Статья посвящена историческому термину “самодержавие” в трактовке профессора П. Е. Казанского, как самостоятельная, непроизводная, имеющая единственное основание в самой воле Божией, и потому в земной действительности, являвшую собою господствующую силу в государстве. Эта сила не только юридически верховная, но и фактически, социально сильнейшая, без чего невозможно было бы и господство.
В своей концепции профессор П. Е. Казанский утверждает, что самодержец был суверен не только юридический, как обладавший юридически закреплёнными в Основных законах государства правами верховной власти, но являлся сувереном и фактическим, обладавшим исторически господствующей силой в обществе.
В условиях модернизации высшего образования особую роль приобретает его кадровый потенциал. При этом ни одна стратегическая задача управления университетом не решается без учета интересов его обучающихся и работников. Целью такого управления является преобразование высшего учебного заведения в устойчивые саморазвивающиеся системы, которые выступают в качестве ключевого источника развития их кадрового потенциала. Основные аспекты такого стратегического преобразования становятся трендами развития кадрового потенциала вуза.
Актуальность статьи определяется преемственностью между историческим прошлым и настоящим страны. Уточнение социальных мотивов, смыслов, целей гражданского строительства в Советском Союзе необходимо для перспектив дальнейшего развития России. Цель исследования - последовательное усвоение советского исторического опыта, который был накоплен страной в результате строительства грандиозных гражданских сооружений. Они имели не только индустриальное, но и общественное значение. Новостройки былой эпохи отвечали социальным условиям конструирования коммунистического общества. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных и специальных исторических подходов к изучаемому материалу. Исследование выполнено на основе проблемно-исторического анализа с учетом социальных условий того времени. Общенаучный метод применялся для структурно-функционального анализа собранной информации. Большую роль сыграл ретроспективный метод, воспроизводящий события в их историческом развитии и раскрывающий изучаемые феномены в их динамике, особенностях и противоречиях. В статье исследуются противоречия процесса проектирования Международного Красного стадиона в 1920-е годы, идеологическая обусловленность уникального спортивного комплекса, который должен был стать первой мощной экспериментальной базой ведения массовой физкультурно-спортивной работы, практическим воплощением программы физического воспитания нового человека. Анализ проектирования стадиона позволяет судить о нем, как о месте, предназначенном не только для спортивных мероприятий, не только для физического оздоровления трудящихся. Молодым советским государством планировалось строить стадионы для создания очагов культуры и воспитания творческой активности советских граждан. Международно-политический характер стадиона должен был проявиться в агитационном воздействии на граждан.
В последние годы активизировались научные дискуссии об “особом” пути развития России, о необходимости сохранения национальной идентичности и вреде бездумного копирования и заимствования “чужих” практик как в политической и экономической сферах, так и в сфере культуры, о необходимости возврату к традиционным духовно-нравственным ценностям. Российская деловая культура имеет интересную историю развития: дореволюционный период с особым кодексом ведения бизнеса и опорой на ценности православия; советский период с ценностями коллективизма, приоритета общего над частным, строгим иерархическим порядком; ранний постсоветский период с несистемными попытками вырастить “западные” компании из советских предприятий, “слепым” копированием западного опыта ведения бизнеса, приватизацией и разрушением “старого порядка” и патерналистской системы отношений с властью; наконец, современный период развития российской деловой культуры, когда в результате сначала бурной активизации международной деятельности и усиления контактов с зарубежными организациями, а затем вынужденного разрыва деловых связей с организациями “недружественных” стран, выстроилась достаточно самобытная деловая культура, имеющая ряд специфических черт и характерную “двойственность” (одновременно коллективизм и индивидуализм, маскулинность и феминность, ориентация на задачу и на человека, моноактивность и полиактивность, полихронно-синхронная организация рабочего времени, долгосрочность и краткосрочность ориентации, сочетание централизации и децентрализации, ориентация на индивидуальные достижения и на предписанный статус). Характерными чертами современной российской деловой культуры являются высокая дистанция власти и принятие индивидами сложившегося иерархического порядка, уважение к статусу, зависимость бизнеса от власти, негативное отношение со стороны персонала к риску и изменениям и спокойное восприятие неопределенности менеджерами, активное использование неформальных связей и опора на межличностные отношения в деловом взаимодействии, высококонтекстуальность, партикуляризм и т. п.
Настоящая статья посвящена социологическому анализу широкого круга проблем, связанных с феноменом пропаганды, осуществляемой преимущественно в деструктивной форме с целью воздействия на современную российскую молодежь.
Автор соглашается с классиками общественно-политической мысли в том, что «все стороны человеческой жизни пронизывает пропаганда — механизм широкомасштабного распространения идей», направленный на формирование или изменение представлений об окружающей действительности у широких социальных групп. При этом подчеркивает, что в основе пропаганды часто лежит идеология, но если идеология представляет собой связную систему идей и представлений, то пропаганда — это активное их распространение в различных, порой достаточно агрессивных формах, рассчитанных на конкретную аудиторию, которой наиболее часто служит молодежь.
