В исследованиях международных отношений наблюдается ренессанс интереса к изучению моделей принятия решений, связанных с влиянием индивидуальных и групповых акторов и проистекающей из этого необходимостью понимания их глубинной психологии, характера их стимулов и мотиваций. Подобные исследования актуализируют применение поведенческих и когнитивной наук в сфере международных отношений и внешней политики, побуждают к адаптации методологии профильных дисциплин к решению сложных общественно-политических проблем. Настоящая обзорная статья - попытка инвентаризации ключевых тем и литературы в данной области, а также демонстрация прикладного применения существующих теорий для анализа актуальных политических сюжетов.
Статья посвящена анализу англоязычных интернет-проповедей, представленных в формате видео в виртуальном пространстве.
По мнению автора, проповедь в формате видео выступает инновационной формой религиозной коммуникации, распространенность которой определяется как развитием информационных технологий, так и возможностью оперативной и масштабной трансляции и популяризации идей религиозного учения.
Материалом исследования служат проповеди, размещенные в сети Интернет (общий объем выборки - 500 видео проповедей). В статье подчеркивается неоднозначный характер интернет-проповеди, выделяются ее положительные и отрицательные аспекты. В качестве преимуществ интернет-проповеди выступают в том числе широкий диапазон целевой аудитории, направленность на просвещение молодежи и взаимодействие с лицами с ОВЗ.
В свою очередь, среди негативных проявлений интернет-проповеди отмечаются: отсутствие мотивации у адресата, возникновение конфликтных ситуаций в вопросах религии и появление ее радикальных форм, течений, сект, изменение социального статуса священнослужителя (проповедника).
К дифференциальным признакам интернет-проповеди мы относим нижеследующие свойства: 1) неканоничная природа и отсутствие церковного признания; 2) зависимость успеха проповеди как от личностных, так и актерских особенностей проповедника, его харизмы; 3) изменение в сознании верующих образа священнослужителя и его отождествление с простым смертным.
Особое внимание в работе уделяется описанию языковых особенностей интернет-проповедей. Как показал анализ фактического материала, интернет-проповеди в формате видео характерно употребление обобщающих обращений, эмоционально-оценочной лексики, метафор, модальных глаголов. С точки зрения содержания и структуры, автор отмечает наличие в видео проповеди: ссылок на прецедентные религиозные тексты, рассказов, анекдотов и пр., занимающих адресата, завершающей молитвы по теме.
В представленной статье автор анализирует особенности и направления развития коллективной исторической памяти в Косово как регионе со спорным международным политическим статусом. Целью исследования является анализ политики памяти, проводимой региональными политическими элитами Косово, которая содействует консолидации политической идентичности региона. Автор анализирует роль и место истории и представлений о прошлом в дискурсе, формируемом элитами современной Приштины. Методологически статья актуализирует достижения междисциплинарной историографии, представленной мемориальным поворотом, и исследований, сфокусированных на анализе национализма как фактора развития и трансформации мемориальных культур. Новизна исследования состоит в изучении актуального этапа в развитии исторической политики в Косово как регионе со спорным политическим статусом, стремящимся к институционализации и признанию как нации-государства. В статье показано, что: 1) политические элиты современного Косово активно используют реальный и символический потенциалы коллективных представлений о прошлом, 2) историческая политика в Косово и формируемая ее участниками мемориальная культура отличаются высокой степенью идеологизации, 3) национализм является важнейшим фактором, определяющим основные векторы и траектории развития исторической политики и мемориальной культуры. Предполагается, что политика памяти, приводимая элитами, в целом отличается тенденцией к сочетанию этнического и гражданского албанского национализма, высоким уровнем политизации и идеологизации истории, ее активным использованием и инструментализацией в публичных и общественных пространствах, что превращает коллективные представления о прошлом в фактор мемориальной конфронтации и войн памяти.
В статье рассмотрены предпосылки к организации первой русской кругосветной экспедиции в 1803-1806 гг., произведенные ей географические исследования Дальнего Востока и о. Сахалина и их значение в истории географических открытий. Показано, что ошибка, допущенная руководителем экспедиции И. Ф. Крузенштерном в определении Сахалина как полуострова, была обусловлена стечением обстоятельств - и в первую очередь инструкцией, полученной мореплавателем от российских властей, которые запрещали приближаться к берегам материка. Труды экспедиции, изданные на нескольких европейских языках, с одной стороны, повысили престиж России и поставили ее в ряд европейских стран-организаторов кругосветных путешествий, а с другой, способствовали распространению ложных сведений о Сахалине. В годы Крымской войны (1853-1856) последнее обстоятельство способствовало укреплению позиций России на Дальнем Востоке.
Статья посвящена исследованию практики китайско-русского перевода, играя ключевую роль в межкультурном взаимодействии Китая и России, сталкивается с неизбежными социокультурными и иными барьерами, обусловленными различиями в лингвистических структурах, ценностных ориентирах (коллективизм - индивидуализм), традициях (символика чисел, цветов, праздников) и языковых устойчивых выражениях (идиомы, грамматические особенности). Поэтому актуальность статьи определяется значимостью практики китайско-русского перевода.
