ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Архив статей журнала

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЧАСТЬЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Богачева Татьяна Игоревна, САРЫЧЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

В статье представлены психологические основы изучения феномена счастья, проанализированы различные подходы в определении его содержания и структуры. Изложены результаты эмпирического исследования взаимосвязи счастья и психологических особенностей личности студентов-заочников педагогических направлений подготовки. Установлено, что переживание счастья у них положительно коррелирует с показателями их удовлетворенности жизнью, социабельности и диспозиционного оптимизма.

Сохранить в закладках
Я-КОНЦЕПЦИЯ СТУДЕНТОК ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: РУДНИЦКАЯ Т.М., Завгородняя Ирина Владимировна

В статье проводится анализ результатов эмпирического исследования специфики базовых компонентов Я-концепции студенток из полных и неполных семей в контексте характера их эмоционального контакта с матерью. Отмечается, что при материнском воспитании без участия отца у девушек более низкая самооценка и более выраженное отчуждение в отношениях с матерью, чем при воспитании обоими родителями. Доверие и стремление к общению с матерью у студенток из полных семей взаимосвязано с более широким спектром компонентов Я-концепции в отличие от девушек из неполных семей, что подчеркивает развивающий потенциал полноты семьи. Сделан вывод о необходимости учета обозначенных психологических особенностей студенток при проведении воспитательной работы с ними в вузе.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА СЕБЯ, У СТУДЕНТОВ ИЗ СЕМЕЙ С ЛИБЕРАЛЬНЫМ И АВТОРИТАРНЫМ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: ДУБКО А.В., Малютина Оксана Петровна

В представленном исследовании проведен сопоставительный анализ особенностей перфекционизма, ориентированного на себя, у студентов из семей с либеральным и авторитарным стилями семейного воспитания. Специфика исследования состоит в том, что в нем наряду с авторитарным изучался либеральный стиль семейного воспитания, которому в литературе уделено мало внимания в силу недостаточной его распространенности в российских семьях по сравнению с авторитарным и демократическим стилями. В результате авторами сделан вывод о том, что имеются статистически подтвержденные различия между показателями перфекционизма, ориентированного на себя, в выборках студентов из семей с либеральным и авторитарным стилями воспитания. Две выборки студентов отличаются по следующим характеристикам: воспитанные в авторитарных семьях не ставят перед собой трудно достижимые цели, не стремятся к максимальному приложению усилий, не стремятся быть совершенными, в то время как воспитанные в либеральных семьях студенты при постановке целей и стремлении к успеху демонстрируют адекватность в отношении и себя, и других, прилагая максимум усилий, не действуют в ущерб себе. Выявленные особенности студентов могут и должны учитываться при реализации индивидуального подхода к ним как в учебной, так и воспитательной работе.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Макушина Ольга Петровна, РОМАНОВА М.А.

В настоящее время проблема устойчивости и длительности существования семейного союза приобрела особую остроту, поскольку институт брака подвергается различным угрозам - от социально-экономических до психологических и социокультурных. В силу этого представления студентов о любви имеют важное значение, поскольку непосредственно влияют на благополучие семейной группы, нередко «рождающейся» именно в студенческий период жизни. Результаты описанного в статье эмпирического исследования дополняют имеющиеся в социально-психологической науке знания о том, как студенты понимают феномен любви. Установлено, что по мере падения у них уровня социальной тревожности представления о любви приобретают всё более оптимистичное содержание, в них на первое место выходят взаимный обмен между супругами различными психологическими ресурсами и альтруизм.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Логвинова М. И., Князева А. Н., Никуличева Д. А.

В статье приведены результаты эмпирического исследования социальных установок (на примере диспозиций деструктивного поведения), уровня эмпатии и установок на альтруизм -эгоизм у студентов. Установлено, что примерно у четверти студентов имеются те или иные психологические предпосылки деструктивных установок. Но при этом в группу риска допустимо включить только примерно каждого десятого представителя студенческой молодежи, принявшего участие в исследовании.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Николаева Юлия Равильевна, Лисова Екатерина Николаевна

В статье рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности у студентов как в целом, так и по разным сферам деятельности. В результате установлено, что терминальное ценностное наполнение имеет общие тенденции относительно связи с направленностью на эстетические и практические виды деятельности и отличается в остальных случаях, наиболее сильно при ориентации на работу с людьми и исследования. Проявляется более выраженное своеобразие ценностей-целей при направленности на работу с людьми, ценностей-средств при практической направленности, а всей системы ценностных ориентаций - при направленности на исследовательскую деятельность.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Карина Ольга Витальевна

В статье анализируются современные эмпирические исследования по проблеме смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Описываются параметры смысложизненных ориентаций, которые затрагивают осмысленность жизни молодых людей, специфику отношения к своим достижениям, успехам / неуспехам в деятельности. Характеризуется также модальность представлений об осмысленности жизни и способов достижения успеха. Приводятся результаты проведенного эмпирического исследования и описание авторских тренинговых программ, которые помогают формировать смысложизненные ориентации у студентов.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРАХ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: ЕРОФЕЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, Зуйкова Анна Александровна

Взаимодействие между преподавателями и обучающимися состоит не только в том, чтобы передать знания, но и в том, чтобы обеспечить полное понимание материала. Другими словами, в межличностном общении толкование информации, полученной обучающимся от педагога, и наоборот, является особой проблемой. В связи с этим в статье рассмотрены разные виды барьеров педагогического взаимодействия, выделяемые различными авторами, в частности: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая область затруднений и барьер в процессе общения при осуществлении самой деятельности. В целях выявления барьеров в педагогическом взаимодействии с курсантами в образовательном процессе было проведено пилотажное исследование с использованием тест-опросника В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности».

Сохранить в закладках
ЖИЗНЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППЕ КАК ФАКТОРЫ РЕАГИРОВАНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: ГОРБАНЁВА Е.В.

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязей стилей поведения в межличностном конфликте у студентов с разными типами жизненной направленности и характером проявления себя в группе. Установлено, что склонности к соперничеству в ситуации конфликта сопутствует направленность личности на себя, независимость и принятие борьбы в группе, а склонности к приспособлению к партнеру в конфликтной ситуации - низкий уровень личностной независимости и направленность на поддержание взаимоотношений в группе. Стиль «избегание» в межличностном конфликте сопряжен с невозможностью принятия борьбы в группе.

Сохранить в закладках