Статья посвящена выдающемуся американскому композитору Джорджу Гершвину, внесшему весомый вклад в историю мировой музыки ХХ в. Его творчество отмечено ярко выраженной индивидуальностью и стилевой узнаваемостью. Важной частью деятельности этого разностороннего музыканта было дирижирование. Освещаются факты творческой биографии Дж. Гершвина, связанные с этой сферой исполнительства, сотрудничество его с выдающимися дирижерами. Автор статьи определяет этапы формирования и эволюции композиторского мастерства Гершвина, совершенствование им своего оркестрового письма. Основной акцент делается на сочинениях для оркестра и опере. Автор подчеркивает роль дирижирования в освоении композитором жанров оперно-симфонической музыки. В статье представлен краткий анализ произведений композитора, более подробно рассматриваются те, которыми он многократно дирижировал — «Американец в Париже», «Кубинская увертюра».
Статья посвящена проектированию карт-схем местности для популяризации территории, выполненных студентами, обучающимися по направлению «Дизайн». На примере проектов обучающихся Московского художественно-промышленного института и Высшей школы дизайна РГУТИС описан и проанализирован компетентностный подход в реализации современного образования в сфере дизайна. Гипотеза исследования - ориентация на практические задания, основанные на реальных объектах индустрии внутреннего туризма является основой для успешного формирования профессиональных компетенций обучающихся. Цель предлагаемых студентам проектных заданий - популяризация образа территорий для проведения досуга с помощью создания актуальной карты-схемы местности, соответствующей как актуальным тенденциям в дизайне, так и предпочтениям потенциальных потребителей (на основе опросов студентов и членов их семей). Методика выявления предпочтений потенциальных потребителей включала описание потенциальной целевой аудитории (ЦА), составление опроса и анализ его результатов, согласно которым привлекательность регионального туризма для проведения семейного и оздоровительного досуга в последнее время значительно выросла. Предпроектные исследования должны были включать анализ географических, культурных и рекреационных особенностей выбранной территории, потенциально привлекательных для индивидуального, группового и семейного отдыха. Студенты провели комплексный анализ объекта проектирования и сформировали в виде дизайн-концепции свои проектные предложения. Результатом работы стала дизайн-концепция карты-схемы территории как составляющей фирменного стиля. Результаты исследования могут быть применены в преподавании дисциплин, формирующих профессиональные компетенции в области графического дизайна.
В статье анализируются истоки современной демографической ситуации в Китайской народной республике (КНР), её восприятие в западных научных и экспертных кругах, меры современной демографической политики властей КНР и прогнозы дальнейшего изменения структуры экономики Китая в условиях происходящего в стране «второго демографического перехода». Кратко перечислены основные фазы в демографической политике Китая, начиная с создания КНР: от политики активного поощрения рождаемости в 1950-е - 1960-е гг. к политике жёстких ограничений рождаемости под лозунгом «одна семья - один ребёнок» (1980-2015) и далее снова к поощрению рождаемости с 2016 г. по настоящее время. Показано, что сегодняшняя политика властей КНР, помимо экономических факторов, имеет и фактор социально-идеологический, возвращая страну к традиционным конфуцианским представлениям о роли народонаселения и прироста населения в могуществе и процветании страны. При этом отмечено, что меры сегодняшних властей КНР пока отличаются недостаточной упорядоченностью и не демонстрируют высокой эффективности, они вряд ли способны переломить тенденцию демографического перехода. Однако в работе делается вывод о том, что прогнозы ряда экспертов о неизбежной утрате китайской экономикой импульса роста в условиях начавшейся с 2022 г. естественной убыли населения не могут считаться оправданными. В области демографии Китай фактически следует общемировому тренду перехода на «плато» роста народонаселения, что является следствием его перехода в число развитых экономик мира. Будущее положение Китая в мире, его экономическое развитие будут зависеть скорее от качества, нежели от количества населения и трудовых ресурсов.
В статье говорится о прогнозе как инструменте, позволяющем предположить возможное демографическое развитие, которое может произойти либо само по себе вследствие продолжения сложившихся тенденций, либо в результате осуществления специально принятых для этого мер. Кратко показана история развития демографического прогнозирования, его осуществление в советские годы и в современной России. Раскрывается практическая значимость достоверных прогнозов для России, рост населения которой является одним из условий сохранения ею своей независимости, территориальной целостности и статуса великой державы. В статье высказывается мнение автора относительно многовариантности прогнозов в демографической сфере и применения методов, не свойственных общественным явлениям, каковым является население. Большое внимание уделено характеристике прогнозов, составляемых Росстатом и его предшественником Госкомстатом России, их сопоставлению с прогнозами ООН, сравнению с фактической численностью населения. В заключительной части статьи сопоставляются различные варианты современных прогнозов Росстата, обосновывается необходимость осуществления тех из них, которые соответствуют практическим интересам страны и её регионов. В выводах подчёркивается, что одним из упущений Росстата является использование для практических целей так называемого среднего варианта прогноза по населению, который им считается наиболее реалистичным. Как добиться выполнения нормативного для страны варианта, если регионы ориентируются на достижение численности населения согласно среднему варианту? Если исходить из стратегической цели демографического развития России, то очевидно, что для этого помимо прогноза-экстраполяции, показывающего, что будет, если сохранятся сложившиеся тенденции, нужен нормативный прогноз, указывающий необходимые соответствующее национальным интересам страны параметры динамики населения. Поэтому для регионов должны доводиться их численности населения, соответствующие высоким вариантам, поскольку только сумма этих величин во всех регионах соответствует нормативному прогнозу по России. Этот вариант, а не средний должен обеспечиваться необходимым набором мер демографической политики.
В статье рассматриваются принципы использования комиксов как исторического источника на уроках истории. Анализируются подходы к включению материалов «занимательной наглядности» в конструирование урока, осмысливается опыт, накопленный зарубежными и российскими авторами по вопросам применения комикса в урочной деятельности, дается обзор исторических комиксов, посвященных событиям Первой мировой войны, предлагаются варианты интеграции графических произведений зарубежных и российских авторов в рамках двух тем школьного курса истории «Первая мировая война» и «Россия в Первой мировой войне (1914 -1918)». Определяются цели, задачи и принципы включения графических новелл в урок. В качестве иллюстрации приводятся примеры использования фрагментов комиксов «Белая смерть» Р. Моррисона и Ч. Адларда, «К черту эту войну» Ж. Тарди, «Дело Принципа» Д. Чинова и А. Акишина и «Фронт 14-17» И. Воронина. Особое внимание уделяется моделированию на основе визуального ряда графических новелл заданий по образцу демоверсии КИМ ЕГЭ по истории (задание 8 и задание 15), их использованию в учебной деятельности. Делаются выводы об интегративном характере комикса как исторического источника, его мобилизационном и информационном потенциале, способности усиливать эмоциональный фон урочного занятия. В статье показывается, что результатом эффективного использования фрагментов комиксов может стать не только отработка предметных результатов обучения, но и развитие читательской грамотности обучающихся.
В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И АРКТИКА СЕГОДНЯ
В статье представлено исследование комплекса крестьянского дома-двора конца XIX - начала XXI вв. в культурном ландшафте исторических поселений Русского Севера в территориальных рамках Нижнего Подвинья. Дом - один из ключевых объектов этнокультурологического исследования. Именно с домом соотносятся важнейшие элементы картины мира человека. Конструктивные особенности дома, тип крестьянской усадьбы и поселения в целом демонстрируют в предметно-пространственном воплощении особый образ жизни русского человека в суровой лесной зоне. Автор опирается, прежде всего, на материалы эмпирических экспедиционных исследований 2023 г., проведенных в с. Чухчерема Холмогорского района Архангельской области. А также на анализ памятников в экспозиции музея под открытым небом Архангельской области «Малые Корелы». В работе была использована авторская методика доктора культурологии А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию памятников деревянного зодчества -исторических поселений как объектов культурного наследия с созданием историко-культурного опорного плана, апробированная в экспедициях и опубликованная в монографиях. Были произведены обмеры и фотофиксация жилищ, проведены этнографические интервью. Новые полученные данные по памятникам гражданской архитектуры отражают традиционное жилище как способ сохранения локальной и севернорусской идентичности. В статье утверждается, что традиционное жилище формирует культурный ландшафт репрезентативного с. Чухчерема, его меняющийся во времени облик фиксирует изменения в социокультурном пространстве поселений. Традиционный дом служит потенциальным залогом организации туристической инфраструктуры и выступает одним из факторов поддержания и актуализации как локальной, так и севернорусской идентичности населения Нижнего Подвинья.
В ХХ в. понимание искусства в экспертном сообществе меняется. Это приводит к тому, что содержательно оно обогащается новыми, ранее немыслимыми для классического искусства объектами. Изменение перечня объектов связано с тем, что искусство, как и иные категории культуры, согласно М. Фуко, является рефлексивной категорией. Рефлексивные категории делают видимыми те изменения, которые долгое время копились в культурной среде. В данной статье прослеживается процесс вхождения российского уличного искусства в пространство арт-мира, что в итоге порождает феномен искусства уличной волны. Термин «искусство уличной волны» был введен в теоретическое поле несколько лет назад и на сегодняшний день не является общепринятым. Формирование нового дискурса об искусстве ХХI в. описывается через выявление режима существования искусства уличной волны и модальностей высказывания о нем. При описании режима существования выделяются поверхности возникновения (западный арт-мир и городское пространство), инстанции разграничения (арт-мир), рассматриваются решетки спецификации. При описании модальностей высказывания выявляется, кто говорит (субъекты арт-мира: арт-критики, кураторы, галеристы, искусствоведы, коллекционеры, сами художники), выявляется их институциональное положение и определяются позиции, то есть те виды активностей, в процессе которых создается высказывание об искусстве уличной волны. Одним из главных приемов вовлечения уличного искусства в арт-мир можно назвать нахождение предтечи или прецедента в истории искусства для нового арт-объекта. С помощью методологии Фуко автор статьи показывает, как арт-мир входит в кооперацию с уличным искусством и субъекты арт-мира формируют феномен искусства уличной волны. Многочисленные субъекты арт-мира, значимые для искусства уличной волны, чаще всего связаны с частными галереями, центрами современного искусства и интернет-ресурсами (специализированными сайтами). Своей деятельностью они создают те формальные рамки, в которых возникает изучаемый нами феномен.
