманова К. А. К проблеме понимания профессиональной надежности субъекта / К. А. Талашманова // Человеческий капитал. - 2020. - № 3. - С. 239-245.
7. Толстиков В. В. Психология безопасности и групповая надежность оперативной смены атомной электростанции в условиях нештатной ситуации / B. В. Толстиков // Вестник научной сессии факультета философии и психологии / [отв. ред. Ю. А. Бубнов]. - Воронеж : Изд. дом ВГУ, 2020. - Вып. 20. - C. 101-107.
8. Юсупов Ш. Р. Профессионально-личностное становление будущих специалистов атомной отрасли / О. В. Пархаева, Ш. Р. Юсупов // Проблемы современного педагогического образования. - 2024. -Вып. 84, ч. 2. - С. 291-297.
9. Березин Ф. Б. Эмоциональный стресс и психосоматические расстройства. Подходы к терапии / Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников // MateriaMedica. -1996. - № 1 (9). - С. 29-56.
10. Dougherty M. Is human reliability enhanced by following procedures? : Winter Meet. Amer. Nucl. Soc., Washington, D. C., Nov. 1317, 1994 // Trans. Amer. Nucl. Soc. - 1994. - Vol. 71. - P. 112-113.
11. Анохин А. Н. Исследование стрессовых ситуаций в деятельности оперативного персонала атомных станций / А. Н. Анохин, С. М. Киндинова, А. А. Бугаев, Л. В. Пучков // Известия вузов. Ядерная энергетика. - 2000. - № 3. - С. 19-26.
12. Алферова Ю. И. Профессионально-маркированные компоненты языкового сознания : дис. канд. филол. наук / Ю. И. Алферова. - Омск, 2005. -182 с.
13. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности : учеб. пособие / Н. Н. Смирнова, А. Г. Соловьев, М. В. Корехова, И. А. Новикова. - Архангельск : Изд-во Северного гос. мед. ун-та, 2017. - 161 с.
14. Третьяков В. П. Психология безопасности эксплуатации АЭС / В. П. Третьяков. - Москва : Энергоатомиздат, 1993. - 176 с.
15. Толстиков В. В. Порождающие игры как метод повышения групповой надежности оперативных смен атомных электростанций / В. В. Толстиков, В. П. Третьяков // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2019. - С. 57-59.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлена рецензия на научное издание, посвященное философскому анализу образования в потоке современных изменений. В рецензии предпринимается попытка целостно рассмотреть философский анализ, который опирается на многообразные классические и современные источники, выделяя отдельные идеи и положения, наиболее интересные для преподавателя вуза. Кроме того, содержатся размышления об отечественном образовании и педагогике автора рецензии как реакция на прочитанную монографию.
В статье представлен взгляд на современное состояние студенческой молодежи и обозначена важность патриотического и гражданского воспитания обучающихся в вузах России. Особое внимание уделено базовым установкам педагогической концепции Н. И. Пирогова, которые связаны с воспитанием не столько узкого специалиста в той или иной профессиональной области, сколько с развитием личности студента как ответственного гражданина Отечества. Преодоление негативных тенденций в современном российском образовании сопряжено с возвращением к фундаментальным основам русской педагогической традиции, ярким представителем которой является Н. И. Пирогов.
В начале XXI в. в Воронежском государственном университете активизировалось изучение политических и социально-экономических особенностей развития латиноамериканского региона во взаимодействии с Институтом Латинской Америки РАН и другими научными и образовательными учреждениями. Научные исследования позволили российским ученым адекватно представить новые феномены социально-политической жизни стран Латинской Америки. Сотрудничество в рамках международных организаций дает возможность переосмыслить в образовательном процессе и в ходе научных исследований взаимодействие России и Латинской Америки в разных сферах экономической, политической и социальной жизни.
Статья посвящена женщинам - преподавателям Воронежского государственного университета, которые работали в условиях эвакуации в годы Великой отечественной войны. Рассматривается их значимый вклад в сохранение интеллектуального капитала в военный период, продолжение научных исследований, организацию образовательного процесса в эвакуации, а также послевоенная деятельность в университете.
