ИЗМЕНЧИВОСТЬ ГЕНА CYT B У ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ МЫШИ APODEMUS PENINSULAE THOMAS, 1906 - ПРИРОДНОГО НОСИТЕЛЯ ХАНТАВИРУСА AMRV В ХАСАНСКОМ РАЙОНЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (2024)

Исследована изменчивость участка гена цитохрома b ( cyt b ) митохондриальной ДНК длиной 744 пары нуклеотидов 13 образцов восточноазиатских мышей Apodemus peninsulae из популяции Национального парка «Земля леопарда» на юге Приморского края.

Показано присутствие двух филогенетических линий в этой популяции:«Amur» и «Korea». При этом линия «Korea» была обнаружена для Дальнего Востока России впервые. Обсуждается вопрос согласованности эволюции хантавируса AMRV и его природного носителя - восточноазиатской мыши.

Издание: АМУРСКИЙ ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Автор(ы): ЦУКАНОВА ВИКТОРИЯ ДМИТРИЕВНА, ШЕРЕМЕТЬЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, МАЛЫГИН ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА (2024)

На современном этапе развития профессионального образования в России проблема формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов колледжа является актуальной. Будущим специалистам среднего звена необходим иностранный язык для решения профессиональных задач, работы с документацией, корпоративной коммуникации.

Обучение иностранному языку в профессиональной деятельности осуществляется посредством электронных образовательных ресурсов. Преподаватели создают электронные курсы в системах управления обучением по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности», используют обучающие тренажёры, приложения, программы для совершенствования навыков всех видов речевой деятельности. В этой связи актуальным являются вопросы - какими особенностями обладают различные электронные образовательные ресурсы и на каких основаниях можно их структурировать для обеспечения большей эффективности в формировании профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов колледжа.

В статье представлено опбасаределение понятия «электронные образовательные ресурсы» с точки зрения их применения в формировании профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов колледжа. Для формирования лингвистического, социокультурного и стратегического компонента компетенции применяются специализированные, универсальные и вспомогательные виды электронных ресурсов. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что компоненты профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов среднего звена формируются за счёт применения совокупности различного вида и типа электронных образовательных ресурсов.

Значимость исследования заключается в том, что автором описаны особенности применения электронных образовательных ресурсов для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов колледжа. В статье представлена обоснованная структура видов и типов электронных ресурсов, сочетание которых обеспечивает анализ, отбор существующих или создание преподавателем собственных ресурсов для решения учебных задач.

Результаты исследования могут представлять научный интерес для преподавателей в любой научной области, а также учителей и исследователей в области профессионального образования, так как представленное сочетание электронных ресурсов может быть использовано при формировании любых компетенций.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Шкаредных Анна Сергеевна
Сохранить в закладках
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)

Приоритетной задачей высшего образования сегодня является подготовка выпускников вуза к решению задач профессиональной деятельности в сотрудничестве с коллегами из стран-партнеров. Работа в международных командах связана с осуществлением профессионального взаимодействия на языке-посреднике в межкультурном общении. На основе теоретических работ, посвященных развитию языковой личности обучающихся, профессионально ориентированному обучению иностранному языку в вузе, разработке межкультурного подхода к обучению, представляется возможным уточнить цель иноязычной подготовки в вузе - необходимость формирования профессионально ориентированной межкультурной языковой личности обучающихся. Формирование данного типа языковой личности в вузе осуществляется посредством организации аудиторных занятий в виде ситуаций межличностного общения в малых группах при решении исследовательских задач, приближенных к реальным ситуациям общения в будущей профессиональной деятельности, и организации самостоятельной работы на основе анализа индивидуальных потребностей обучающихся для решения исследовательских задач на языке-посреднике. Ситуации межличностного общения представляется возможным реализовать в виде кейсов, включающих контрольно-измерительные параметры. Заранее сформулированные критерии оценки результата групповой работы позволяют управлять образовательным процессом, оценивать динамику развития способностей профессионально ориентированной межкультурной языковой личности обучающегося. Наблюдения над групповой работой обучающихся показали, что организация ситуаций межличностного общения в рамках профессионального дискурса способствует формированию качеств востребованного типа языковой личности, а именно: принятие разных точек зрения, уважительное отношение, поддержка и помощь участникам команды, формулировка собственных идей на основе аргументации и примеров.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Тимкина Юлия Юрьевна
Сохранить в закладках
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ (2024)