В статье представлены результаты многолетних наблюдений за динамикой состава, численности и встречаемости булавоусых чешуекрылых на восточном макросклоне Полярного Урала в среднем течении р. Собь.
Установлено, что в период с 1993 г. по 2023 г. число зарегистрированных видов увеличилось с 56 до 74. Коренной состав локальной фауны выявлен полностью и насчитывает 45 видов, остальные относятся к категории сезонных мигрантов и адвентивных видов, проникших на изучаемую территорию в последние три десятилетия.
Расселение видов шло на фоне обозначившейся тенденции к потеплению климата по речным долинам и вдоль железнодорожной ветки, пересекающей осевую часть Урала.
Выросла численность и встречаемость многих представителей интразонального комплекса, значительная часть адвентивных видов успешно натурализовалась в местных природных сообществах.
В статье представлены результаты регулярно проводимого автором общего анализа депопуляции в регионах России в постсоветский период. Подведены итоги воспроизводства населения за период с начала 1992 г. до конца 2022 года. Регионы ранжированы по относительному уровню депопуляции за период, то есть по доле потерь населения за счёт естественной убыли относительно численности населения на начало депопуляции в стране (1992 г.). По каждой из выделенных групп территорий обозначен вклад структурных и бесструктурных компонент рождаемости и смертности в формирование итоговой естественной убыли того или иного региона. Аналогичным образом исследованы и те немногочисленные территории России, в которых за 31 год (в сумме) депопуляции не было. Подчёркнута роль демографических структурных волн в формировании текущих масштабов депопуляции в большей части регионов страны. Сделан вывод, что депопуляция - это не только результат низкой рождаемости и высокой смертности населения регионов России, но и следствие негативной возрастной структуры населения, а в отдельные периоды времени - и нисходящей демографической структурной волны. Для выхода из депопуляции демографическую политику необходимо проводить дифференцированно во времени и территориально. Активную фазу пронаталистской демографической политики надо начинать на сходе демографической структурной волны, а не на подъёме, как это уже было в истории России два раза после 1980 г., что лишь усиливало волнообразность возрастной структуры населения страны.
C острова Суматра (Индонезия) описаны два новых вида выемчатокрылых молей из рода Namlika Omelko M. et Omelko N. -N. obtusilobata sp. nov. и N. acutilobata sp. nov. По внешнему виду бабочек и гениталиям обоих полов новые виды сближаются с типовым видом N. davidi Omelko M. et Omelko N. из Центрального Лаоса: в гениталиях самки N. obtusilobata sp. nov., как и у типового вида, сигнум копулятивной сумки лентовидный. У ранее описанных с о-ва Борнео видов N. aculeativalva M. Omelko et N. Omelko и N. orbiculativalvaM. Omelko et N. Omelko копулятивная сумка с двумя роговидными сигнумами.
Статья посвящена анализу затруднений учителей школ в организации процесса обучения в условиях цифровой трансформации общего образования. Актуальность данного анализа обусловлена наличием противоречий между существенным объемом дидактического знания, накопленным на данный момент в отечественной и зарубежной педагогике, и объективными и субъективными переживаниями педагогов, связанными с ощущением сложности применения этого знания на практике. Вызовы цифровой эпохи только усугубляют данные тревоги. Целью представленного исследования является анализ дидактических затруднений педагогов, обусловленных влиянием на учебный процесс вызовов цифровой трансформации жизни и отсутствием эффективного ответа на данные вызовы в традиционных, привычных, хорошо освоенных и ранее результативных педагогических средствах. В исследовании определены ключевые характеристики дидактических затруднений педагогов, обосновано их разделение на устойчивые и ситуативные. Сформулирована идея о том, что дидактические затруднения являются не столько препятствиями, сколько задачами практической деятельности, расширяющими границы возможностей организации процесса обучения в новой социокультурной ситуации. Исследование базируется на интеграции положений парадигмального и компетентностного подходов. Методами исследования стали теоретический анализ дидактических публикаций и анкетирование с помощью онлайн-сервисов 190 педагогов школ г. Ярославля и Ярославской области. По результатам исследования сделан вывод о направлении поиска дидактических решений не в сторону использования цифровых ресурсов и технологий для обучения, а в сторону поиска новых способов обучения человека, обладающего характеристиками «расширенной личности», привыкшей делегировать часть своих когнитивных функций цифровым средствам.