Машины и люди: визуализация технологий Искусственного интеллекта в современном кинематографе (2025)

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время многие аспекты человеческого существования опосредованы какими-либо технологическими решениями и инструментами, включёнными в общую алгоритмическую среду. Развитие технологий Искусственного интеллекта отражают данные процессы, оказывая значительное влияние на повседневную жизнь человека. Исходя из этого, дискурс о взаимодействии искусственного и подлинно человеческого интеллекта становится все более актуальным. Объектом исследования выступает образ «искусственно созданного существа»: образ сверхсильного компьютера или цифровой бестелесной сущности, киборга или робота-андроида, визуализированных в современном кинематографе. Предметом исследования является выявление особенностей репрезентации технологий Искусственного интеллекта в кинематографе, отражающие слияние человека и машины. Цель настоящего исследования заключается в анализе практик репрезентаций ИИ в кинематографе, через выявление и интерпретацию основных векторов образного воплощения технологий ИИ в кино-нарративе. Методологической основой анализа фильмов о взаимодействии человека и машины, содержащих и лежащих в их основе социокультурных ценностей и представлений, применялся аксиологический метод. Поскольку материалом исследования стали художественные кинотексты, при их изучении существенное значение имел герменевтический метод с его ведущим принципом понимания и интерпретации смысла текстов. Новизна данного исследования заключается в выявлении визуальных особенностей (векторов) представлений технологий ИИ в кинематографе, а именно: очеловечивание машины, придание ей антропоморфных черт; наделение технологий Искусственного интеллекта эмоциями; наличие или отсутствие телесности Искусственного интеллекта. Тем самым автор фиксирует, что кинематограф ставит под сомнение границы между биологией и технологией, а также между сознанием и телом, привнося яркие заметные образы, которые заставляют задуматься о том, что появление искусственного интеллекта и постепенное размывание границ между человеческим интеллектом и машинным мышлением может означать для человека не только конец привычного мира, но и открывает горизонты новых возможностей. Сделан вывод о том, что кинематограф, в рамках научно-фантастического жанра, выступает как площадка для интерпретаций технологий Искусственного интеллекта, допуская более высокий уровень его развития относительно реально существующего, и позволяет проецировать отношение человека к современным технологиям

Издание: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Щавлева Александра Сергеевна
Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ (2024)

Развитие социально-культурной среды обуславливает формирование модели поведения общества как гуманитарной и экономической системы. Существует тесная взаимосвязь между духовно-нравственным и экономическим развитием общества. Неоднородность социально-экономического пространства России обуславливает дифференциацию условий воспроизводства человеческого капитала в региональном разрезе. В свою очередь, сформированный набор культурно-нравственных ценностей и поведенческих моделей влияет на развитие механизма экономического взаимодействия на мезоуровне. Важность количественной оценки развития социально-культурной среды определяется необходимостью конкретизации целей и задач культурной политики при разработке стратегий социально-экономического развития регионов. Целью исследования является выработка методических подходов к оценке развития региональной социально-культурной среды, которая представлена тремя компонентами: культурно-образовательной, культурно-просветительской и культурно-досуговой деятельностью. Предложены конкретные показатели оценки, и на их основе произведён расчёт индекса социально-культурного развития отдельных территорий. На основании разработанных методических подходов проведён сравнительный анализ развития социально-культурной среды регионов ЦФО. Предложенная методика позволяет выявить основные направления повышения эффективности региональной культурной политики как одного из механизмов формирования человеческого капитала.

Издание: ФОРПОСТ НАУКИ
Выпуск: Т. 18 № 1 (2024)
Автор(ы): Матвеев Владимир Владимирович, Ефименко Ирина Сергеевна, Илюхина Ирина Борисовна
Сохранить в закладках
Методика применения технологий искусственного интеллекта для создания студенческих письменных работ в российских вузах (2025)

Введение. В связи с нарастанием значения технологии искусственного интеллекта в высшем образовании актуализируется необходимость разработки методики применения преподавателями технологий ИИ в подготовке студенческих письменных работ, отвечающих всем установленным нормативным требованиям и правилам академической этики.

