ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА (2024)

Введение: статья посвящена анализу вопросов генезиса и текущего состояния межотраслевого института дисциплины в российском праве. В качестве центральной цели исследования автор выдвигает тезис о наличии теоретической возможности и практической необходимости выделения дисциплинарного права в качестве самостоятельной комплексной отрасли российского права.

Обзор литературы: в статье проанализированы работы, посвященные дисциплинарным отношениям, возникающим, развивающимся и прекращающимся в сферах регулирования публичных и частных отраслей права.

Материалы и методы: автором проанализирован существующий нормативный базис института дисциплины в различных сферах, а также его правовые источники в XVIII - XX вв. Для достижения поставленных целей была использована совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания, включающая историко-правовой метод, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, логический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.

Результаты исследования: обоснована комплексность дисциплинарного права и выделены его индивидуальные черты, которые выражаются в наличии специфических предмета и метода правового регулирования, источников и мер дисциплинарной ответственности.

Обсуждение и заключение: автором делается вывод, что существующие в российском праве дисциплинарные отношения вышли за пределы регулирования какой-либо одной отрасли, что определяет объективную необходимость их дальнейшего развития в рамках самостоятельной системы норм и институтов - дисциплинарного права, а также выносится на обсуждение его дефиниция.

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 15 № 1 (55) (2024)
Автор(ы): ЖУРАВЛЕВ ВЛАДИМИР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
Сохранить в закладках
ДИНАМИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И КОНСЕНСУС: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И АНАЛИЗ (2025)

Анализируются меняющиеся подходы к динамическому методу толкования и консенсуса, особенности их применения в практике международных судов. Сравнение развития подходов МАСПЧ и ЕСПЧ при применении динамического метода толкования выявило, что первый в меньшей степени настроен искать международно-правовой консенсус в качестве стандарта при расширительном толковании. Развитие динамического толкования международных договоров всё еще находится в стадии разработки, а правовые аспекты данного подхода еще не определены в полной мере.

Издание: ЯЗЫК, КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Выпуск: № 23 (2025)
Автор(ы): Оганесян Тигран Давидович
Сохранить в закладках
ДЕПОНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОКАЗЫВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ (2025)

Введение: статья посвящена выработке предложений, связанных с возможностью использования депонирования произведений как источника доказательства авторства на них при производстве по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам.

Материалы и методы: в статье использованы положения действующего законодательства, статистические данные, мнения ученых-процессуалистов по рассматриваемой теме, а также материалы судебной практики. На основе диалектического метода познания, а также методов анализа и синтеза, сравнительно-правового, статистического и формально-логического методов сделаны обобщающие выводы и сформулированы предложения.

Результаты исследования: проведенное исследование позволило определить, что отсутствие на государственном уровне единой процедуры изначального определения авторства по произведениям ведет к нарушению авторских прав, за что предусматривается уголовная и административная ответственность. Однако даже в случае производства по уголовным делам и по делам об административном производстве зачастую лица, фактически нарушившие авторские права других лиц, остаются не привлеченными к ответственности в связи со сложностью доказывания факта авторства произведения. В то же время в настоящее время возможно использование депонирования произведений как средства признания авторства, но оно носит лишь рекомендательный характер. По мнению автора статьи, если на законодательном уровне будет признано депонирование произведений, а также регламентирован порядок его проведения, то данная процедура может стать одним из ключевых средств доказывания авторства, в том числе в ходе административного или уголовного судопроизводства.

Обсуждение и заключение: на основании проведенного исследования сделаны выводы и предложены способы решения признания авторских прав на произведение в административном и уголовном судопроизводстве.

