В статье представлен обзор произведений медиаискусства XX-XXI веков, мультимедийных инсталляций, направленных на создание условий для целенаправленной концентрации внимания, созерцательного опыта и медитации. Рассматриваются различные подходы художников к использованию цифровых технологий для организации пространств, способствующих сосредоточению и самонаблюдению. На основе анализа существующих работ предложена классификация произведений по типу взаимодействия со зрителем.
В статье исследуется эволюция взаимодействия медитативных практик и медиаискусства, от ранних экспериментов со светомузыкой до современных иммерсивных инсталляций с биометрической обратной связью. На основе анализа ключевых произведений медиаискусства XX-XXI веков прослеживается трансформация художественных методов достижения измененных состояний сознания через цифровые технологии. Особое внимание уделяется пионерским работам Булата Галеева и Августа Ланина в области светомузыкальных установок для космической медицины и их влиянию на современные художественные практики. Рассматривается вклад медиахудожников в развитие новых форм медитации, включая работы Джеймса Таррелла, Марико Мори, Олафура Элиассона, Рефика Анадола и других признанных в мире искусства авторов, использующих передовые технологии для создания иммерсивных пространств.
Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, объединяющем искусствоведческий анализ и технологические аспекты создания медитативных пространств. В работе систематизированы различные подходы к использованию биометрических данных в медиаискусстве, от индивидуальных капсул до коллективных инсталляций, и проанализирована их эффективность в достижении медитативных состояний у зрителя. Результаты исследования показывают, что современное медиаискусство не только наследует традиции классических медитативных практик, но и создает принципиально новые формы взаимодействия человека с цифровой средой, способствующие достижению глубоких состояний осознанности и внутреннего покоя. Выявлена тенденция к персонализации художественного опыта через использование нейроинтерфейсов и биометрических датчиков, что открывает новые перспективы в области арт-терапии и современного медиаискусства.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения описанных художественных методов в создании терапевтических пространств, проектировании общественных зон психологической разгрузки и разработке новых форм цифрового искусства. Материалы статьи могут быть использованы в образовательных программах по медиаискусству, а также при проектировании релаксационных пространств в урбанистической среде.
Педагогу, работающему в сфере дополнительного образования детей, необходимо постоянно самосовершенствоваться. Участие в конкурсах является одним из ключевых видов деятельности, направленных на профессиональное развитие педагога, однако для достижения высоких результатов, устранения профессиональных дефицитов, ему необходимо комплексное методическое сопровождение. Из основных критериев оценивания, существующих в профессиональных конкурсах, следует выделить соответствие содержания дополнительного образования актуальным областям науки, культуры и технологий. Для освоения инструментов обновления программ региональным модельным центром был разработан ряд дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, в том числе, направленных на освоение современных цифровых технологий.
Автор опирается на результаты конкурса лучших практик, ежегодно проводимого на территории Свердловской области для специалистов сферы дополнительного образования детей. Ключевой составляющей конкурса является представление педагогами содержания и результатов реализуемых ими дополнительных общеразвивающих программ. Потенциал конкурса состоит в его мотивирующем воздействии на специалистов этой сферы, поскольку стимулирует их к обновлению содержания дополнительного образования детей для достижения более высоких конкурсных результатов.
Обновление содержания дополнительного образования детей напрямую связано с систематическим повышением квалификации педагогов в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Для обновления программ могут использоваться возможности интерактивных онлайн-сервисов, позволяющих проектировать различные виды заданий, реализовывать обучение в дистанционной форме.
В статье раскрываются механизмы реализации различных форм методической поддержки педагогов дополнительного образования, осуществляемой региональным модельным центром на доконкурсном, конкурсном и постконкурсном этапах, с акцентом на обновлении содержания дополнительных общеразвивающих программ.
В условиях развития цифровой среды особое место занимают медиапрактики, которые предполагают использование информационно-коммуникационных средств для создания и потребления определенного содержания (контента), а также для осуществления социальных связей и взаимодействий. Авторы рассматривают медиапрактики в контексте образования как реализацию опыта деятельности и компетенций, связанных с функционированием человека в цифровой культуре, через применение полученных школьниками и студентами знаний, умений, навыков.