Материалы и методы. В июле 2024 г. автор на условиях конфиденциальности и анонимности провел групповое фокусированное интервью с семью экспертами из числа коллег в возрасте от 35 до 60 лет, работающих по социально-гуманитарному профилю не менее пяти лет в вузах г. Москвы и г. Уфы, а также педагогический эксперимент и онлайн-опрос 46 студентов-выпускников различных направлений обучения Башкирского государственного медицинского университета и Башкирского государственного педагогического университета в социальной сети «ВКонтакте» в возрасте от 22 до 25 лет, из которых 57,25% – женщины, 42,75% – мужчины, 93% составляют уроженцы Башкортостана.

Результаты исследования. Разработанная в ходе исследования авторская методика включает в себя следующие основные составляющие. Вначале научный руководитель определяет общее направление работы, перечень конкретных инструментов ИИ, ограничения использования ИИ, ответственность обучающегося и пр. В свою очередь обучающийся с помощью инструментов ИИ создает первую редакцию письменной работы с учетом того, что высока вероятность придумывания искусственной нейросетью фактов и источников. На заключительном этапе научный руководитель делает общую оценку содержания и формы письменной работы, вместе с обучающимся обсуждают достигнутый результат.

Обсуждение и заключение. В целом авторская методика позволяет интегрировать инструменты ИИ в классические аудиторные и внеуадиторные занятия при обязательном научном руководстве преподавателем-человеком.

Издание: ВЕСТНИК МАЙКОПСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 17, № 2 (2025)
Автор(ы): Трусов Сергей Викторович
Сохранить в закладках
МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ АНАЛИТИКА: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (2025)

Мультимодальная учебная аналитика (MMLA) - новое направление исследований в образовании, интерес к которому растет во всем мире. Актуальность такой аналитики заключается в возможности более комплексного и точного понимания процессов обучения за счет интеграции различных типов данных, таких как цифровые, физические, физиологические, психологические, психометрические и экологические (данные окружающей среды). Цель - выйти за рамки описательного анализа текущих практик и перейти к структурному пониманию сущностей и взаимосвязей, формирующих исследовательское поле; уточнить границы MMLA как научного направления с целью выявления скрытых областей потенциального применения. Особое внимание уделяется коллаборативной аналитике, перспективному направлению изучения данных о совместной деятельности. Методология, методы и методики. В качестве основного метода применяется библиометрический анализ. Для онтологического осмысления поля использован метод веерных матриц. Результаты и научная новизна. Анализ полученных библиометрических данных позволил проследить основные вехи развития мультимодальной учебной аналитики с момента ее появления до настоящего времени. Определены основные исследовательские группы, содержание их исследований и используемые источники данных. Выделены основные исследовательские темы и проанализирована их динамика. Обнаружен сдвиг исследовательского интереса: от анализа индивидуальных траекторий к анализу групповой динамики в контексте совместного обучения. Изучены возможности применения MMLA для анализа коллективных форм учебной деятельности, таких как совместное решение задач, групповая работа или проектное обучение. Онтологическое осмысление поля MMLA позволило выделить существующие пространства и подходы и предположить те, которые могут появиться в будущем. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы для проектирования учебных сред, в том числе ориентированных на формирование навыков коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также междисциплинарных контекстах.

Издание: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: Т. 27 № 7 (2025)
Автор(ы): Патаракин Е.Д., Кутузов А.И., Дворецкая И.В.
Сохранить в закладках
МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ПЕРЕПЕЛОВ ПРИ СКАРМЛИВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОЙ ДОБАВКИ «БАЙКАЛ ЭМ-2» (2025)

Проблема и цель. Целью эксперимента являлось исследование воздействия полиштаммного биологически активного вещества «Байкал ЭМ-2» на морфологические, физиологические показатели перепелов и их мясную продуктивность.

Методология. Экспериментальная часть работы была проведена в 2022-2023 гг. на базе учебно-производственного птичника ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева», где в качестве объектов исследования были взяты перепела маньчжурской породы в возрасте от 4 до 40 дней. По методу параналогов сформированы контрольная и четыре опытные группы. В каждой группе находилось по 50 перепелов маньчжурской породы. Перепела были здоровы и содержались в одинаковых условиях, температура и освещение соответствовали зоогигиеническим нормам. Птицам всех групп скармливали основной рацион (ОР), все перепела имели свободный доступ к воде. На протяжении всего опыта к основному рациону в опытных группах проводилось выпаивание раствора биологически активной добавки «Байкал ЭМ-2» в концентрациях 0,25 %; 0,5 %; 0,75 % и 1 % в количестве 3 мл на голову. На протяжении всего опыта еженедельно учитывали живую массу перепелов. Оценку морфофизиологических показателей проводили с использованием стандартных методических приемов. В возрасте 40 суток проводился контрольный убой и вскрытие трех самцов от каждой группы для учета их средней живой массы.

Результаты. Установлено, что исследуемая биологически активная добавка «Байкал ЭМ-2» способствует увеличению массы железистого и мышечного желудков, печени, грудных и ножных мышц. В результате полученных данных по массе и длине семенников можно сделать вывод, что половое созревание самцов контрольной группы проходит быстрее, по сравнению с перепелами 4-й опытной группы. По общей длине кишечника опытные группы превосходили контрольную. Длина кишечника птиц опытных групп превосходила или не отличалась от показателя в контрольной группе на всем его протяжении, за исключением длины прямой кишки, где наблюдалась обратная зависимость. Наибольшей длиной кишечника отличалась 4-я опытная группа. Сравнением живой массы перепелов в разные возрастные периоды установлено, что биологически активная добавка «Байкал ЭМ-2» способствовала увеличению скорости роста перепелов опытных групп 3 и 4 в период с 11-й по 18-й день выращивания. К 40-му дню разница в показателях живой массы перепелов между опытными группами и контрольной не превышала 3 г.

Заключение. На основании проведенных исследований дано научное обоснование применения биологически активной добавки «Байкал ЭМ-2» в реализации морфофизиологических показателей и мясной продуктивности перепелов маньчжурской породы.

Издание: ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П. А. КОСТЫЧЕВА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Агаркова Алиса Анатольевна, Кармишкин А. И., Сычева Ирина Николаевна, Палкин Михаил Алексеевич, Медведев Иван Константинович
Сохранить в закладках
Модель формирования ключевых компетенций спортивного менеджера (2025)

Введение. Одним из главнейших критериев функционирования физкультурно-спортивной организации является уровень профессионализма ее управленческих кадров и, соответственно, степень организации формирования их компетенций. Высокий профессионализм руководителя любой физкультурно-спортивной организации считается залогом ее успеха. В связи с этим проблема исследования заключается в поиске оптимальных путей формирования ключевых компетенций спортивных менеджеров, что является актуальной научной проблемой в условиях функционирования современного рынка физкультурно-спортивных услуг.

Материалы и методы. В исследовании использована совокупность методов научного познания: анализа, классификации, моделирования, обобщения, наглядного представления данных. Теоретическая основа работы представлена современными концептуальными подходами к профессиональной деятельности спортивного менеджера, параметрам его личностных и профессиональных характеристик, а также организации педагогической деятельности по формированию его ключевых компетенций.

Результаты исследования заключаются в: уточнении понятия «спортивный менеджер» с позиций его профессиональных функций и ключевых компетенций; обосновании и разработке на основе актуальных теоретических и методологических положений модели формирования ключевых компетенций спортивного менеджера, обеспечивающей продуктивную деятельность по руководству спортивной организацией.

Обсуждение и заключение. Спортивным менеджером считается руководящее звено физкультурно-спортивной организации, в компетенцию которого входят преимущественно вопросы организации и планирования деятельности спортивной организации. Эффективный процесс управления спортивной организацией возможен при разработке и внедрении в систему подготовки и переподготовки специалистов управленческого звена авторской педагогической модели формирования ключевых компетенций спортивного менеджера, которая обеспечивает развитие профессионально-личностных качеств спортивных менеджеров и включает три блока: целевой, методологический и содержательный.

Издание: ВЕСТНИК МАЙКОПСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 17, № 1 (2025)
Автор(ы): Двойникова Елена Сергеевна, Тугуз Фатима Анзауровна, Уджуху Ирина Анзауровна
Сохранить в закладках
Методика применения практики разговорного клуба «интервью» в обучении грамматике (2025)

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых методов работы над грамматическим материалом с учетом современных требований к иноязычной коммуникативной компетенции выпускников. Недостаточная сформированность иноязычной коммуникативной компетенции выпускников неязыковых вузов может быть вызвана применением традиционных методов обучения грамматике. Внедрение коммуникативных методов позволит избежать излишней формализованности, углубления в теоретические тонкости, а также увеличит количество времени, отводимого на речевую практику грамматических явлений.

Целью исследования было разработать, теоретически обосновать и апробировать методику применения практики «интервью», типичной для разговорных клубов, для совершенствования грамматических навыков студентов неязыкового вуза в рамках коммуникативного подхода.

Материалы и методы исследования: анализ научных публикаций, наблюдение за апробацией методики в группах нелингвистов с уровнем владения английским языком от Elementary до Advanced, анкетирование обучающихся с целью исследовать эффективность методики, анализ полученных результатов.

Результаты исследования: практика «интервью» теоретически обоснована, успешно апробирована в ННГУ им. Н. И. Лобачевского и включена в арсенал коммуникативных методов обучения грамматике. Даны методические рекомендации по применению практики для совершенствования грамматических навыков студентов.

Обсуждение и заключение: Включение предлагаемой методики в процесс обучения позволяет решить ряд методических задач. Во-первых, повысить интерес обучающихся к дисциплине в целом, во-вторых, снизить уровень тревожности на занятиях и превратить процесс работы над грамматикой в удовольствие, в-третьих, воспринимать иностранный язык как средство получения и обмена информацией, что способствует совершенствованию навыков социального взаимодействия.

Издание: ВЕСТНИК МАЙКОПСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 17, № 1 (2025)
Автор(ы): Белорукова Мария Валерьевна, Золотова Марина Вианоровна, Красницкая Алёна Евгеньевна
Сохранить в закладках
Мировой опыт работы кинокомиссий: от локальных организаций к звеньям глобальной индустрии (2025)

В данной статье рассматриваются кинокомиссии как один из ключевых факторов глобализации кинопроизводства. Приводится справка об основных этапах становления подобных организаций, их современном функционале и описываются перспективы их развития. В статье также рассматриваются очевидные и неочевидные функции кинокомиссий в контексте глобализации, а также структура международного рынка кинолокаций, связующим звеном которого являются кинокомиссии. Исходя из обозначенных фактов формируется расширенный список неочевидных на первый взгляд задач, стоящих перед подобными институциями.

Издание: ВЕСТНИК ВГИК
Выпуск: Том 17, № 2 (64) (2025)
Автор(ы): БЕЗЗУБИКОВ АЛЕКСЕЙ ОЛЕГОВИЧ
Сохранить в закладках
Место трейлера в современном медиапространстве, семиотические аспекты (2025)

В статье на примере рассмотрения презентационных материалов кинопроизведений или же трейлеров (в рамках анализа их социокультурных и философских контекстов) демонстрируются адаптивные возможности описываемой формы образности (рассматриваемой в качестве инструментария репрезентации и расширения пространства повествования). Она обеспечивает появление эффекта аналогии, что, в свою очередь, определяет введение игровых образов (как воплощений антимира) в язык и мышление индивида и группы, что трактуется автором в качестве формы влияния феномена «аудиально-визуализированных искусств» на постоянно протекающей процесс конвергенции понятий и смыслов, стабилизирующий механизмы социальных взаимодействий, превращая описываемую категорию в неотъемлемую часть современного информационного пространства.

Издание: ВЕСТНИК ВГИК
Выпуск: Том 17, № 2 (64) (2025)
Автор(ы): ОВЧИННИКОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
Сохранить в закладках
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОПУЛЯРНОСТИ МУЗЫКИ: ОБЗОР ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ (2024)