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 16 № 2 (60) (2025)
Автор(ы): ШАЙДУЛЛИНА ЭЛЬВИРА ДАМИРОВНА
Сохранить в закладках
ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УСТАНОВОК ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ (НА БАЗЕ ШКОЛ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ) (2025)

Различные исследования актуальных проблем в системе правового воспитания молодого поколения указывают на то, что в силу трансформации, интеграции и цифровизации российского образования наука беспрерывно движется в направлении наращивания педагогических структур и реализации прогрессивных дидактических принципов в учебном процессе. В условиях информационной неопределенности необходимо уделять особое внимание диагностике и оценке уровня развития установок правового поведения среди подростков. Это послужило основой для проведения эмпирического исследования, направленного на оценку и определение уровня развития установок правового поведения у учащихся 10-11 классов на базе общеобразовательных учреждений г Ростова-на-Дону. В ходе проведения исследования были применены различные эмпирические средства: разработка авторской педагогической анкеты и проведение анкетирования обучающихся, анализ и оценка результатов методики организации и структуризации содержания учебно-воспитательного процесса с учетом применения Федерального государственного образовательного стандарта, рабочих программ, современных технологий для определения уровня развития установок правового поведения учащихся. Все это послужило для представления нового научного взгляда на проблему усовершенствования дидактических принципов правового воспитания в качестве единого механизма формирования правовой культуры и развития установок правового поведения у учащихся старших классов в учебно-воспитательном процессе в условиях информационной неопределенности.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Матвеева Олеся Александровна
Сохранить в закладках
ДИСКУРСИВНЫЙ МАРКЕР ЯКОБЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА АВТОРИТЕТНОСТЬ В НОВОСТНОМ ДИСКУРСЕ (2025)

Данная статья посвящена одному из способов актуализации категории авторитетности, присутствующей в любом виде дискурса. Данная категория является основополагающей в новостном дискурсе, где коммуникация между условным отправителем и получателем происходит с учетом статусно-ролевых отношений, налагаемых данным типом институционального общения. В новостном дискурсе присутствуют маркеры, влияющие на авторитетность, одним из которых является дискурсивный маркер якобы. Отмечается его способность указывать как на степень достоверности информации, так и на авторитетность новостного сообщения. В анализе влияния дискурсивного маркера якобы на авторитетность новостей учитывается многоуровневый характер категории авторитетности.

Издание: ЯЗЫК, КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Выпуск: № 23 (2025)
Автор(ы): САРАФАННИКОВА Е.В.
Сохранить в закладках
ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2025)

Второе десятилетие XXI века проходит под знаком видимых последствий технологической революции и социальных изменений. Трудности с заполнением учебных мест в системе среднего профессионального образования (СПО), необходимость усиления профессиональной ориентации влияют на формирование новых решений внутри системы среднего профессионального образования. Актуальные проблемы внедрения дуальной системы образования и возможные пути их решения становятся импульсом для реконструкции профессионального образования в России, связанной с необходимостью изменения и адаптации профессионального образования к потребностям рынка труда, повышением качества системы профессионального образования, приобретением навыков трудовой деятельности непосредственно у работодателей в рамках так называемого дуального образования. В статье делается вывод о том, что одной из основных проблем при реализации дуальной модели обучения является финансовое обеспечение ресурсов, используемых при проведении занятий в заведении СПО, приобретение необходимого оборудования, его обслуживание и ремонт. Эффективность профессиональной подготовки, независимо от используемых организационных решений, требует пополнения оборудования каждые несколько лет в эпоху быстрых технологических изменений.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Конеева Елена Владимировна, Егиазарян Оганес Эдикович, Богатырева Светлана Николаевна
Сохранить в закладках
ДИСКРЕЦИОННЫЕ АКТЫ КАК ПРЕДМЕТ СУДЕБНОГО ОСПАРИВАНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ (2024)

В статье анализируются проблемные вопросы, связанные с оспариванием дискреционного акта в административном судопроизводстве, затронуты проблемы определения пределов административного усмотрения. Понимание этих пределов имеет важное значение для обеспечения правовой защиты граждан и поддержания справедливости в административных процедурах. Исследование данной темы позволило установить условия, определяющие границы дискреционных полномочий, а также проведение анализа законодательства и судебной практики по регулированию процедуры судебного оспаривания дискреционных актов. В результате предложены пути совершенствования, направленные на установление четких критериев определения пределов административного усмотрения и улучшение процедуры судебного оспаривания дискреционных актов, а также внесено предложение о закреплении в законодательстве на федеральном уровне положения, касаемого установления пределов административного усмотрения и формулировки в резолютивной части суда об оспаривании дискреционного акта для эффективного и надежного преодоления барьеров с реализацией осуществления публичной администрацией дискреционных полномочий.

