Путь к открытому и зафиксированному в американских стратегических документах противостоянию США и КНР прошли очень быстро. Еще в Стратегии национальной безопасности 2015 г. администрация Б. Обамы приветствовала рост стабильного и процветающего Китая, несмотря на обострение торговых противоречий. Но разочарование уже нарастало, согласия среди американских политиков относительно страны, называемой партнером, не было, а экспертное сообщество Соединенных Штатов все чаще писало о китайской угрозе. В статье проанализирован этот путь - от декларируемого партнерства к нескрываемому противостоянию с точки зрения формирования и официального закрепления концепций и формулировок, описывающих двусторонние отношения. Рассмотрено, как идея противостояния развивалась в экспертном сообществе, обсуждалась в комитетах Сената и закреплялась в стратегиях национальной безопасности последних трех администраций.
Идентификаторы и классификаторы
Во второй половине июня 2023 г. госсекретарь США Э. Блинкен совершил визит в Китай. Это был первый официальный визит такого уровня за пять лет: после поездки Д. Трампа в КНР все встречи высокопоставленных представителей двух государств проходили на нейтральной территории. Единственным итогом официального визита стало подтверждение обеих сторон своей готовности способствовать стабилизации двусторонних отношений. Однако буквально на следующий день после встречи Блинкена с китайским лидером американский президент Дж. Байден назвал Си Цзиньпина диктатором [1]. Прямолинейность нынешнего американского президента, больше свойственная его предшественнику, очень красноречиво отражает текущее состояние отношений двух держав, которое большинство экспертов называют самым худшим за последние 50 лет [2].
Список литературы
1. McCausland Phil. Biden calls Xi a dictator, Fueling Chinese anger. NBC News, 21.06.2023. Available at: https://apnews.com/article/china-biden-xi-jinping-dictator-c1fe17f72e2d37fcc840575eea1b78d2 (accessed 02.07.2023).
2. Zhu Jinghao. Great Power Competition as the New Normal of China-US Relations. New York, Palgrave Macmillan, 2023. 299 p. Available at: https://link.springer.com/book/. DOI: 10.1007/978-3-031-09413-2
3. Liveris A.N. Make it in America. The Case for Reinventing Economy. New York, Wiley, 2011. 240 p.
4. Bush R.C., Jones B., Pollack J.D. Avert Conflict in the South and East China Seas: Memorandum to President Obama. Brookings Institution, 23.01.2014. Available at: https://www.brookings.edu/articles/avert-conflict-in-the-south-and-east-china-seas/ (accessed 01.07.2023).
5. Shambaugh D. China at the Crossroads: Ten Major Reform Challenges. Brookings Institution, 01.10.2010. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/01-china-crossroads-reform-challenges-shambaugh-b.pdf (accessed 01.07.2023).
6. Pollack J.D., Bader J.A. Return to the Asia Rebalance: Memorandum to President Obama. Brookings Institution, 23.01.2014. Available at: https://www.brookings.edu/articles/return-to-the-asia-rebalance-and-the-u-s-china-relationship/ (accessed 01.07.2023).
7. Bader J.A. Changing China policy: Are we in search of enemies? Brookings Institution, 01.06.2015. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/Changing-China-policy-Are-we-in-search-of-enemies.pdf (accessed 01.07.2023).
8. Shambaugh D. China at the Crossroads: Ten Major Reform Challenges. Brookings Institution, 01.10.2010. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/01-china-crossroads-reform-challenges-shambaugh-b.pdf (accessed 01.07.2023).
9. Dollar D. China’s rise as a regional and global power: The AIIB and the “one belt, one road”. Brookings Institution, 15.07.2015. Available at: https://www.brookings.edu/articles/chinas-rise-as-a-regional-and-global-power-the-aiib-and-the-one-belt-one-road/ (accessed 01.07.2023).
10. Bader J.A. Changing China policy: Are we in search of enemies? Brookings Institution, 01.06.2015. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/Changing-China-policy-Are-we-in-search-of-enemies.pdf (accessed 01.07.2023).
11. O’Hanlon M.E., Sisson M.W., Talmadge C. Managing the risks of US-China war: Implementing a strategy of integrated deterrence. Brookings Institution, September 2022. Available at: https://www.brookings.edu/articles/managing-the-risks-of-us-china-war-implementing-a-strategy-of-integrated-deterrence/ (accessed 01.07.2023).
12. Kerry C.F., Meltzer J.P., Sheehan M. Can democracies cooperate with China on AI research? Rebalancing AI research networks. Brookings Institution, 09.01.2023. Available at: https://www.brookings.edu/articles/can-democracies-cooperate-with-china-on-ai-research/ (accessed 01.07.2023).
13. Hass R., Kim P.M., Bader J.A. A course correction in America’s China policy. Brookings Institution, November 2022. Available at: https://www.brookings.edu/articles/a-course-correction-in-americas-china-policy/ (accessed 01.07.2023).
14. O’Hanlon M.E. Getting China right: Resoluteness without overreaction. Brookings Institution, June 2023. Available at: https://www.brookings.edu/articles/getting-china-right-resoluteness-without-overreaction/(accessed 01.07.2023).