Целью данной статьи является анализ возможностей использования медиапрактик в цифровой среде для решения образовательных задач.
Материалы и методы. На основе анализа сборников научно-практических конференций, посвященных медиаобразованию, материалов сети Интернет и собственного педагогического опыта систематизированы медиапрактики, существующие в российском образовательном пространстве. Ключевым методом выступает кейс-анализ, позволивший не только обобщить материалы, но и увидеть перспективы для медиаобразования в цифровой среде.
Результаты исследования. Авторы ограничивают круг исследуемых медиапрактик медиапроектами, реализуемыми в школе и вузе. В статье выделяются ряд направлений медиапроектов, описанных в публикациях ученых и практиков: проекты, относящиеся к онлайн-журналистике; проекты, расширяющие возможности для учебно-познавательной деятельности в различных предметных областях; проекты, развивающие медиаграмотность и навыки критического мышления; творческие проекты; проекты, связанные с решением задач инклюзивного образования и адаптации контента под запросы аудитории. На основе предложенной классификации представлены наиболее интересные примеры медиапрактик. Подчеркивается, что медиапроекты в образовании носят многоаспектный характер, сочетая онлайн-журналистику и решение учебно-познавательных задач, развитие критического мышления и медиатворчество.
Обсуждение и выводы. В результате проведенного анализа обозначены перспективы для медиаобразования в цифровой среде.
В статье представлены методические рекомендации по организации лабораторных занятий по ботанике в рамках дисциплины «Ботаника и физиология растений» реализуемой на факультете среднего профессионального образования Уральского ГАУ для студентов направления 35.02.05 Агрономия. Выполняя лабораторные работы по ботанике, студенты знакомятся со строением растительных клеток, тканей, органов растений, морфологией и систематикой растений, что позволяет получить новые знания, умения, и навыки обеспечивающие высокий уровень обучения необходимые для изучения последующих дисциплин.
В последние десятилетия с ростом патологии сердечно-сосудистой системы увеличиваются и проявления атеросклероза мезентериальных сосудов. На основе обзора литературы проанализированы актуальные проблемы хронической и острой мезентериальной ишемии, ее диагностики и эффективности лечения. Рассмотрены этиопатогенез, клинические проявления, диагностические подходы, лечебные стратегии, включая консервативное и хирургическое лечение, а также исходы заболевания с высокой летальностью. Отсутствие общепринятых программ по диагностике и лечению мезентериальной ишемии диктует необходимость дальнейшего научно-клинического поиска с применением современных материально-технических возможностей.
В статье представлен анализ современных исследований оценки эффективности различных методов, направленных на психологическую помощь пациентам с поражением лицевого нерва. Несмотря на то, что нарушение подвижности лица является серьезным испытанием для человека, доступность психологической помощи пациентам весьма ограничена. Около 70% пациентов имеют симптомы эмоциональной дезадаптации, которые чаще встречаются у женщин и в большей степени зависят от субъективной оценки своего состояния. Анализ исследований показал важную роль психологического просвещения населения о проблемах данной клинической группы в снижении стигматизации и социальных страхов у пациентов. Помимо этого, были обнаружены результаты, свидетельствующие об эффективности методов самопомощи, способных заменить разовую консультацию специалиста и обеспечить доступность психологической помощи. Исследования психотерапевтического вмешательства в основном базируются на методах когнитивно-поведенческого подхода, однако проведены на небольших выборках, которые включают и другие нозологии, связанные с поражением лица. Единичные работы, посвященные групповой терапии, дали противоречивые результаты. С одной стороны, разработанные тренинги не дали улучшений в отдаленной перспективе, с другой стороны, групповая организация лечебных мероприятий может положительно сказываться на эмоциональном состоянии пациентов. Полученные результаты свидетельствуют о важности разработки протоколов и рекомендаций по оказанию психологической помощи пациентам с поражением лицевого нерва, а также указывают на необходимость развития доказательного подхода к предоставляемой помощи.