В статье раскрываются основные направления исследования групповой самоэффективности, необходимые для формирования целостных научных представлений о феномене самоэффективности: содержательное различение понятий групповой и личностной самоэффективности; выделение основных групповых параметров, связанных с самоэффективностью группы; уточнение характера соотношения групповой и личностной самоэффективности. Приведены результаты пилотажного эмпирического исследования связи между этими формами самоэффективности.
В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию ценностных основ мировоззрения личности в контексте современных социокультурных изменений. Автор акцентирует внимание на ведущих идеях научных школ Российской академии образования, влияющих на парадигмальную стратегию развития научных представлений о формировании ценностных ориентаций личности в условиях развития современного образовательного пространства. Анализируются концепции отечественных педагогов и психологов, раскрываются механизмы интеграции ценностей в процесс формирования мотивационной основы направленности личности.
В статье рассматривается проблема здоровьесберегающих технологий в образовательной среде вуза. Подчеркивается значимость их использования в вузе. Анализируется понятие «здоровьесберегающая технология», которое включает в себя широкий спектр методов, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и на воспитание культуры здоровья и мотивации к ведению обучающимися здорового образа жизни. Авторы приходят к выводу, что применение здоровьесберегающих технологий способствует созданию не только комфортной и безопасной образовательной среды, но и достижению психологического, физического и социального благополучия студентов.
В статье описывается опыт работы по патриотическому воспитанию студентов средствами иностранного языка. Среди форм организации воспитательного процесса предпочтение отдается творческому проекту, обладающему неограниченными возможностями, раскрывающему образовательный и духовный потенциал участников. Осуществление воспитательного проекта на английском языке открывает дополнительные ресурсы для развития языковых и творческих умений и навыков обучающихся.
Цель исследования - рассмотреть концепцию Четвертой промышленной революции (4IR), предложенную Клаусом Швабом для описания текущей трансформации техносферы, характеризующейся сочетанием цифровых, физических и биологических систем, определить вызовы высшему образованию в условиях новой реальности, сделать выводы о приоритетах развития высшего образования в эпоху 4IR. В статье анализируются изменения системы высшего образования и ставятся вопросы о том, как университеты должны проводить обучение в эпоху 4IR. Некоторые из этих вопросов требуют технологических ответов, другие представляют философский вызов, поскольку касаются этики, ценностей и смыслов.
В контексте социокультурного и экономического развития общества представлены концептуальные основы опережающего образования, отвечающего требованиям подготовки специалиста для высокотехнологичных отраслей экономики. Опережающее образование выступает одной из ведущих идей научной школы академиков РАО С. Я. Батышева и А. М. Новикова «Профессиональная педагогика. Теория непрерывного образования», базируется на необходимости подготовки квалифицированных специалистов для стремительно развивающихся отраслей экономики, научнотехническая подготовка которых соответствует востребованному уровню профессионального и личностного развития.
В статье рассматривается психическое здоровье и ментальная репрезентация собственного рождения у педагогов, связи и различия между их особенностями и уровнями в целом, а также у преподавателей вузов и учителей школ. Установлено, что психическое здоровье более выражено у преподавателей вузов, чем у школьных учителей. Отсутствует прямая связь между психическим здоровьем и ментальной репрезентацией собственного рождения. Но конструктивная ментальная репрезентация собственного здоровья у учителей встречается чаще, чем у преподавателей.
В статье рассмотрены роль и значение научного коллектива как субъекта в профессиональном становлении молодого ученого. Представлены анализ существующих проблем в системе подготовки кадров высшей квалификации, определены перспективы в исследовании роли и значения групповых субъектов в становлении молодых ученых. Авторами cделан вывод о том, что динамика современной науки выдвигает новые требования к профессиональной подготовке молодежи к занятиям научной деятельностью, а также о необходимости пересмотра традиционных подходов к обучению в аспирантуре.
Статья посвящена проблемам сохранения и укрепления здоровья студентов в условиях современного образовательного пространства. Рассматриваются основные тенденции и вызовы, стоящие перед системой высшей школы, связанные с физическим и психическим благополучием обучающихся. Авторы подчеркивают необходимость интеграции подходов, направленных на создание безопасной и комфортной среды для ведения здорового образа жизни, повышения эффективности мер профилактики заболеваний и увеличения продолжительности активной фазы жизненного цикла. В выводах статьи подчеркивается, что дальнейшее совершенствование политики и практик, касающихся здоровья студентов, является важнейшим условием успешного функционирования современной системы высшего образования и основой социального капитала общества.