Установлено, что для минимизации искажений предлагается стратегия, сочетающая глубокое погружение в культурный контекст (анализ историко-философских основ, изучение реалий), развитие межкультурной компетенции переводчика через тренинги и анализ кейсов, применение адаптивных методов (калькирование с пояснениями, замена культурно-специфичных элементов, добавление комментариев), а также постпереводческую верификацию с участием носителей языка.
Доказано, что успешный перевод требует от специалиста роли «культурного медиатора», способного не только передать смысл, но и обеспечить его естественное восприятие в иной лингвокультурной среде, что особенно актуально в условиях роста китайско-российского сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной сферах.
Данный подход служит основой для разработки образовательных методик, направленных на формирование культурной чувствительности у переводчиков. Итоговые рекомендации направлены на повышение качества переводов, укрепление взаимопонимания в условиях расширяющегося сотрудничества Китая и России, а также на развитие образовательных программ для специалистов в области перевода.
В научной литературе уголовная политика сильного государства, как правило, отождествляется с репрессивной, жесткой, антилиберальной политикой, что, как представляется, принципиально недопустимо. Напротив, современная российская уголовная политика должна избегать крайностей и всегда стремиться к оптимальному балансу разнонаправленных интересов всех участников общественной жизни. Построение в России концепции сильного государства с необходимостью требует адекватной уголовной политики на основе системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Цель работы – установить актуальное содержание конституционных принципов уголовной политики российского государства.
Методы: диалектический, анализ, синтез, индукция, дедукция, функциональный метод, формально-юридический, эмпирический.
Результаты: конституционная идентичность, баланс конституционных ценностей и обеспечение общенациональной солидарности непосредственно влияют на реализуемый в стране уголовно-политический курс, обеспечивая суверенитет и безопасность российского государства и признаваемых им правовых благ.
Статья посвящена авторской инновационной комплексной методике преподавания английского языка, обеспечивающей эффективное запоминание новых междисциплинарных лексических единиц для трёх типов личности обучающихся по способу их восприятия информации - аудиалистов, визуалистов и практистов. Актуальность данного исследования обусловлена созданием в системе высшего образования новых междисциплинарных программ, что способствует возникновению междисциплинарных неологизмов, которые отражают новейшие социальные трансформации в обществе и должны быть включены в программы языковой подготовки. Цель исследования заключалась в разработке инновационной комплексной методики, позволяющей повысить эффективность и долгосрочную результативность процесса запоминания обучающимися новых междисциплинарных лексических номинаций, которые возникли в контексте цифровизации современной системы здравоохранения. Для поиска и выявления неологизмов английского языка в области цифровой медицины был проведён контент-анализ релевантных научных исследований, опубликованных в марте 2024 г. в рецензируемом медицинском академическом журнале «The Lancet Digital Health» (издательство Elsevier). По итогам проведённого контент-анализа было отобрано 16 новых междисциплинарных лексических номинаций, на примере которых раскрыты особенности применения инновационной комплексной методики преподавания английского языка, включающей в себя последовательное использование онлайн-платформы YouGlish и формата игры «Скажи иначе». Использование методики эффективно как при изучении неологизмов в английском языке обучающимися высших учебных заведений, так и при развитии их языковых навыков и компетенций в соответствии с вызовами стремительно изменяющейся социальной реальности. Результаты пробного использования автором данной комплексной методики среди обучающихся Факультета международной журналистики МГИМО показали, что инновационный подход позволяет ускорить процесс запоминания лексических единиц английского языка обучающимися с различными типами восприятия новой информации, а также способствует развитию навыков командной работы и повышению учебной мотивации. Результаты авторского исследования могут быть использованы преподавателями языковых кафедр высших учебных заведений при разработке и написании учебно-методических пособий и материалов, а также при языковой подготовке будущих специалистов, для которых получение междисциплинарных языковых знаний, навыков и компетенций особо актуально в условиях повсеместной цифровизации ключевых сфер жизнедеятельности общества и трансформации современной системы высшего образования.
В настоящей статье рассматривается употребление идеологемы «революция» в карлистском политическом дискурсе. Испанский карлизм, являющийся одним из старейших политических движений в современной Европе, появился в 1833 году и выступил против либеральных преобразований в Испании. На протяжении всей своей истории карлисты позиционировали себя как последовательные противники революционной идеологии. Цель исследования - выявление специфики употребления лексемы «революция» и однокоренных лексических единиц на основе систематического анализа текстов, относящихся к политическому дискурсу испанского карлизма. Были проанализированы 229 программных документов (манифестов, приказов по армии, заявлений, воззваний, речей, циркулярных писем и указов) карлистского движения. Временные рамки исследования - 1833-1936 гг. Нижняя временная граница - это восстание карлистов против правительства в Мадриде, которое привело к Первой Карлистской войне (1833-1840 гг.). Верхняя временная граница - начало Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.). Данный временной промежуток разделён на два этапа: 1833-1876 гг. и 1876-1936 гг. Проводится сравнительный анализ тенденций использования идеологемы «революция» на первом и втором этапах. В проанализированных текстах отмечено 108 употреблений лексемы «revolución», 39 - имени существительного «revolucionario» и 16 - имени прилагательного «revolucionario». С использованием методов контекстуального и критического дискурс-анализа прослежено изменение эмоциональной окраски рассматриваемой идеологемы, обладающей негативными коннотациями. Карлисты, будучи противниками революционных движений, использовали данное понятие по отношению к своим оппонентам, однако со временем экспрессивность идеологемы снизилась. Выделена оппозиция между идеологемой «восстание», обладающей положительными коннотациями, и идеологемой «революция» с негативным коннотативным значением. На генетическом этапе истории карлизма (1833-1876 гг.) зафиксировано смешение элементов религиозного и политического дискурса. Исследованы случаи включения библейского интертекста в программные документы карлистского движения на первом этапе.
Проблемы развития инновационной деятельности в современной России обусловлены влиянием ряда серьезных вызовов, к числу которых можно отнести: недостаточную способность национальной экономики адаптироваться к глобальным трендам научно-технологического развития, сохраняющийся дефицит высококвалифицированных кадров, а также нарушение цепочек международной производственной кооперации под воздействием санкционного давления. Системное влияние обозначенных факторов препятствует планомерному использованию инновационного потенциала страны. В статье определен рейтинг России в мировой экономике по различным параметрам инновационной деятельности; проанализированы тенденции, проблемы и возможности развития инновационной деятельности; установлено, что Россия обладает значительным потенциалом для реализации инноваций при условии сведения к минимуму отрицательного воздействия зарубежных санкций путем увеличения финансирования в научно-исследовательские разработки и новые технологии, создания условий для развития ГЧП и расширения возможностей взаимодействия России с дружественными странами в сфере стимулирования инноваций.
Целью статьи является анализ влияния институциональной среды на экономическую эффективность транспортной компании на примере ОАО «РЖД» и разработка рекомендаций по институциональной адаптации на основе модели МАКО (Модель Агрегированных Композитных Оценок). Для достижения цели были выделены следующие задачи: построение сценарного анализа на базе агрегированных индексов правового, экологического, тарифного давления и цифровизации; выявление синергетических и нелинейных эффектов институциональных переменных; сопоставление результатов с международной практикой и формулирование стратегий. Методологически работа опирается на методы эконометрического моделирования, компонентного и сценарного анализа, а также z-нормализации переменных. Результаты включают количественные оценки изменения интегрального показателя эффективности в зависимости от различных институциональных сценариев. Показано, что наибольшую эффективность обеспечивает сочетание цифровизации с одновременным снижением правового давления и адаптационных издержек. Выводы подчеркивают, что модель МАКО применима как инструмент интерпретации и стратегического планирования в условиях нормативной волатильности и институциональной неопределенности.
В данной статье освещается история возникновения хутора Умарова, которое произошло при своеобразных обстоятельствах после завершения Кавказской войны во второй половине XIX в. Хутор расположен в урочище Терского хребта в системе Терско-Сунженского хребта на территории Чеченской Республики и по имени основателя хутора носит название «Iумхи кIотар». Отмечено, что хутора имели широкое распространение в Чечне, играя экономически важную роль для каждой семьи. Хутор Умхи Умарова впоследствии стал не только поселением с постоянными жителями, но включён в систему государственного хозяйствования в форме артели, вносил посильный вклад в экономику республики. Подчёркнута целесообразность возрождения хуторских хозяйств в новых технологических условиях, необходимость обустройства дорог, проведения линий газификации, водопровода, чтобы сделать привлекательной для проживания эту выгодную сельскохозяйственную зону.
Данная работа посвящена анализу становления и развития мужского коммерческого училища имени цесаревича Алексея Московского общества распространения коммерческого образования. Данное исследование проводится на основе архивных материалов и некоторых других источников. Цель исследования - рассмотреть эволюцию мужского коммерческого училища имени цесаревича Алексея и выявить специфику его организации. Новизна настоящей статьи заключается в том, что в ней автор рассматривает различные стороны организационной, учеб ной, педагогической и воспитательной деятельности одного из ведущих коммерческих учебных заведений России начала ХХ в. Исследование проведено на основе как известных, так и ранее не использовавшихся документов. В статье подробно рассмотрен учебно-воспитательный процесс, речь идёт о его особенностях, новациях, которые он вносил как в профессиональное образование, так и в народное просвещение вообще. Раскрывается значимость воспитательного процесса при организации училища, выявлены особенности его успешной работы. Для этого особое внимание уделено деятельности Московского общества распространения коммерческого образования и за дачам, которые были поставлены перед ним, ходу их выполнения и достигнутым результатам. Автор данного исследования выяснил, что значительную роль играла внеучебная деятельность.