В статье обсуждается барьерный эффект, возникающий при идентификации и минимизации рисков образовательных проектов. Темпы и масштабы разработки и реализации образовательных проектов в РФ увеличиваются. Реализация образовательных проектов на национальном уровне является важнейшим инструментом государственной политики в сфере образования. Учитывая состоявшийся переход с концепции «нулевого риска» на концепцию «допустимого риска» и в системе образования, проблематика управления рисками образовательных проектов возрастает. Автором предпринята попытка описания и объяснения барьерного эффекта, возникающего при идентификации и минимизации рисков образовательного проекта. Исследование проводилось методами анализа, синтеза, рефлексивной проблематизации и моделирования. Как показало исследование в теории и практике управления рисками образовательных проектов барьерному эффекту уделяется недостаточное внимание. Результаты исследования позволили выделить основные параметры барьерного эффекта - энтропия риска, время, эффективность управленческих решений по минимизации рисков, а также последствия реализовавшихся рисков. Исследование показало, что основными факторами, влияющими на образование барьерного эффекта, являются - возможность итерации к сущности риска в процессе управления образовательным проектом (структурный фактор), нестационарные условия внешней и внутренней среды образовательного проекта, наличие противоречий при принятии управленческих решений и возможность управляющей системы эффективно использовать эвристики, ценностный и ресурсный факторы, фактор когнитивных искажений, а также фактор необходимости устранения последствий уже реализовавшихся рисков. Совокупность выявленных факторов выражается в создании барьерного эффекта, мешающего снижению энтропии рисков образовательного проекта и выработке эффективных решений по их минимизации. Как показало исследование, дальнейшее изучение барьерного эффекта может снизить объем и масштаб последствий реализовавшихся рисков образовательных проектов.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Причинин Алексей Евгеньевич
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ (2024)

В статье показаны инструменты и результаты исследования профессиональных компетенций руководителя образовательной организации, проведенного научным коллективом ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в рамках изучения проблемы совершенствования региональных систем научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в условиях интеграции в единое образовательное пространство Российской Федерации. Сделан обзор нормативно-правовой базы Российской Федерации, регламентирующей деятельность руководителя образовательной организации, включающей Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ; Национальный проект «Образование»; Представлена концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, а также анализ компетентностного подхода как нового направления в научно-педагогической методологии. Приведены понятия «компетенция» и «компетентность», описаны требования профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» к реализации трудовых функций руководителя. Авторами актуализирована проблема исследования профессиональных компетенций руководителя в аспекте тенденций развития российской системы образования; обозначена проблема разработки комплекса инструментов оценивания профессиональных управленческих компетенций и незначительности опыта разработки и реализации процедур оценки данных компетенций в науке и практике. В статье описан диагностический инструментарий в виде теста, составленного в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» и включающего в себя 4 кейса: управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации; администрирование деятельности общеобразовательной организации; управление развитием общеобразовательной организации; управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами; приведена структура кейсов, описаны подходы к их составлению и применению в процессе диагностики. Выборку исследования составили 292 руководителя образовательных организаций новых регионов РФ (ЛНР и ДНР). Описаны результаты, полученные в процессе тестирования по каждому из кейсов инструментария; сделаны выводы по использованию полученных данных в программах профессионального развития руководителей образовательных организаций.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Золотарева Ангелина Викторовна, Шляхтина Наталья Владимировна
Сохранить в закладках
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПТОВ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЯПОНСКОМ КУЛЬТУРНОМ ДИСКУРСЕ (2024)

Исследование посвящено анализу культурно-философских концептов «бог» и «душа» в русской классической литературе на примере произведения Антона Павловича Чехова «Палата № 6» и описанию, как эта повесть была осмыслена в рамках японской культуры в период Реставрации Мэйдзи. Основная цель статьи - исследовать и сравнить интерпретации философских значений ключевых концептов «бог» и «душа» в контексте русской и японской лингвокультурных систем, чтобы выявить, насколько схожи или различны эти понятия в данных культурах. Автор рассматривает перевод Сэнумы Кайо как пример первопроходческого опыта в адаптации русских произведений, обращая внимание на изменение акцентов, которые отражают специфику японской культурной и философской мысли обозначенного трансформационного периода. В рамках статьи оценивается использование японских философских концептов ками и кокоро в качестве используемых Сэнумой Кайо альтернатив концептам «бог» и «душа», а также сравнивается семантический контекст данных концептов. Результаты исследования способствуют осмыслению вклада Сэнумы Кайо в межкультурный диалог между Россией и Японией на примере анализа её интерпретации концептов «бог» и «душа» в контексте адаптации христианских идей для японской аудитории XIX в., а также способствуют углублению понимания специфики японской философской интерпретации русской классической литературы. Результаты исследования могут быть интересны не только специалистам в области литературоведения и культурологии, но и трансдисциплинарным исследователям, в поле научных интересов которых входят вопросы межкультурной философии и взаимовлияния культур в исторической парадигме.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Кравцов Андрей Дмитриевич
Сохранить в закладках
ИЗ ПРОШЛОГО КАФЕДРЫ ИСТОРИИ МУЗЫКИ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ШКОЛА М. Ф. ГЕЙЛИГ — УЧЁНОГО И ПЕДАГОГА (2024)

Статья посвящается выдающемуся представителю исторического музыкознания Саратова — Марианне Фёдоровне Гейлиг (1909–1984), работавшей в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова с 1950 по 1979 г., вошедшей в историю СГК в качестве первой заведующей образованной в 1961 г. кафедры истории музыки, создавшей свою научно-педагогическую школу, которая на протяжении более полувека определяла профессиональное лицо кафедры. В фокусе внимания автора — профессиональный путь М. Ф. Гейлиг, выпускницы Киевского музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко, доцента Киевской консерватории, научная и педагогическая деятельность М. Ф. Гейлиг в Саратовской консерватории. В статье анализируется научное наследие М. Ф. Гейлиг, связанное с изучением оперных форм в русской классической опере, её вклад в методику преподавания музыкальной литературы в среднем звене профессионального музыкального образования.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 1 (23) (2024)
Автор(ы): Королевская Наталья Владимировна
Сохранить в закладках
ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ ЗА 2010-2021 ГОДЫ (2023)

Для демографической ситуации Китая в конце XX - начале XXI вв. характерны трансформационные процессы, затрагивающие как общую динамику численности населения, так и изменения возрастной, гендерной, образовательной структур. Меры демографической политики Китая в начале XXI в. значительно эволюционировали. Основная задача данного исследования - выявление основных направлений демографической политики в части поддержки рождаемости на современном этапе. В статье представлены результаты анализа основных демографических показателей, предложена типология факторов современной демографической ситуации, включающая исторические, идеологические и материальные предпосылки. Во второй части работы проведён анализ мероприятий, направленных на поддержку рождаемости на уровне страны в целом и отдельных провинций. Основу анализа составляют нормативно-правовые документы, регулирующие политику рождаемости в Китае в период с 2010 по 2021 гг., а также официальные данные Национального бюро статистики Китая. Показано, что за последнее десятилетие в Китае планирование семьи и ограничение рождаемости сменилось на активную политику стимулирования увеличения числа детей в семьях. Финансовые инструменты играют важную роль в формировании основных направлений поддержки рождаемости. Кроме того, большое внимание со стороны государства уделяется вопросу расширения инфраструктуры присмотра за детьми, воспитательных и образовательных учреждений, создания льготных условий в сфере занятости для женщин с детьми.

Издание: НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
Выпуск: Том 26 № 3 (2023)
Автор(ы): Ван Шаофу, Цзя Сяньнин, Мищук Светлана Николаевна
Сохранить в закладках
ИГОРЬ ЕФИМОВИЧ РОГАЛЕВ — ОПЫТ РАННЕЙ БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРА (2024)

И. Е. Рогалев (р. 1948) — один из ведущих композиторов и музыкальных педагогов России, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ. Автор опер «У начала твоей судьбы», «Соль», «Финист Ясный Сокол», мюзикла «Маскарад», балета «Питер Пэн», вокальных циклов «Звонкие песни», «Ожидание», «Подорожник», множества симфонических и камерно-инструментальных опусов, музыки для театра. Несмотря на широкую известность его произведений и масштаба общественной деятельности (в течение 25 лет он являлся художественным руководителем и генеральным директором Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней»), личность композитора и его творчество редко становились объектом изучения. В настоящих материалах представляется первый опыт обобщения и анализа ряда фактов ранней биографии композитора (до окончания им Ленинградской консерватории) на основе интервью, взятого у него накануне 75-летнего юбилея, и архивных материалов. Историко-культурный контекст, личности музыкантов, с которыми пришлось общаться композитору в юности, становятся ярким фоном событий личной биографии.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 1 (23) (2024)
Автор(ы): Воробьев Игорь Станиславович
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В ТУРИЗМЕ РОССИИ (2024)

Развитие туризма как комплексной области экономики зависит от различных составляющих, включая развитие инфраструктуры, в первую очередь - транспортной. Одним из аспектов транспортного обслуживания туристов является создание и использование необычных видов транспорта. Поэтому за цель исследования принимается характеристика использования нестандартных видов транспорта в туризме России. Обозначенная цель достигается с помощью обоснования изученности данной проблемы, а различные методы исследования позволяют сделать соответствующие выводы, касающиеся понятия «нестандартные виды транспорта» и применения таких видов транспорта в туризме. Изучен опыт различных стран в использовании нестандартных видов транспорта и выделены его основные направления. Акцент сделан на рельсовом, наземном и специализированном транспорте, некоторые разновидности которых применяются в туризме России. При характеристике рельсового транспорта автором выделены детские железные дороги как наиболее перспективный для туристского использования вид транспорта. Среди наземных видов транспорта отмечен фантастар как экологичный, инновационный, перспективный вид нестандартного транспорта. Отдельно отмечены канатные дороги как специализированный вид транспорта, который также находит широкое применение в перевозке туристов. Автором выявлены проблемы использования нестандартных видов транспорта в туризме России и определены некоторые перспективы на будущее.

Издание: СЕРВИС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выпуск: Т. 18 № 2 (111) (2024)
Автор(ы): КУСЕРОВА Анна Ивановна
Сохранить в закладках
ИНДЕКС ТУРИСТСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ (2024)

Цель исследования заключается в разработке индекса, позволяющего оценивать динамику и неравномерность развития регионального туризма. На туризм оказывают влияние различные факторы, учёт которых требует количественных оценок. В статье такие оценки получены благодаря построению и апробации авторского обобщающего показателя - индекса туристского развития российских регионов. Сделан краткий обзор современных исследований в области использования индексного метода при анализе конкурентоспособности туристской индустрии разных стран и влияния на нее климатических условий. Практическая часть работы основана на обширной эмпирической базе. За 2013-2022 гг. собрана статистическая информация, отражающая динамику регионального туризма в РФ. На этой основе сформированы группы статистических показателей, которые использовались для конструирования индекса. Методология его расчёта заключалась в нормировании исходных показателей, измеряющих различные аспекты развития туризма, и их последующем агрегировании в единый обобщающий показатель. Результаты расчётов авторского индекса в разрезе федеральных округов и субъектов РФ позволили сделать вывод о неравномерности распределения туристских ресурсов и инфраструктуры между российскими регионами. Различия в оценках индекса для регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров свидетельствуют о высокой концентрации туристской активности лишь в ограниченном кругу российских регионов. Кроме того, на базе расчётных значений авторского индекса осуществлено ранжирование российских регионов по уровню развития туризма. Сделан вывод, что полученный рейтинг схож с национальным туристическим рейтингом, но существенно отличается от рэнкинга устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства.

Издание: СЕРВИС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выпуск: Т. 18 № 2 (111) (2024)
Автор(ы): Овчаров Антон Олегович, КАБИРОВ Ильдар Сарварович
Сохранить в закладках
ИНФРАСТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА И ЕЁ РОЛЬ В ЦИРКУЛЯРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТУРИЗМА (2024)

Актуальность смены парадигмы развития и перехода от линейной к циркулярной модели экономики обусловила рост соответствующих исследований, в том числе в сфере туризма, хотя их количество до сих пор остаётся крайне ограниченным, оставляя открытым целый ряд теоретико-методологических и практических вопросов и замедляя процессы циркулярной трансформации туризма. Одним из системных барьеров, препятствующих циркулярному переходу, исследователи признают отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей функционирование экономики замкнутого цикла (ЭЗЦ), что обусловливает необходимость углублённых исследований особенностей циркулярной инфраструктуры и её функций в новой модели развития. Цель работы: исследование сущности инфраструктуры ЭЗЦ туризма. В ходе работы были проанализированы существующие в отечественной и зарубежной литературе подходы к определению туристской обеспечивающей инфраструктуры, выявлению её роли в циркулярной трансформации туризма, предложено определение циркулярной инфраструктуры ЭЗЦ туризма, идентифицированы её функции и барьеры формирования. Научная значимость исследования определяется необходимостью дальнейшего развития теории инфраструктурирования ЭЗЦ и её адаптации к сфере туризма. Результаты исследования могут быть полезными при формировании стратегий инновационного развития индустрии туризма и туристских дестинаций различных уровней управления.

Издание: СЕРВИС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выпуск: Т. 18 № 2 (111) (2024)
Автор(ы): МИШУЛИНА Светлана Ивановна
Сохранить в закладках