Мотивация и дисциплина являются ключевыми факторами, определяющими успешность образовательного процесса и подготовки обучающихся. Несмотря на тесное переплетение данных понятий, они имеют различную природу и реализуют разные функции в процессе обучения в вузе. Цель статьи заключается в рассмотрении сущности мотивации и дисциплины, их различия и влияния на образовательные результаты.
Статья посвящена известному ученому, педагогу и основателю кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета профессору Валентину Сидоровичу Рахманину Многогранная и плодотворная деятельность авторитетного ученого-социолога показана на фоне ярких и сложных поворотов в истории страны, региона, Воронежского университета. Добрые слова в адрес Учителя звучат из уст аспирантов и студентов разных поколений.
В статье представлен анализ научно-педагогической деятельности доцента Воронежского государственного университета Т. М. Чирко. Освещаются различные стороны ее профессиональных достижений, раскрывается вклад в развитие факультета романо-германской филологии. Отмечается роль личности университетского человека в образовательном процессе.
Статья посвящена изучению особенностей поведения, мотивации и восприятия образовательного процесса студентами поколения Z. Проведен масштабный опрос среди студентов Воронежского государственного университета, целью которого было выявление ключевых факторов, влияющих на уровень мотивации, понимание авторитетов и кумиров современной молодежи, отношение к образовательному процессу и информационным ресурсам. Проанализированы также восприятие студентами образовательной среды и их карьерные ожидания.
В статье рассматриваются условия актуализации групповой субъектности у студентов-психологов вуза. Анализируются социально-психологические подходы к исследованию групповой субъектности в российской и зарубежной психологии. Учебные группы студентов характеризуются как специфические объекты изучения в социальной психологии, а образовательная среда вуза - как условие актуализации групповой субъектности у студентов. Представлены результаты эмпирического исследования групповой субъектности у студентов-психологов.
Современная ситуация технологизации всех сфер жизнедеятельности человека, цифровая трансформация экономики, сферы услуг и образования актуализируют проблему формирования цифровых проектных компетенций в профессионально-педагогическом образовании в университете. Будущие педагоги ориентируются на обновление педагогического инструментария через привлечение обновляющихся цифровых ресурсов (например, искусственного интеллекта) и механизмов (на примере ресурсов мягкого управления Agile) при взаимодействии с молодыми представителями «цифрового» поколения. Цель исследования - раскрыть сущность и особенности применения проектных технологий с элементами искусственного интеллекта (на примере образовательной стратегии EduScrum) в университетском образовании.
Такое явление, как геймификация (игрофикация), получило широкое распространение во многих областях человеческой деятельности, в том числе в образовании. Исследователи обнаружили, что геймифицированное электронное обучение повышает вовлеченность в процесс приобретения знаний, поскольку нарушает монотонность обычного аудиторного или дистанционного обучения, увеличивает мотивацию к достижению целей образовательного процесса. В статье показано, что игровые иммерсивные технологии обучения, включающие в свой состав образовательные симуляции и игровой оп
год празднования 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, объявленный Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным Годом защитника Отечества, работа всех вузов страны проходит под знаком этого значимого события, имеющего без преувеличения исторический, геополитический и экзистенциальный смыслы. В связи с этим редакция серии «Проблемы высшего образования» журнала «Вестник Воронежского государственного университета» провела интервью с ректорами ряда региональных вузов, чтобы получить развернутую картину деятельности вузов, направленной на сохранение исторической памяти и патриотическое и гражданское воспитание студентов, а также с целью ознакомить научно-педагогическую общественность с эффективными практиками вузовской жизни, которые могут быть масштабированы на работу самых разных высших учебных заведений.
В статье анализируются социально-демографические предпосылки (угрозы и потребности) для формирования четвертой миссии университетов. Она заключается в содействии созданию студенческих семей и рождению первого ребенка в годы обучения в вузе. Крупные университеты таким образом могли бы способствовать снижению среднего возраста матери при рождении первенца, что представляется важным на фоне негативного влияния «старения материнства» на рождаемость и эффективность государственных протанаталистских мероприятий. В качестве механизма четвертой миссии рассматривается вузовская корпоративная демографическая политика.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/