В статье констатируется, что после распада СССР, в условиях идеологического вакуума, понятие пропаганды полностью исчезло из отечественного общественного дискурса, поэтому современная молодежь не имеет адекватных представлений о его содержательном наполнении. В подтверждение приводятся результаты социологического опроса, проведенного среди студентов социологического факультета МГУ, которые показали, что в студенческой среде превалируют неверные представления о сути данного феномена.
Автор проводит разграничение между конструктивной и деструктивной пропагандой, к характерным чертам которой относит навязывание определенных взглядов, которые в дальнейшей перспективе должны привести к целям, преследуемым субъектами пропаганды. В их числе — разжигание розни, эскалация социальных конфликтов, обострение социальных противоречий, формирование антигуманистических убеждений, погружение людей в трясину социального зла, конфронтацию друг с другом.
Преимущественным объектом деструктивной пропаганды является молодежная аудитория с несформированной или деконструированной системой ценностей, не обладающая критичным мышлением или специальными аналитическими навыками, но подверженная при этом эмоциональным, психическим и, особенно, информационным перегрузкам. Важнейшим субъектом деструктивной пропаганды на российскую молодежь традиционно являются идеологи спецслужб иностранных государств и международных организаций, использующие так называемых «агентов влияния» или «иностранных агентов» (в современной терминологии).
В статье детально рассматриваются механизмы, которые применяют субъекты деструктивной пропаганды для формирования желательных им взглядов, ценностей, убеждений у современной российской молодежи. Автор приходит к выводу, что способы и модели деструктивного пропагандистского воздействия претерпели значительные изменения в эпоху становления электронно-цифровой цивилизации. В основе «цифровой» пропаганды лежат характерные черты, отличающие этот специфический коммуникационный процесс, в который все активнее включаются «новые медиа», пользующиеся огромной популярностью у молодежной аудитории, особенно студенческой.
В условиях глобальной трансформации энергетического сектора особое внимание уделяется поиску более эффективных и устойчивых форм управления электроэнергией. Одним из таких решений являются интеллектуальные энергетические сети (smart grid), способные повысить надежность, сократить потери и снизить затраты в долгосрочной перспективе. Настоящее исследование направлено на сравнительный анализ экономической эффективности традиционных энергетических систем и smart grid на основе таких показателей, как капитальные и эксплуатационные затраты, срок окупаемости, потери в сети и уровень автоматизации. Обобщены эмпирические данные и кейсы внедрения интеллектуальных сетей в различных странах. Сделан вывод о потенциальной рентабельности smart grid при определённых институциональных и инфраструктурных условиях.
Настоящее исследование концептуализирует институционализированную циркуляцию элит и многомерное структурное напряжение как взаимодополняющие эндогенные параметры макросоциальной динамики. Используя динамическо-системные рамки, объединяющие структурное уравнительное моделирование и лонгитюдно-сетевой анализ, авторы реконструируют коэволюционный континуум экономической, политико-культурной и управленческой подсистем КНР в 1978–2025 гг. Установлено, что ротация элит, проходящая цикл “кумуляция риска — переговорная адаптация — системная ребалансировка”, ослабляет напряжение и инициирует нелинейные преобразования. Подвыборки Китайского социального обследования и официальные статистические ряды показывают: 1) институционализированная циркуляция элит эндогенно снижает уровень структурного напряжения; 2) двойной режим согласованного управления статистически уменьшает вероятность макросистемной нестабильности в периоды пиковых напряжений; 3) динамическо-системная модель превосходит линейные аналоги по учету траекторной зависимости и выявлению критических переключений. Тем самым углубляется институционалистское понимание элитологии и формируются эмпирические ориентиры макрорегулирования для государств Глобального Юга в условиях “общества риска”.
Современный рынок труда трансформируется под воздействием ускоренного развития цифровых технологий и внедрения цифровых платформ. Цифровая платформа представляет собой информационную систему, объединяющую различные типы акторов (представители государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, физические лица и др.) и позволяющую им обмениваться цифровыми продуктами, услугами и информацией в цифровом пространстве. Платформенная занятость представляет собой гибкую форму организации труда, при которой взаимодействие между акторами осуществляется через такие цифровые платформы. Наиболее распространенными видами платформенной занятости являются онлайн-фриланс, доставка, логистика и образование. Современные самозанятые частично или полностью перенесли часть своих трудовых функций на цифровые платформы. Важно отметить, что не все самозанятые трудятся на цифровых платформах. И в платформенную занятость включены не только самозанятые, но и другие категории работников. Рост платформенной самозанятости влечет за собой многочисленные социальные последствия: как положительные, так и отрицательные. Среди них: снижение уровня социальной защиты, ухудшение условий труда, рост неравенства и отсутствие стабильности труда. Данная статья основана на результатах опроса тех самозанятых, кто осуществляет свою профессиональную деятельность через цифровые платформы и столкнулся с первым опытом анализа и оценки опыта своей профессиональной деятельности на цифровой экосистеме самозанятости. Главный вывод исследования: большинство самозанятых согласны (62,32%) с утверждением, что сегодня в России созданы благоприятные условия осуществления профессиональной деятельности. Основными социальными последствиями платформенной самозанятости можно назвать следующие. Среди платформенных самозанятых женщин больше, чем мужчин (70,43% и 29,57%). Средний возраст самозанятых — 35 лет. Основными видами деятельности для опрошенных платформенных самозанятых являются: информационные услуги (23,1), бытовые (12,5) и образовательные (11,7). Самозанятые активно пользуются цифровыми платформами и сервисами в своей профессиональной деятельности (52,49%). Основными цифровыми сервисами для них являются соцсети, видеохостинги, мессенджеры, почта, связь (приложения МТС, “Билайн”, “Мегафон”, “ВКонтакте”, “Одноклассники”, Telegram, Rutube, “Почта Mail. ru”, “Яндекс почта” и др.) (73,42%). Главными преимуществами в использовании цифровых платформ и сервисов по сравнению с традиционными (без использования интернета) названы: удобство и доступность 24/7 (68,77%), экономия времени (55,48%), возможность работы удаленно (44,85%). Самозанятым не хватает следующих цифровых ресурсов: для поиска заказчиков и клиентов (42,75%), образовательных курсов и тренингов по развитию своего дела (35,69%), платформ для оформления и подписания договоров онлайн и сервисов для продвижения товаров и услуг через социальные сети (по 20,78%). При этом, большинство самозанятых (64,12%) не пользуются никакими мерами социальной поддержки, но нуждаются в следующих видах поддержки: финансовой (субсидии, гранты и др.) (16,94%), в аренде рабочего пространства (9,97%), содействии в продвижении в интернете (8,97%), в образовательных программах, в тренингах, налоговых льготах и вычетах (по 8,64%).
В статье рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке грузовых перевозок при создании конкурентных преимуществ. Учитывая, что для реализации грузовых перевозок используется дорогостоящий подвижной состав - локомотивный парк, необходимо выявить все риски, связанные с производством и надежностью в его эксплуатации, для оптимального управления затратами на реализацию перевозочного процесса для целей повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
В статье обоснован системно-организованный метод анализа рисков в предпринимательских структурах. Выявлено, что метод позволяет поэтапно проводить анализ рисков с возможностью временной или постоянной остановки на каждом уровне системы управления в зависимости от особенностей предпринимательской структуры и поставленных целей. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в формировании алгоритма системно-организованного метода, который состоит из пяти последовательных этапов: моделирование объекта, выявление систем-источников опасностей, определение сценариев-рисков, оценки основных рисков, согласовании целей и определении средств предотвращения рисков. Обосновано, что использование системно-организованного метода анализа рисков позволяет оценить относительную важность рисков различного характера и объединить их в единую, обобщенную форму риска.
Введение. Подготовке педагогов к выполнению изменяющихся профессиональнопедагогических функций посвящен ряд исследований (М. М. Асильдерова, И. О. Елеференко, Е. В. Пискунова, И. Ю. Степанова и др.). Обновление содержания, методик и технологий такой подготовки педагогов СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» представляется затруднительным без обстоятельного исследования специфики педагогической деятельности.
Цель – исследование специфики педагогической деятельности по реализации профессионального учебного цикла образовательных программ СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки».
Материалы и методы. Методология: для исследования профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения как системы, анализа специфики преподавания по образовательным программам СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» применены целостный (холистический) подход (В. С. Ильин, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев) и системный подход (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, В. П. Беспалько, Э. Г. Юдин). Методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия.
Результаты исследования. Специфика педагогической деятельности по реализации профессионального учебного цикла образовательных программ СПО в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» раскрыта через предмет профессиональной педагогики (Б. С. Гершунский), законы профессиональной педагогики (С. Я. Батышев), закономерности обучения в профессиональной школе (С. Я. Батышев, Г. И. Ибрагимов, Г. В. Мухаметзянова, А. М. Новиков) и соответствующие им дидактические принципы (Г. В. Мухаметзянова, Н. Н. Шамрай).
Обсуждение и заключения. Научная новизна: взгляды на законы профессиональной педагогики, закономерности педагогического процесса, характерные для профессиональных образовательных организаций, и принципы обучения в профессиональной школе обобщены и соотнесены между собой в контексте профессиональной технологической культуры (как основания содержания профессионального образования), образовательной и педагогической деятельности (как основания процесса профессионального образования). Практическая значимость: специфические аспекты педагогической деятельности педагогов профессионального учебного цикла могут быть использованы для дальнейшей работы по обновлению содержания, методик и технологий подготовки педагогов инженерного дела, технологий и технических наук к выполнению изменяющихся профессионально-педагогических функций.
Рассмотрено несколько способов интерполяции, используемых для электронного увеличения изображений. Каждый из рассматриваемых способов реализован в тракте видеообработки тепловизионного прибора наблюдения. Проведено визуальное сравнение результатов увеличения изображений при наблюдении малоразмерного объекта на однородном фоне и на фоне другого объекта. Наиболее удачным признан способ увеличения изображения при помощи интерполяции Митчелла.