Эпоха Просвещения характеризуется страстными околонаучными дискуссиями, в которых участвовали не только ученые, но и представители самых различных общественных кругов. Такие науки, как физика и астрономия, становятся увлечением и развлечением, в домашних условиях ставятся научные эксперименты, на проведение которых приглашают друзей и знакомых, организуются любительские научные курсы. В статье освещается, как отразились эти процессы в живописи XVIII столетия. Наука рассматривается не только в качестве распространенного сюжета в произведениях изобразительного искусства, но и как сила, способная влиять на художественную теорию и практику. Предметом исследования стало и сосуществование форм научного, религиозного и «мифологического» мышления, поскольку в означенную эпоху все эти формы оставались актуальными, несмотря на опосредованность последней из них. Привлечен широкий визуальный материал, позволяющий увидеть увлечение и даже любование наукой как общеевропейскую тенденцию, к которой была приобщена и Россия. Методология исследования предполагает сочетание социологического подхода, а также разнообразных методов, используемых в искусствоведении. Необходимость работы с оригинальными тестами XVIII века подразумевала использование источниковедческого анализа. Исследователи, особенно зарубежные, проявляли интерес к теме взаимодействия искусства и науки, однако полномасштабного исследования на эту тему до сих пор не было осуществлено. Данная статья, хотя и не претендует на полноту, однако затрагивает весьма значимые и пока малоизученные темы. Автору удалось показать многообразие аспектов отражения научной сферы эпохи Просвещения в зеркале живописи. Демонстрируется, как интерес к науке помещал живописца в контекст постоянных исканий и приводил к неожиданным открытиям и результатам. Практически впервые привлекается внимание к тому, что в диалог искусства и науки были вовлечены очень многие мастера того времени, гораздо более многочисленные, чем кажется на первый взгляд, а понимание научной проблематики становилось признаком интеграции художника в европейскую культурную среду, симптомом его благополучной социализации.
Введение. Ценология – новое научное направление, возникшее более сорока лет назад, изучающее ценозы разной природы (техно-, био-, эко-, космо-, социоценозы). Выяснено, что объекты ценозов самоорганизуются в гиперболические ранговые распределения (ГРР) на всех масштабных уровнях. Техногенная самоорганизация описана Б. И. Кудриным. Ранее сообщалось о самоорганизации космических объектов (спутники планет, планеты, звезды, звездные скопления, галактики, скопления галактик) в ГРР на всех космических уровнях и фрактальном характере этого процесса (Р. В. Гурина). Был сделан вывод о детерминированном характере этих процессов: Бог не играет в кости. Происходят ли подобные процессы в сфере образования? Цель настоящего исследования – найти ответ на этот вопрос.
Постановка задачи. Обобщение и анализ результатов изучения ГРР образовательных систем за период 2002 – 2024 гг.; классификация ГРР по масштабным уровням.
Методика и методология исследования. Индукция, дедукция, аналогия; графическое построение и аппроксимация ГРР с помощью компьютерных программ; сравнение ГРР методом Пирсона.
Результаты. Приводятся примеры из графической доказательной базы за этот период: рейтинги учащихся, образовательных учреждений городов, стран. Как оказалось, все они – классические гиперболы разной крутизны. В процессе анализа результатов выявлен синергетический фрактальный характер организующихся в ценозы образовательных объектов, подобно био- и техноценозам, что составляет новизну и научную ценность исследования. При этом фрактальность является неотъемлемым свойством образовательных ценозов, так же, как и у техноценозов. В отличие от фракталов Мандельброта самоорганизация объектов в образовании, как и в технике осуществляется на разных иерархических уровнях не по геометрическому, а по ценологическому типу – в ГРР. Рассмотренная совокупность образовательных объектов распределена по пяти масштабным уровням и образует фрактальную мегасистему, модель которой представлена в виде уровневой схемы.
Выводы. Полученные результаты являются вкладом в теорию и практику ценологии – нового научного направления, распространившегося на сферу образования; принцип Парето 80/20 является логическим следствием закона ГРР.
Введение. Формирование и совершенствование учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одной из важных целей образовательных процессов в современных вузах, важным направлением научных исследований и практико-прикладных разработок.
Постановка задачи. Цель исследования − анализ проблем формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности (самоопределения) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и методология исследования. Методы исследования − теоретический анализ и синтез результатов исследования проблем формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Методологическую основу исследования составили системный подход к осмыслению формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты. В настоящее время стоят теоретические задачи разработки интегративной модели формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ведущую роль в этом процессе играют ценностно-смысловые и активно-деятельностные аспекты учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их соотнесение.
Выводы. Автор суммирует результаты исследования формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отмечаются теоретическая значимость и научная новизна разработок в области формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перспективы теоретического и эмпирического изучения проблемы формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья связаны с задачами повышения качества и результативности высшего профессионального образования.
Введение. Статья посвящена исследованию психологических особенностей феномена самообучения на материале самостоятельного изучения иностранных языков.
Постановка задачи. Целью исследования выступило выяснение вопроса о психологических аспектах самообучения иностранным языкам в контексте аутодидактической коммуникации. Методика и методология исследования.
Методологической основой работы выступили отечественные подходы, рассматривающие деятельность по самообучению в качестве полноценной специфической деятельности, предполагающей развитие субъектности и смысловых установок ее участников. Рассмотрены варианты соотношения и частичного сопряжения процессов дидактической и аутодидактической коммуникации. Эмпирической основой исследования послужил опросный метод. На выборке респондентов, которую составили самостоятельно обучающиеся иностранному языку, получены данные по мотивационному и операциональному аспектам аутодидактической коммуникации. Исследование затрагивало внешние, социально-ориентированные аспекты аутодидактической коммуникации, рефлексируемые аутодидактами цели, мотивы и смыслы самообучения, а также предпочитаемые ими стратегии самообучения.
Результаты. В исследовании констатируется коммуникативная избирательность и самодостаточность аутодидактов, внутренняя противоречивость их мотивов, побуждающих к самообучению, что связано с трудностями становления субъектности в условиях аутодидактической коммуникации. Можно констатировать, что изученные нами аутодидакты в большей степени действуют как «педагоги для себя», нежели в качестве «субъектов аутодидактической коммуникации». Внешний, социально-психологический аспект аутодидактической коммуникации, как показывают результаты исследования, не является ведущим в принятии субъективного решения начать самообучение. Его влияние опосредовано системой личностных смыслов и индивидуальных предпочтений аутодидактов.
Выводы. Предпочитаемые аутодидактами стратегии самообучения преимущественно основываются на коммуникации с текстами и иными носителями информации, межличностный аспект обучения при этом значительно редуцирован и обнаруживается лишь в опосредованном, «снятом виде» как расширение возможностей будущей, вероятной коммуникации на изучаемом языке. Дальнейшие исследования по этой проблеме будут способствовать усилению психологических ресурсов аутодидактической коммуникации, их более грамотному использованию в процессе самообучения. Изученные на материале самообучения иностранным языкам психологические закономерности и условия аутодидактической коммуникации могут в будущем быть применимы к более широкому кругу учебных предметов.
В статье рассмотрены проблемы формирования комфортных и благоустроенных набережных в городской среде. Предметом исследования является система факторов освоения туристских и рекреационных ресурсов в организации территории набережной, статистические данные о наиболее важных направлениях, требующих внимания при создании единой городской среды с учетом транспортной доступности и пешеходной безопасности. В последние годы все более актуальной становится тема создания комфортных общественных пространств в городах. С увеличением потока туристов для городов, расположенных на берегах водоемов, особую актуальность приобретают также вопросы экологической безопасности, защиты городской среды от загрязнения и бережного сохранения природных комплексов, озелененных территорий и рекреационных пространств набережных. Приоритетными при создании общественных городских пространств становятся задачи функциональной организации прибрежных зон, их комфортности и эстетической привлекательности для горожан, выходящих на прогулку, туристов и отдыхающих. Набережные в городе выполняют важнейшую оздоровительную функцию, являясь источником свежего воздуха, их защитные зеленые коридоры создают условия для проветривания городской застройки, озелененные пространства вблизи водоемов повышают качество жизни в городе. Приведены результаты опроса населения с целью определения этапов благоустройства, реализация которых отвечает представлениям горожан и туристов о комфортной и востребованной прибрежной территории. Показано, что недостаточно организованная в плане благоустройства прибрежная полоса не может выполнять функции туристско-рекреационной зоны с прогулочными маршрутами и местами для отдыха. Даны предложения по улучшению формирования эстетического облика, восстановления и оздоровления природной среды вокруг водного объекта с учетом инженерной защиты от неблагоприятных воздействий, организации инфраструктуры набережных в комплексе с инженерно-коммунальными и транспортными факторами городской среды. В районе набережных может быть предусмотрено строительство жилья, офисов, кафе, магазинов, пунктов сервиса при сохранении визуальных связей с водными пейзажами и восстановлении биоразнообразия. Новизна исследования заключается в том, что анализ факторов освоения морских набережных позволил выделить ряд проблем, которые необходимо решать, прежде всего, для создания комфортабельного и удобного пространства с сохранением природного и экологического баланса. Морские набережные могут не только приносить пользу горожанам, но и давать инвестиции в бюджет.
