В статье показано, что Р. Гамзатов на протяжении долгого и плодотворного творчества создал ряд поэтических посланий, предназначенных для широкого круга людей - родственников, друзей, коллег, знакомых. Адресатами посланий стали как люди, многие годы находившиеся рядом с поэтом, так и те, кто волею судьбы встречался на его жизненном пути на короткое время, но оставил в его душе теплый и приятный след. Среди представленного разнообразия посланий (лирических, дружеских, сатирических) большую группу составляют дружеские эпистолы, адресованные в основном коллегам по перу, друзьям-собратьям, деятелям искусства, с которыми Р. Гамзатов был хорошо знаком и тесно сотрудничал. Сложившиеся дружеские отношения определили поэтику и стилистику посланий, отличающихся эмоциональностью, лиричностью, душевностью, открытостью. В посланиях автор делится с друзьями своими размышлениями по разным вопросам, в них отражено отношение поэта к личности и деятельности адресатов.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что творчество талантливой чеченской писательницы Селимы Курумовой не получило должного освещения в работах чеченских литературных критиков. В данной статье предпринята попытка восполнить этот пробел - рассказать о жизненном пути автора знаменитой повести «Дохк» («Туман»), вехах ее творческой биографии. Основной упор в статье сделан на анализ произведений С. Курумовой, показаны художественные средства и методы, с помощью которых она раскрывает духовные терзания своих героев, красоту их поступков, мотивы их поведения. Показаны также этнографические мотивы в произведениях С. Курумовой, которые создают правдивую картину жизни и быта чеченцев конца XIX в. Обосновывается вывод о том, что произведения Курумовой ярко демонстрируют как достоинства простых людей, так и пороки, присущие отдельным индивидам. Созданные ею яркие образы производят глубокое впечатление на читателя, заставляя его думать, сопоставлять, анализировать поступки героев.
В статье показаны основные вехи государственной, политической и научной деятельности историка, политика и ученого Абдулы Махмудовича Бугаева. Ведущими темами его научных исследований являются проблемы истории становления и развития национальной государственности чеченского народа в ХХ в., дается анализ основных этапов национально-государственного строительства на Северном Кавказе, в частности в Чечне и Ингушетии. Серьезное внимание А. М. Бугаев уделяет вопросам участия чеченцев в Великой Отечественной войне, депортации и возвращения чеченцев и ингушей на историческую родину. Раскрываются основные грани талантливого ученого и видного государственного и политического деятеля. Его исследования содержат нестандартные оценки и прозрения, оригинальные решения и способствуют пробуждению научной мысли.
Корабли называли в честь богинь, красавиц, великих княгинь и императриц. Так, самым известным на сегодняшний день в российском флоте является корабль, названный в честь богини утренней зари — Авроры. «Светланой» был назван 40-пушечный парусно-винтовой фрегат, заложенный на верфи Армана (фр. Chantiers Arman) Общества морского кредита «Колла и компания» (Collas et Cie, Société générale de crédit maritime) в г. Бордо (Франция). Говоря о самодержавном государстве, нельзя не вспомнить об императорской яхте «Держава». После Октябрьского переворота 1917 г. названия кораблей были зачастую связаны с новым политическим строем, так линкор Российского императорского флота «Гангут» был переименован в «Октябрьскую революцию», а моряки его нежно называли «Октябрина». От имени зависела и программа украшения корабля. Реконструкция украшения «Светланы» и несостоявшееся носовое украшение императорской яхты «Держава» сегодня являются жемчужинами собрания Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург).
В статье на основе мемуаров и краеведческих источников представленаорганизация обучения и воспитания в женских гимназиях в Богородском, Дмитровском и Подольского уездов второй половины XIX - начала XX в. Рассмотрены отличительные черты процесса обучения, воспитания нравственных качеств, развития образованности населения. Опираясь на архивные источники, представлена информация о содержании образования и учебного процесса.
В статье рассматривается журналистская деятельность М. А. Булгакова в газете «Рабочий» в качестве газетного репортера в период с 1 марта по сентябрь 1922 г. Автор исследует начальный период журналисткой деятельности М. А. Булгакова в большевистской печати до сотрудничества с газетами «Гудок» и «Накануне». В своей статье автор акцентирует внимание на том факте, что начало журналисткой деятельности М. А. Булгакова в советской периодике было связано с жанром газетного репортажа. Исследование автора строится на фундаментальных работах основных биографов писателя и диссертациях, посвященных схожей тематике, дневниковых записях М. А. Булгакова и личных исследованиях оригинальных подшивок газеты «Рабочий» периода 1922 г.
Статья написана к семидесятилетию профессора Виктора Федоровича Чертова, доктора педагогических наук, заведующего кафедрой методики преподавания литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета, руководителя научной школы В. В. Голубкова «Теоретические основы преподавания литературы в средней и высшей школе», руководителя авторского коллектива и автора предметной линии учебников по литературе, главного редактора журнала «Литература в школе», директора Научно-методического центра сопровождения педагогических работников при МПГУ. Авторы анализируют научные труды, вышедшие преимущественно в последнее десятилетие, пишут о незаурядных качествах В. Ф. Чертова - ученого, педагога, руководителя. Значительное внимание уделено основному направлению научной деятельности В. Ф. Чертова - изучению проблем теории и методики обучения литературе на основе сравнительно-исторического подхода, а также становлению новой научной школы под его руководством - методической компаративистики. Особо отмечается значительный вклад ученого в разработку проблем современного урока литературы и школьного учебника. Учебно-методические комплекты по литературе под редакцией В. Ф. Чертова, в состав которых вошли учебники, методические пособия для учителя «Уроки литературы», рабочие тетради для учащихся 5-7 классов, фонохрестоматии и рекомендации к их использованию (5-9 классы), получили заслуженное признание профессионального сообщества. Отдельно сказано о деятельности В. Ф. Чертова как редактора и организатора научно-практической видеоконференции «Чтение и литературное образование в цифровую эпоху», которая впервые была проведена по инициативе ученого в 2020 г. и за четыре года приобрела международный статус. Акцентировано внимание на разработке ученым проблемы подготовки учителя-словесника в контексте идеи непрерывного педагогического образования, с позиций осмысления ценностных оснований профессиональной подготовки.
Статья посвящена проблеме активизации комплексного медиаобразования в современной школе как части профориентационных классов. Медиаобразование и медийно-информационная грамотность постепенно становятся частью школьного образования, но процесс идет недостаточно быстро. Медиакласс - второе гуманитарное направление в школе после психолого-педагогического класса. На данный момент цели и задачи медиакласса представлены недостаточно широко и подробно, популяризация этого направления только началась и требует особого внимания, так как это востребованное направление обучения, позволяющее воспитывать поколения, обладающие навыками грамотного восприятия информации. Школьники, начиная с 7-го класса, учатся работать с информационным потоком, фильтровать его, а также знакомятся с принципами создания контента в мире медиа. В статье рассмотрены ключевые особенности медиаобразования в школе и возможности дальнейшего развития направления в качестве предпрофессиональной подготовки учеников в сфере журналистики и медиакоммуникаций.
Осознание когнитивных дефицитов, как правило, происходит в форме «жалоб на память». Спонтанное повествование о проблемах раскрывает их смысловую иерархию и может являться моделью генерации спонтанного потока мыслей и воспоминаний при активности дефолтной сети мозга. Задачей исследования являлось изучение характера спонтанно высказываемых жалоб на память пациентами с мягкой компрессией височных отделов сети покоя мозга. Исследование проведено в однородной клинической группе из 48 пациентов с внемозговыми доброкачественными новообразованиями, располагающимися в непосредственной близости к медио-базальным отделам левой (25 человек) или правой (28 человек) височной доли. Опухоль сдавливает эти отделы, но не инфильтрирует вещество мозга. При левосторонней компрессии доминировали жалобы на вербальные процессы, причем регистрировалось их количественное преобладание над аналогичными жалобами в группе с правосторонней компрессией и в контрольной группе здоровых испытуемых (24 человека). Выраженность когнитивных жалоб при левостороннем воздействии на мозг обнаружила отрицательную корреляцию с экспериментальными показателями успешности пространственного распределения внимания и симультанного восприятия. При правосторонней компрессии спонтанно генерируемые когнитивные жалобы обнаружили зависимость от числа ошибок узнавания в тесте АВП, однако эта зависимость носила парадоксальный характер: чем хуже был этот показатель памяти, тем меньше когнитивных жалоб предъявляли пациенты. Феноменология компрессии нейрональной сети позволяет регистрировать полушарную специфичность в спонтанно генерируемых мыслях и воспоминаниях.
Введение. Научная статья на английском языке находится в фокусе внимания современной лингвистики, теории жанров и дискурса. Само понимание научной статьи неоднозначно: ее можно рассматривать как публикационный формат, как тип текста, как текстовый инвариант, как отдельный жанр научного дискурса. В российском научном дискурсе понятие «научная статья», как правило, маркирует научную публикацию определенного объема, отличную от монографии, объединяя, однако, достаточно разнороднородные виды текстов. В англоязычном академическом дискурсе самостоятельные виды научной статьи отражены в названиях, например, Research, Review, Editorial, Commentary, Report, Clinical Case Report. Цель нашей работы - выявление и систематизация видов научной статьи в англоязычном медицинском дискурсе. Методология и источники. Материалом исследования стали современные медицинские журналы: Lancet, New England Journal of Medicine, British Medical Journal, Clinical Infectious Diseases, Journal of Clinical Investigation, Brain, Pediatrics, Diabetes, Heart, Journal of Neuroscience, отобранные на основе их высокого импакт-фактора и открытого доступа к публикациям. Процедура исследования предусматривала контекстуальный, семантический и сопоставительный анализ требований к научным статьям, содержащихся в постоянных рубриках - About the Journal, Authors Guidelines и Table of Contents. Результаты и обсуждение. На основе полученных данных были определены функциональные параметры классификации научных медицинских статей. Результаты исследования выразились в выявлении и систематизации различных видов научной медицинской статьи, соотнесении разных вариантов названий с определенным видом, что позволило упорядочить их разнообразие, а также установить корреляции между требованиями журналов и жанровыми характеристиками научных медицинских статей. Заключение. Академический медицинский дискурс функционирует как широкий спектр научных текстов, которые являются самостоятельными научными жанрами медицинского исследования.
В статье рассматриваются художественные особенности жанровой книги стихов в современной отечественной поэзии. На примере анализа поэтического сборника С. Завьялова «Оды и эподы» (1994) обозначаются основные тенденции развития жанровой книги как крупной поэтической формы. В ходе исследования обращается внимание на особенности авторских стратегий при создании жанровой книги, демонстрирующей авторское мировидение как целостную художественную систему. Авторы статьи приходят к выводу о том, что современная жанровая система тяготеет к размыванию канона, гибкости и неоднородности ее форм. Синтезируя жанровые черты оды, трагедии, драмы, С. Завьялов усиливает трагическое звучание основной поэтической идеи книги - боль за судьбу малых финно-угорских народностей, потерю национальной идентичности. В статье доказывается, что сюжетообразующими мотивами книги стихов «Оды и эподы» выступают мотивы смерти и разрушения, что подчеркивается ее сложной архитектоникой и жанровой реинкарнацией. Через визуальный распад текста («текст-руина»), смысловые пустоты, грамматические и синтаксические нарушения, древнюю архаику (античные, библейские, финно-угорские сюжеты и образы) поэт подчеркивает масштабы «национальной катастрофы».
Введение. Современная литература строится по принципам игры, смешения высокого и низкого и также смешения жанров, поэтому она требует исследовательского внимания. Новая метамодернистская парадигма делает возможным объединение в себе тенденций модерна и постмодерна, изменение жанровых стратегий авторов. Исследования современных произведений позволяют дополнить данные стилистики и жанрологии, поскольку именно в них наблюдаются гибриды жанров, так называемые «зоны жанровой неопределенности». Методология и источники. В статье в качестве примера «жанроида» - произведения на стыке жанров - рассматривается роман M. Pessl “Night Film”, представляющий образец новейшей интеллектуальной прозы. Целью статьи было выявление автор ской стратегии гибридизации жанров и средств реализации, задач этой стратегии, для чего использовался метод лингвистического анализа, сопоставительный метод. Источниками научных данных послужили статьи из научных журналов, монографии и диссертации российских и зарубежных ученых-лингвистов и литературоведов. Результаты и обсуждение. Автор романа с помощью стратегии смешения жанров добивается эффекта глубины и кинематографичности повествования, вовлекает чита теля в интерактивное взаимодействие с текстом и включает текст в метамодернистскую концепцию «новой искренности». Жанровая стратегия М. Pessl включает в себя использование жанровых клише триллера, детектива и романа ужасов (при этом срабатывает эффект обманутого ожидания). Иронический модус повествования, смена повествовательной перспективы, использование различных стилистических средств и визуальное выдвижение помогают создавать когнитивную эмпатию читателя. Заключение. В тексте наблюдается стратегия жанровой гибридизации, множественная перспектива повествования с приемом «текст в тексте», эффект ненадежно го повествователя, поликодовые текстовые фрагменты, что и создает новую метамодернистскую литературу с ее усложненной структурой и текстовой кинематографичностью. Таким образом, смешивая в себе черты постмодернистской и модернистской литературы, метамодернистский жанроид становится совершенно новым явлением, требующим дальнейшего изучения.