В статье представлен комплексный обзор современных методов исследования популярности музыкальных произведений, включая статистические, временные и нейросетевые подходы. Рассматриваются регрессионные модели с фиксированными эффектами, модели выживания, нестационарные пуассоновские процессы и системы уравнений Лотки-Вольтерры, а также алгоритмы STL-декомпозиции и нейронные сети (LSTM-RPA). Обсуждаются их преимущества и ограничения в анализе динамики прослушиваний, влияния плейлистов и конкурентного взаимодействия жанров. Основное внимание уделено анализу их преимуществ и недостатков в контексте поставленных задач - прогнозирования долгосрочных изменений в популярности композиций, оценки влияния плейлистов и динамики конкуренции жанров. На основании проведённого анализа автор приходит к выводу, что для прогнозирования наиболее эффективно применение моделей LSTM-RPA благодаря их способности минимизировать накопление ошибок. Авторский вклад заключается в предложении нового подхода: адаптации гибридной методики, объединяющей нейросетевые модели и временные ряды, для учёта контекстуальных факторов, таких как влияние социальных трендов и маркетинговой активности, что позволяет существенно повысить универсальность и точность прогнозов.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Выпуск: Т. 13 № 4 (2024)
Автор(ы): Украинский Константин Викторович
Сохранить в закладках
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (2024)

Современное сельское хозяйство сталкивается с необходимостью повышения производственной эффективности в условиях растущей конкуренции, изменения климата и современных геополитических вызовов. Повышение эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий является ключевым фактором для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития аграрного сектора. В статье рассматриваются актуальные методы повышения эффективности производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий, включая внедрение инновационных технологий, оптимизацию управленческих процессов и улучшение использования ресурсов. Приводится авторский подход к формулировке определений и трактовке концептуальных положений по заявленной теме исследования. Дается оценка развития производственного потенциала сельского хозяйства Орловской области за 2015 - 2023 гг., в частности - динамики объемов производства продукции сельского хозяйства, в том числе в отраслях растениеводства и животноводства. Сделан вывод, что в регионе установилась положительная тенденция в повышении эффективности использования производственного потенциала сельского хозяйства, которая связана с привлечением инвестиций в аграрный сектор. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут служить базой для дальнейшего развития методологии оценки эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий; разработки концептуальных подходов к прогнозированию необходимого объема целевого финансирования, позволяющего повлиять на результативность производственной деятельности. С практической точки зрения, развитие и совершенствование механизма и методов оценки развития производственного потенциала в аграрном бизнесе будет стимулировать инновационную и инвестиционную активность его финансово-хозяйственной деятельности. Применение на практике результатов исследования обеспечит устойчивый рост доходности и эффективности сельскохозяйственного производства.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Выпуск: Т. 13 № 3 (2024)
Автор(ы): Сидоренко Максим Андреевич
Сохранить в закладках
МНОГОЛЕТНЯЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛЕДОВОГО РЕЖИМА НА БЕЛОМ МОРЕ В РАЙОНЕ СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВОВ ПО ДАННЫМ НАТУРНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ (2025)

Целью работы является получение статистических характеристик и закономерностей многолетней изменчивости формирования ледяного покрова в районе Соловецких островов путем анализа данных натурных гидрологических наблюдений за последние 40 лет (1980-2019 гг.). В качестве данных натурных наблюдений для формирования рядов основных элементов ледового режима моря (сроков наступления характерных фаз ледовых явлений и их продолжительности) в работе использованы данные регулярного гидрометеорологического государственного мониторинга с пунктов наблюдений на морских гидрометеорологических станциях 2-го разряда МГ-2 Соловки и МГ-2 Кемь-Порт, осуществляемого организациями Росгидромета на акватории Белого моря. Регрессионный анализ динамики дат устойчивого льдообразования в районе о. Соловки показал, что сроки начала льдообразования на 27 дней (почти на 4 недели) сдвинулись в сторону зимних месяцев. Сдвиг происходил со средней скоростью 6,2 дня/10 лет. А продолжительность ледового периода сократилась на 33 дней (на месяц). Уменьшение количества дней происходило со скоростью 8,4 дня/10 лет. Полученные данные о сдвигах сроков начала устойчивого льдообразования и дат очищения ото льда в сторону зимних месяцев, а также динамика по уменьшению продолжительности ледовых явлений должны быть учтены при составлении методологических материалов для осуществления гидропрогнозирования.

Издание: УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 8 (2025)
Автор(ы): Баклагин Вячеслав Николаевич, Махальская Н. И., Лукина Юлия Николаевна
Сохранить в закладках