В современном мире туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, выполняющая значимые социальные и культурные функции. Вместе с тем массовое развитие туризма имеет множество негативных последствий, требующих поиска новых путей для их устранения или минимизации. В результате сформировался ряд концепций (устойчивый и ответственный туризм) и видов туризма (экологический туризм, этно-социальный туризм), ключевыми принципами которых является экологичность, бережное отношение к природным и культурным ресурсам, взаимодействие туристов и туристских организаций с местным населением и учет его интересов. Необходимость реализации этих принципов в практической туристской деятельности привела к возникновению новых видов туризма, к числу которых относится и фототуризм. Не менее важной причиной появления нестандартных видов туризма является трансформация запросов потребителей, их вектор на разнообразие и инновационность. Помимо анализа концептуальных основ возникновения фототуризма в статье предложено авторское определение этого вида, приведены стандартные (возраст, количество участников, продолжительность, степень комфортности) и специфические основания классификации фототуризма. Среди последних наиболее важными являются форма проведения (наличие или отсутствие теоретических занятий) и объект фотосъемки (пейзажный или жанровый). Проанализированы специфика фототура как туристского продукта, особенности его разработки и организации, необходимость учета таких факторов, как сезонность, время суток для съемок, подбор специального снаряжения и оборудования. Дана характеристика целевой аудитории, состоящая из фотолюбителей и профессиональных фотографов. Статья может представлять интерес как для исследователей в области новых видов туризма, так и для практиков туристской сферы, реализующих инновационные направления и программы.
Проблема развития субъектности взрослых людей, обучающихся по программам дополнительного образования, занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях. Фундаментальной целью дополнительного образования является психологическое обеспечение профессиональной самореализации и социальной успешности выпускников дополнительных программ обучения. Интегральным фактором, побуждающим к получению дополнительного образования и осмысленной вовлеченности в учебную деятельность, является личность обучающегося. Успешность выстраивания личности в образовательном процессе зависит от ее активной субъектности и автономности. Актуальность исследований проблемы субъектности обусловлена трудностями, которые связаны с неоднозначностью понимания данного понятия в психологии образования и педагогике высшей школы. Перспективным направлением исследований является уточнение понятия субъектности личности, возможности ее развития в дополнительном образовании в синтезе междисциплинарной матрицы психолого-педагогического знания. Множество перспектив для анализа и понимания субъектной позиции взрослых обучающихся предоставляет философия. Статья посвящена осмыслению феномена субъектности личности в западной философии. Теоретическое исследование направлено на обогащение междисциплинарного дискурса по проблеме субъектности, ее содержания и развития в условиях дополнительного образования взрослых путем анализа трех тенденций в эволюции субъектности: от Протагора и софистов до метафизики Декарта и антиметафизической формы философствования на примере постмодернизма. Автором выдвигается тезис о том, что философия может быть успешно интегрирована в современную педагогику и дидактику высшей школы. Расширение научного дискурса по проблеме субъектности в психолого-психологических исследованиях актуализирует обсуждения таких тем как новая онтология и гносеология дополнительного образования, логика, этика, эпистемология, которые имеют приоритетное значение для самоопределения взрослого человека, его ценностей и смыслов, интеграции процессов и “миров”, что, по сути своей, является именно философским проектом. Трансформация системы дополнительного образования взрослых должна быть направлена на обеспечение ее целостности для холистической социализации взрослых людей. Достижение этой цели предполагает интеграцию формального, неформального и информального образования, а также формирование философского мировоззрения выпускников дополнительных программ обучения. Необходимо использовать потенциал как теоретической, так и практической философии.
Использование «фирм-однодневок» в преступной деятельности, и особенно в сфере экономики приобрело закономерный характер. Фиктивные организации стали не только правовой, но и социальной проблемой. Предметом исследования выступает комплексный анализ современного состояния преступности, в частности касательно совершения незаконной банковской деятельности, связанной с незаконным обналичиванием и транзитированием денежных средств путем вовлечения «фирм-однодневок», а также анализ государственных регуляторов, использующихся для борьбы с данной категорией преступлений. Объектом исследования выступают непосредственно сами «фирмы-однодневки» как социальное явление, а также государственные и иные регуляторы, способствующие выявлению и пресечению их деятельности. Цель исследования - дать характеристику «фирмам-однодневкам» и выделить их основные черты, определить наиболее актуальные и значимые для правоприменительной практики проблемы в данной сфере и пути их решения. Для достижения цели использованы методы анализа, синтеза, обобщения, контент-анализа документов, сравнительный, формально-логический и системный методы. Новизна исследования обусловлена междисциплинарным подходом к рассмотрению института «фирм-однодневок», в который включается уголовно-правовой, криминологический и экономический критерий. В работе систематизированы основные признаки номинальных организаций на основе анализа правовых доктрин, судебной практики и статистки государственных органов, и как результат сформировано общее понятие «фирм-однодневок». Результатами исследования стало определение роли «фирм-однодневок» в схемах незаконной банковской деятельности, а также детальный анализ современных автоматизированных сервисов и систем, которые используются для выявления и пресечения деятельности фиктивных организаций. В работе приведены и проанализированы масштабы ущерба, причиняемого деятельностью номинальных фирм, включая прямую взаимосвязь между оборотом денежных средств в стране и долей ВВП, а также рассмотрена роль межведомственного взаимодействия при расследовании данной категории преступлений и оценена эффективность государственных регуляторов.
Целью представленного в статье исследования является выявление маркеров иноязычного руссоцентрического дискурса на поверхностном и глубинном уровнях. Эмпирической базой для исследования послужил корпус заголовков аутентичных англо-, финно- и японоязычных изданий о России, охватывающих XVIII–XXI вв. Заголовок рассматривается как важнейшая часть текста, в которую выдвигается наиболее значимая информация, выступающая концентратом репрезентируемого дискурса. Исследование включает три датасета – англоязычный, финноязычный и японоязычный подкорпусы общим объемом 590 заголовков. Собранный материал был подвергнут анализу с помощью стандартных инструментов корпусного анализа, а также глубинному дискурсивному анализу, результатом которого стала ручная аннотация корпуса по 7 группам параметров. Анализ поверхностной структуры дискурса фокусируется на структурно-синтаксическом, лексическом и стилистическом аспектах. Структурно-синтаксический анализ выявил ряд повторяющихся моделей, глубинный анализ которых показал, что, будучи отчасти обусловленными жанровым каноном заголовка, некоторые модели в то же время выступают актуализаторами ключевых для дискурса концептов. Стилистический анализ выявил типовой, ограниченный набор стилистических приемов, также отчасти коррелирующих с жанровым каноном заголовка (аллитерация), но отчасти участвующих в вербализации концептуальных доминант дискурса (метафорика, интертекстуальность). Лексический анализ позволил определить два маркера – жанровый (вербализация жанра издания) и дискурсный (ксенонимы-русизмы). Кросс-языковое сравнение стратегий введения русизмов в разноязычные описания России выявил наиболее высокую специфичность японоязычного руссоцентрического дискурса, где способ введения и маркирования ксенонимов предзадан их статусом «гайрайго». Выявленная специфика, однако, укладывается в лингвистические закономерности языка вторичной культурной ориентации, что позволяет говорить об универсальном механизме культурной переориентации языка. Выявление содержательных доминант руссоцентрического дискурса основывается на двух подходах: (1) категоризация ключевых слов подкорпусов; (2) интерпретация результатов семантического аннотирования. Полученные данные позволяют говорить о частичном пересечении перечня содержательных доминант в анализируемых вариантах дискурса при различиях в выборе репрезентантов ключевых для дискурса концептов.
Цель настоящей статьи заключается в разработке системы программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Для достижения указанной цели определены задачи по определению элементов механизма оценки, формированию программно-проектных мероприятий и направлений оценки, логики построения механизма оценки, а также по разработке методики программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Данная статья основана на методах функционального анализа, сравнения, классификации показателей и направлений оценок, прогнозирования алгоритма и модели оценки. Автором статьи рассмотрены методы и способы программно-проектной оценки, основанной на реализуемых органами местного самоуправления мероприятиях по национальным проектам, государственным программам Российской Федерации, государственным программам субъекта Российской Федерации и муниципальным программам, направленным на комплексное развитие муниципального образования. Комплексное развитие территории в контексте данной статьи рассматривается в рамках концепции сбалансированности, т. е. пропорциональности реализуемых программно-проектных мероприятий, устойчивости - динамического развития и результативности в достижении поставленных целей. Соответственно, источником развития территории являются денежные средства муниципального, регионального и федерального бюджета. В заключении сделан вывод о необходимости внедрения в деятельность органов местного самоуправления предлагаемой системы программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, по которой можно оценить как общую результативность всей деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, так и совокупность отдельных направлений развития (социального, экономического, инфраструктурного, культурного, экологического и пр.).
Целью исследования является оценка факторов роста открытой экономики Дальнего Востока и Хабаровского края в 2000-2021 гг. Показано, что в долгосрочном периоде, несмотря на высокие темпы прироста затрат капитала и значительную открытость экономики, темпы экономического роста Дальнего Востока и Хабаровского края отставали от национальных. Оценка производственной функции указала, что для поддержания темпов роста экономика Дальнего Востока при прочих равных условиях требовала масштабных затрат капитала, а сдерживающее влияние негативных темпов прироста затрат труда компенсировалось другими факторами. Массовый капитал и нейтральный научно-технический прогресс в целом формировали общую положительную экономическую динамику Дальнего Востока, а торговля была ее важным дополнением. Определено, что вклад в экономический рост Дальнего Востока товарооборота с зарубежным рынком был почти в два раза выше вклада торговли с отечественным рынком. В отличие от Дальнего Востока экономика Хабаровского края в долгосрочном периоде характеризовалась близкой к постоянной отдаче от масштаба, требуя меньшего прироста затрат капитала и труда для поддержания ее роста. При этом экономический рост региона генерировался главным образом капиталом и торговлей. Вклад торговли с зарубежными странами в экономический рост Хабаровского края превышал вклад торговли с отечественным рынком. Определено, что массовый экспорт с малой добавленной стоимостью оказывал относительно меньшее воздействие на экономический рост Дальнего Востока и Хабаровского края при заметном влиянии импорта. Предполагается, что в текущих внешнеполитических условиях при смещении экономической активности страны на восток для регионов юга Дальнего Востока, к которым относится Хабаровский край, выполнение функции активного «посредника» между отечественным и зарубежным рынками может позволить использовать имеющиеся у них преимущества для целей ускорения экономики.
В статье рассматриваются проблемы формирования гражданского общества в современном российском государстве, возникшие в связи с пандемией COVID-19, ведением специальной военной операции и их влияние на изменение основ гражданского общества. Задачи исследования - рассмотреть, насколько изменение социально-политической ситуации, давление Запада, недружественных стран, влияют на основополагающие показатели российского гражданского общества, такие как демократия, духовность, политическое сознание и др. Авторы представили своё видение на историю развития и место гражданского общества в человеческой цивилизации. На основе методологических подходов дан исторический анализ формирования гражданского общества, показана корреляция основных проявлений власти и гражданского общества. Обозначены новые особенности современной цивилизации, их содержание и направления развития. Проведён факторный анализ процесса становления и функционирования структуры гражданского общества в современной России. Авторами отдельно выделена значимость роли науки в развитии гражданского общества. Рассматривая основные проблемы формирования гражданского общества в современной России, авторы считают целесообразным продолжать совершенствовать государственную образовательную политику на всех уровнях и направлениях.