15. Lin B., Shatz H.J., Chandler N., Garafola C.L., Han E., Law A., Mallory K., Winkelman Z. Bridging the Gap: Assessing U.S. Business Community Support for U.S.-China Competition. RAND Corporation, 2022. Available at: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA1417-1.html (accessed 01.07.2023).
16. Johnson El., Cook N. The real reason Jim DeMint got the boot. Politico, 02.05.2017. Available at: https://www.politico.com/story/2017/05/02/why-jim-demint-was-ousted-from-heritage-237876 (accessed 12.08.2023).
17. Hilliker B., Enos O. The Overlooked Human Rights Crisis Unfolding in China’s Xinjiang Province. Heritage Foundation, 26.07.2018. Available at: https://www.heritage.org/asia/commentary/the-overlooked-human-rights-crisis-unfolding-chinas-xinjiang-province (accessed 12.08.2023).
18. Meservey J. Chinese Corruption in Africa Undermines Beijing’s Rhetoric about Friendship with the Continent. Heritage Foundation, 08.08.2018. Available at: https://www.heritage.org/global-politics/report/chinese-corruption-africa-undermines-beijings-rhetoric-about-friendship-the (accessed 12.08.2023).
19. Roberts J.M. Free Trade: America’s Best Strategy to Counter China. Heritage Insider, 20.12.2018. Available at: https://www.heritage.org/insider/winter-2019-insider/free-trade-americas-best-strategy-counter-china (accessed 12.08.2023).
20. Smith J. China’s Belt and Road Initiative: Strategic Implications and International Opposition. Heritage Foundation, 09.08.2018. Available at: https://www.heritage.org/asia/report/chinas-belt-and-road-initiative-strategic-implications-and-international-opposition (accessed 12.08.2023).
21. Walters R. Understanding China’s Economic Weaknesses Key to U.S. Policy Development. Heritage Foundation, 16.12.2019. Available at: https://www.heritage.org/asia/report/understanding-chinas-economic-weaknesses-key-us-policy-development (accessed 12.08.2023).
22. Cheng D., et al. Assessing Beijing’s Power: A Blueprint for the U.S. Response to China over the Next Decades. Heritage Foundation, 10.02.2020. Available at: https://www.heritage.org/asia/report/assessing-beijings-power-blueprint-the-us-response-china-over-the-next-decades (accessed 12.08.2023).
23. Freeman B. U.S. Government and Defense Contractor Funding of America’s Top 50 Think Tanks. Washington, D.C., Center for International Policy. October 2020. Available at: https://3ba8a190-62da-4c98-86d2-893079d87083.usrfiles.com/ugd/3ba8a1_c7e3bfc7723d4021b54cbc145ae3f5eb.pdf (accessed 10.07.2023).
24. Ochmanek D. The Role of Maritime and Air Power in DoD’s Third Offset Strategy. RAND Corporation, 02.12.2014. Available at: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/testimonies/CT400/CT420/RAND_CT420.pdf (accessed 15.08.2023).
25. Heginbotham E., et al. The U.S.-China Military Scorecard: Forces, Geography, and the Evolving Balance of Power, 1996-2017. RAND Corporation, 2015. Available at: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RR392.html (accessed 15.08.2023).
26. Lohman W., Walters R. Understanding the Chinese Challenge to the United States. Heritage Foundation, 29.09.2020. Available at: https://www.heritage.org/asia/commentary/understanding-the-chinese-challenge-the-united-states (accessed 15.08.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Редакция представляет краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного обсуждению глобального технологического развития и параметров лидерства в технологической сфере. В дискуссии приняли участие генеральный директор РСМД И. Н. Тимофеев, заместитель директора по научной работе ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД С. А. Афонцев, руководитель Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. В. Данилин, заместитель директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Е. С. Зиновьева, младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. Ю. Щедров, заведующая Сектором международных валютно-финансовых отношений ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Е. А. Сидорова, научный сотрудник Отдела науки и инноваций ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Э. П. Шавлай, помощник директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России Т. В. Исаева и программный менеджер РСМД А. Ю. Толстухина.
В статье исследуется широкое распространение термина “Американский Запад” (Мэй Сифан) в китайском академическом и медийном дискурсе на фоне ухудшения отношений между КНР и США. Анализ основан на репрезентативных данных и применении методов корпусной лингвистики. Для выявления частотности и семантических нюансов употребления термина “Американский Запад” использована авторитетная научная база China National Knowledge Infrastructure (CNKI). Рассматривая западный блок дифференцированно, китайские эксперты выделяют в нем группу стран, более тесно связанных с США. В рамках данной аналитической парадигмы в китайских публикациях отношения с США все реже рассматриваются как ключевой и относительно устойчивый элемент внешней политики КНР. В условиях хаотизации мировой системы важнейшим для Пекина становится вопрос о степени консолидации Запада на антикитайской основе. Автор приходит к выводу, что распространение термина связано с изменением восприятия угроз и задачами внутренней идеологической консолидации. Речь идет о попытке политического руководства донести до партии и китайского общества мысль о том, что Китай стоит перед более масштабным вызовом, чем усложнившиеся отношения с США. Нарратив об “Американском Западе” становится важным инструментом для мобилизации политической системы КНР в условиях обострения информационного противоборства.