Издание: ЖУРНАЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ПЕШКОВА Анна
Сохранить в закладках
ДЕСЯТИЛЕТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ: РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ (2023)

Статья посвящена обзору основных положений Указа Президента РФ № 231 от 25 апреля 2022 г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» и реальной практики планирования и реализации инициатив Десятилетия науки и технологий на территории Челябинской области, на примере дайджеста мероприятий Дней Науки - 2023 на площадке Челябинского филиала РАНХиГС.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 1 (95) (2023)
Автор(ы): Нечаева Светлана Владимировна
Сохранить в закладках
ДЕАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕАУТЕНТИЧНОЙ ВИРТУАЛЬНОСТИ (2023)

Введение. Влияние виртуальной реальности на процессы деантропологизации становится очевидным фактом развития числовых соотношений, детерминирующих философские концепты в направлении постгуманистического дискурса. В данном типе дискурса человек низведён до числовой операции, промежуточного процессуального звена в сетевой структуре числового соотношения с другими объектами дигитальной сети.

Цель. Цель данной статьи состоит в выявлении соотношения виртуальности и воображения, различения между человеком виртуальным и живо воображающим.

Методы. В статье применены методы деконструкции, представляющей выделение новых философских значений устоявшихся пониманий виртуальности и связанных с ней антропологических типов, и феноменологический метод исследования вопросов виртуальности и антропологической реальности, формирующий новые перспективы исследования феномена виртуальности через обращение к конститутивной роли сознания. Научная новизна исследования. Научная новизна исследования представлена открытием нового антропологического различения между homo imaginabundus и homo virtualis, предполагающего онтологические отличия данных типов в их обращении к субъективной и объективной конституирующей роли сознания.

Результаты. Если антропологический тип homo imaginabundus является живо воображающим и связан с феноменами аутентичной виртуальности и субъективности, то homo virtualis - относится к неаутентичной виртуальности лишь как один из возможных её вариантов без связи с самоаффектирующим составляющим как таковым.

Выводы. Антропологическая реальность находится в состоянии бифуркации, из которой она может выйти несколькими путями, наиболее вероятными из которых будут пути деантропологизации в алгоритмических потоках и кодах дигитальной среды, либо путь сохранения феноменов самовоздействия, живого воображения, связанных с субъективностью и полем аутентичной виртуальности.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 1 (95) (2023)
Автор(ы): Давыдов Игорь Александрович
Сохранить в закладках
ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ (2024)

Актуальность исследования обусловлена подготовкой высококвалифицированных специалистов с инженерным мышлением, необходимых для развития научно-технического потенциала страны. Процесс подготовки такого специалиста с разносторонним и гибким мышлением начинается еще со школьной скамьи, где главную роль в подготовке играет учитель.

Цель: выявление эффективных методик, подходов и практик, способствующих развитию инженерного мышления будущих учителей физики и информатики и применения их в практике подготовки выпускников педагогических вузов. Гипотеза: если учебный процесс в педагогических вузах будет опираться на диверсифицированные подходы и стратегии, то это будет способствовать формированию у студентов инженерного мышления. Методы (инструменты): теоретическое исследование и анализ публикаций в научных журналах по проблеме формирования инженерного мышления; синтез; методы логических обобщений; анкета, направленная на изучение готовности будущих педагогов к формированию инженерного мышления обучающихся (O. Р. Шeфeр, Т. Н. Лeбeдeва, С. В. Крaйнeва, Г. С. Кочеткова).

Результаты: через оценку потенциала в формировании инженерного мышления в процессе подготовки будущих учителей описан опыт работы факультета математики, физики, информатики «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по формированию данного типа мышления. Анкетирование показало, насколько будущие учителя физики и информатики готовы формировать инженерное мышление у обучающихся. Основные выводы: использование возможностей технологических инструментов предметных лабораторий технопарков, моделей инженерных исследований, практико-ориентированных задач позволяет будущим учителям физики и информатики более эффективно работать с информацией, содержащей инженерные решения и достигать планируемых результатов в формировании инженерного мышления. Практическая значимость: применение опыта деятельности по формированию инженерного мышления в образовательном процессе педагогических учебных заведений. Результаты могут быть использованы для планирования и оптимизации системы профессионального развития и переподготовки педагогов.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Выпуск: Т. 13 № 4 (52) (2024)
Автор(ы): ШЕФЕР ОЛЬГА РОБЕРТОВНА, ЛЕБЕДЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, КРАЙНЕВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА, КОЧЕТКОВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
Демулен против Бриссо: эпизод истории французской революционной журналистики (2025)

Статья посвящена одному из эпизодов истории французской революционной журналистики - полемическому противостоянию лидера жирондистов Ж.-П. Бриссо и сторонника более радикальной партии монтаньяров К. Демулена. Рассматриваются тексты периодических изданий - «Французской патриот» и «Трибуна патриотов», памфлетов Демулена, Бриссо, а также речей идеолога якобинцев Робеспьера. Бриссо, нападая на крайне левых членов Якобинского клуба и Конвента писал о существовании среди революционеров партии дезорганизаторов, которая «хочет все разрушить и ничего построить», «общества без правительства и правительства без власти», «не конституции, а революций». Демулен же, как Робеспьер, обвинял жирондистов в работе на английскую корону и желании создать «федеративное правительство», расчленив таким образом страну, что, по сути, представляло собой обвинение в государственной измене. Методология проведенного исследования имеет комплексный характер, при котором были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, биографический метод, сравнительно-исторический и описательный методы, а также метод дискурсивного анализа, который сочетает изучение лингвистических особенностей текста источника и различных экстралингвистических аспектов. В статье рассматривается соотношение юридической законности и революционного правосознания. Революционеры отменили правовые нормы Старого режима и заменили их интуитивным ощущением опасности, угрожающей Революции. Судебный приговор выносился не на основе реальной преступной деятельности, а на основе внутреннего убеждения в виновности подсудимого перед Республикой. В своих текстах против бриссотинцев Демулен опирался не на доказывающие их вину факты и не на юридические нормы, а пытался эмоционально вощбудить в своих читателях ненависть к врагам Революции. За полемикой Демулена и Бриссо стояли не столько идейные разногласия, сколько желание обеспечить себе лидирующее положение в Национальном конвенте. В этом смысле Демулен являлся выразителем взглядов и политических амбиций всей якобинской группировки, в руках которой памфлеты Демулена были сильнейшим оружием и способствовали падению и казни жирондистов.

Издание: ФИЛОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Готовцева Анастасия Геннадьевна
Сохранить в закладках
Достоинство сотрудника органов внутренних дел как особый объект правовой защиты (2025)

Формулируется авторская концепция достоинства личности как современной конституционной ценности, складывающейся из индивидуального самоуважения и социального уважения к человеку как «высшей ценности».

Достоинство сотрудника органов внутренних дел представляет собой оценочную категорию, складывающуюся из ряда взаимосвязанных факторов: социальных, материально-финансовых, духовно-нравственных и т. д., обеспечивающих достойную жизнь как действующим представителям правоохранительных органов, так и ветеранам службы, а также членам их семей.

В контексте юридической техники реализации охранительной функции права достоинство сотрудника ОВД следует рассматривать в качестве особого объекта правовой защиты со стороны государства, с акцентированием внимания на роли в данном процессе Уполномоченного по правам человека.

Издание: ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
Выпуск: № 3s (2025)
Автор(ы): Ромашов Роман Анатольевич, БАРАНОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
Сохранить в закладках