В данной статье даются определения таким важным и основополагающим в воспитании молодежи терминам как «патриотизм», «патриотическое воспитание» и «медиапродукт». Приводятся статистические данные потребления медиаконтента подрастающим, молодым и взрослым поколением. Рассматривается роль медиапродукта и его характеристики в контексте патриотического воспитания, определяются государственные институты, основной задачей которых стала пропаганда патриотизма в молодежной среде. Изучается вопрос о том, как повысить уровень патриотизма индивида, общности, нации. Исследуются некоторые из жанровых векторов медиапродуктов, способных оказать влияние на целевую аудиторию: музыкальный, литературный, кинематографический и креативный. При проведении специальной военной операции Россией вопросы патриотического воспитания приобретают важное, если не сказать, общенациональное значение, для их решения формируются федеральные программы, государство предоставляет творческую свобода лидерам общественного мнения, которые созидают образовательные и просветительские медиапродукты, что позволяет увеличивать качество воспитательного контента. Стоит заметит, что в сети Интернет, на фоне увеличивающегося спроса на материалы о любви к Родине, наблюдается популяризация ресурсов патриотической направленности, где любой пользователь сможет найти нужный ему контент: стихотворения, литературные произведения, музыкальные композиции, кинематограф и т. д.
Проведённый эксперимент предопределил направление поиска новых технологических приёмов возделывания твёрдой пшеницы, суть которых сводится к сохранению и воспроизводству естественного плодородия чернозёма южного. Ранее разработанные постулаты применения минерального питания влекли за собой внесение с минеральными удобрениями большое количество шлаков (более 505), которые являются наполнителями минеральных удобрений. Не секрет, что в их состав входит множество тяжёлых металлов, которые негативно влияют на почвенное плодородие. Нами была предложена предпосевная обработка семян биоудобрениями нового поколения. Программа исследований была сведена к тому, чтобы попытаться найти альтернативу традиционному минеральному питанию среди биоудобрений. Корневая масса твёрдой пшеницы обладает специфической микоризой, которая более активно взаимодействует с почвенными микроорганизмами. Применение биоудобрений совместно с расчетным количеством минерального питания предопределяют более комфортабельные условия для жизнедеятельности почвенных микроорганизмов. Параллельно с районированными сортами высевались перспективные сорта пшеницы, которые обладали большей пластичностью и адаптивностью к засушливым условиям. В результате эксперимента было обнаружено, что биоудобрения оказывали положительное влияние на протекание почвенных микробиологических процессов. Установлено положительное взаимодействие корневой системы твёрдой пшеницы с биоудобреними нового поколения. Эксперимент был проведён в 2020-2023 гг. в Михайловском районе Волгоградского региона, на полях КХ «Елисеев А. Н», находящегося в зоне чернозёма южного. В агробиологическом сортоиспытании были взяты сорта твёрдой пшеницы: яровые формы сортов Донская элегия и Краснокутка 13, озимые формы - Агат донской и Аксинит. Обрабатывали семенной материал биоудобреними и вносили минеральное питание под заданную урожайность. Четырёхлетний эксперимент позволяет сделать заключение, что биоудобрения («Благо+», «Гуми 20») вполне могут составить конкуренцию обычному минеральному питанию. Применение биоудобрений поможет довести урожайность яровой пшеницы на варианте «Гуми 20 + N147Р55К90» до 4,72 т/га (сорт Донская элегия), а у озимой твёрдой пшеницы Аксинит до 5,47 т/га. В то время на контрольных вариантах этих сортов урожайность составляла, соответственно, 2,53 и 3,18 т/га.
Дидактическая система «учитель-ученик» - слабоструктурированный и плохо формализуемый объект, функционирующий в условиях неопределенности и недостатка информации. Его изучение требует сочетания методов качественного, математического и компьютерного моделирования. В статье рассмотрены: 1) линейная и нелинейная модели системы «учитель-ученик»; 2) многокомпонентная модель усвоения логически несвязанной информации; 3) модель усвоения логически связанной информации; 4) модель усвоения и забывания частично связанного материала; 5) модель, учитывающая зависимость степени понимания от быстроты поступления учебной информации. Полученные графики показывают изменение количества знаний ученика во время обучения и забывания. Правильность предложенных моделей подтверждается тем, что их отклик на изменение параметров и входных величин соответствует объективно существующим закономерностям учебного процесса.
Рассмотрены основные методы и материалы для нанесения керамических слоев теплозащитных покрытий. Представлены основные способы изготовления материалов для различных методов нанесения керамических слоев теплозащитных покрытий (электронно-лучевой, магнетронное распыление и атмосферно-плазменное напыление). Показаны способы увеличения сферичности и прочности частиц порошковых материалов, что повышает стабильность и воспроизводимость процесса плазменного напыления.
Рассматривается проблематика противостояний в современном мире. Представлена авторская точка зрения на складывающуюся ситуацию. В качестве базовой фиксируется дилемма, заключающаяся в противостоянии нашей страны с западным миром. Отличительным моментом этого противостояния во все большей мере становится менталитет, как способ актуального видения окружающего мира и мышления, обусловливающий и объясняющий специфику реагирования людей на возникающие вызовы. В частности, именно менталитет, охватывая все сферы существования данного народа, в значительной мере обеспечивает его существование, как уникальной общности людей. В настоящее время наиболее активно продвигается западно-либеральный проект построения так называемого капитализма стейкхолдеров. Являясь по своей сути глобалистким, он предусматривает не только ликвидацию суверенитета стран, как такового, но и, что самое важное, устранение самобытности их народов. Понятно, что смириться с потерей своей самобытности большинство народов не может. Русский менталитет, как идейная база существования Российской Федерации, и менталитет англосаксов кардинально различны, что является одной из причин обострения отношений нашей страны и объединенного Запада. Изложен ряд тезисов, которые целесообразно принять во внимание при формировании стратегии и тактики политики России на ближайшую перспективу, причем как внешней политики, так и внутренней.
В статье рассматривается мотив чудесного рождения в синьцзян-ойратской версии эпоса «Джангар». Материалом исследования явились тексты песен синьцзян-ойратской эпической традиции «Джангара», опубликованные в Китае на ойратской письменности «тодо бичиг» («ясное письмо»), переложенные на калмыцкий язык известным востоковедом Б. Х. Тодаевой, а также ойратские тексты, изданные профессором Т. Джамцо. Рассмотрение мотива чудесного рождения в ойратской версии эпоса «Джангар» показало, что данный мотив основан на исключительности событий, сопровождающих появление чудесного младенца на свет: 1) пророчество тестя Узюнг-хана Гюртем Цецен-хана, что после пяти лет счастливой супружеской жизни случится беда, свершается; 2) напавший на ханство Узюнга Свирепый Шара Мангас убивает родителей, в живых остается только чудеснорожденный младенец, спрятанный в пещере; 3) осиротевшего младенца и его жеребенка находит Шигширги и забирает домой, нарекает сироту именем; 4) благопожелание-йорял, произнесенное во время имянаречения чудеснорожденного героя, явилось магическим благословением и предсказанием его будущего героического пути. Мотив чудесного рождения в рассмотренных ойратских песнях обнаруживает архаичные элементы: ребенок появляется из материнской утробы в околоплодном пузыре; способность ребенка говорить в утробе матери; багши-предсказатель предрекает младенцу великое будущее и произносит магическое благопожелание; рождение ребенка в «рубашке» явилось предзнаменованием героического будущего и обусловило его изолированность; взаимосвязь чудеснорожденного младенца с космическим верхом; быстрый рост; наречение героя богатырским именем; обладание физической силой и магической неуязвимостью. Чудеснорожденный герой архаического эпоса, являющийся хранителем очага и защитником рода-племени, хозяином несметных стад и обширных кочевий своего отца, трансформируется в центральный образ героического эпоса «Джангар», властелина бумбайской страны, утверждающего богатырское имя героическими подвигами.