На основании китайских документов и публикаций рассматривается эволюция подходов руководства КНР к тематике стратегического сдерживания с конца 2010-х годов, вылившаяся в начале 2020-х в существенные коррективы оборонной политики страны. Показаны основные изменения в документах по соответствующей тематике, прогнозируются возможные последствия этих изменений для количественного и качественного состава китайских сил стратегического сдерживания. Констатируется, что создаваемый в Китае силовой компонент системы стратегического сдерживания подтверждает ее нацеленность не только на защиту КНР от угрозы ядерного нападения, но и на предотвращение вмешательства США в затрагивающие интересы Китая конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Стратегическое противостояние с США и повышающаяся критичность структурных проблем в экономике заставляют Пекин активизировать реализацию национальных программ развития, главными из которых являются общее “великое возрождение китайской нации”, а также “всеобщее процветание” и “двойная циркуляция”. В статье рассматривается политика всеобщего процветания.
Тайвань и Республика Корея - крупнейшие центры производства наиболее сложных полупроводниковых компонентов, от поставок которых зависят и США, и КНР. В рамках стратегии по развитию своей микроэлектронной отрасли Вашингтон стремится локализовать производство наиболее технологичных чипов на своей территории и одновременно отсечь Китай от передовых технологий в этой сфере. Пока США сталкиваются с финансовыми, технологическими и кадровыми проблемами, что предопределяет в том числе наступление нового этапа кооперации с Тайванем и РК.
Анализ политики санкций США в отношении Китая и России выявил существенные расхождения как в наборе используемых ограничительных мер, так в их количестве и жесткости применения. В случае ухудшения отношений США и КНР разница может быть нивелирована.
В статье рассмотрена эволюция политической стратегии США в отношении тайваньской проблемы. На протяжении нескольких десятилетий американский подход характеризовался “стратегической неопределенностью”, но в последнее время появились признаки более однозначной поддержки Тайваня. Вопрос о том, можно ли считать завершенной эпоху “стратегической неопределенности”, решается автором с помощью анализа изменений в американском внешнеполитическом механизме. Отмечается, что Конгресс США, начиная с периода президентства Дональда Трампа, не только выполняет традиционные для себя функции защитника демократического Тайваня от посягательств со стороны КНР, но и нейтрализует наиболее радикальные инициативы исполнительной власти, направленные на переход к “стратегической ясности” в отношениях с Китаем и Тайванем. Это свидетельствует о стремлении части законодателей отсрочить ликвидацию выгодной для США “стратегической неопределенности”, но уже предпринятые Соединенными Штатами шаги делают отказ от нее практически неизбежным.
В статье анализируется документ, определивший американскую политику в отношении Китая, - “Стратегический подход Соединенных Штатов к отношениям с Китайской Народной Республикой”. Исследуются политические принципы, заложенные в нем и отражающие фундаментальное представление американского истеблишмента о Китае и его стратегии. Предлагается их научное обоснование. Демонстрируется, каким образом следование этим принципам трансформировало американский подход к КНР.
Статья посвящена анализу сотрудничества России и Китая в контексте отношений двух стран с США. Ставится под сомнение точка зрения, согласно которой нынешнее сближение РФ и КНР вызвано охлаждением между этими государствами и Западом в XXI в. Аргументируется вывод о том, что стратегическое партнерство двух стран Евразии является результатом длительного процесса, начавшегося в 1980-х годах. Американо-китайское сближение на завершающем этапе холодной войны действительно подтолкнуло руководство СССР к поиску взаимопонимания с Китаем, однако это процесс в дальнейшем отнюдь не главным образом зависел от “американского фактора” - значимого, но не определяющего для российско-китайского сотрудничества.
Цифровое противостояние - конкуренция между США и КНР в сфере разработки, производства, использования и контроля за цифровыми продуктами и социальными сетями - приобретает все более острый характер. Администрация Дж. Байдена взяла курс на создание цифрового разрыва с Китаем, ограничивая доступ к американским инновациям и создавая антикитайский альянс в киберпространстве.
Статья посвящена исследованию режимов адаптации Соединенных Штатов Америки к изменениям в окружающей международной среде. В ситуации, когда “двойное сдерживание” Китая и России фактически становится организующей идеей американской внешней политики, а условия, при которых США в постбиполярный период представляли себя остальному миру в качестве ролевой модели либеральной демократии и рыночной экономики, подвергаются эрозии, американские элиты стремятся к удержанию за Вашингтоном гегемонистского положения в мировой системе. Автор рассматривает набирающую в США популярность теорию “адаптивного лидерства”, способы ее сопряжения с теорией адаптивного поведения Дж. Розенау, изучает характер такой адаптации в отдельных областях и предпринимает попытку ответить на вопрос, насколько реализуемые сегодня Соединенными Штатами меры адекватны для искомых ими целей.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru