РОЛЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОКОВ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ (2024)

В настоящей статье исследуются истоки становления танцевальной культуры Республики Алтай. Определены основные критерии создания алтайского национального танца, обозначены важнейшие характеристики формирования образа самобытного, национального хореографического искусства, выявлена роль интерпретации истоков танцевальной культуры Республики Алтай в формировании уникального национального сознания алтайцев.

Издание: Миссия конфессий
Выпуск: Том 13. Часть 1 (№74) (2024)
Автор(ы): Курдяпов Б. В.
Сохранить в закладках
РАЗМЫШЛЕНИЯ ДЖ. МАДЗИНИ В «КРУГЕ ЧТЕНИЯ» Л. Н. ТОЛСТОГО (2025)

Благодаря первым переводам на русский язык капитального труда Джузеппе Мадзини «Обязанности человека» (Doveri dell’uomo), Л. Н. Толстой соприкоснулся с мыслью одного из героев «Рисорджименто», которую он принял с некоторыми оговорками. Доказательством тому служат многочисленные цитаты «отца» итальянского единства в произведениях Толстого последнего периода. Среди них заслуживают особого внимания те, из «Круга чтения» (1906), которые были взяты из «Избранных мыслей Иосифа Мадзини» (Москва, 1905) в переводе Л. П. Никифорова. Этих цитат много, и им посвящена данная статья. Анализируя мысли итальянского интеллектуала в «Круге чтения», мы выявляем значительные совпадения Мадзини с русским писателем по следующим темам: ясное утверждение существования Бога, с которым связана тема всеобщего братства, тема социальной справедливости и нравственного совершенствования. Автор рассматривает эти тематические ядра, выделяя точки соприкосновения и расхождения между этико-философским видением Толстого и мыслью Мадзини, в которой нет различия между политическим и религиозным измерениями. Отбирая и включая в «Круг чтения» изречения и мысли Мадзини, Толстой, однако, намеренно осуществил четкое разделение между политической и религиозной сферами, исключая первую и отдавая предпочтение второй. Именно это следует из анализа содержания приведенных цитат и лексических изменений, внесенных великим русским писателем в переводы Никифорова, включенные в «Круг чтения».

Издание: ЯЗЫК И ТЕКСТ
Выпуск: Т. 12 № 1 (2025)
Автор(ы): Кавацца А.
Сохранить в закладках
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО И СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НАРОДОВ РОССИИ (2025)

Русский язык является государственным языком не только в России, но и во многих республиках ближнего зарубежья даже после искусственного распада Советского Союза. Во многих республиках в то же время государственными языками являются и языки аборигенных народов, в условиях сосуществования нескольких языков на протяжении более ста лет складываются интересные для теории языка взаимоотношения: наблюдается вертикальный языковой континуум, где русский язык выполняет роль акролекта, местные говоры выступают как мезолекты, в то же время складывается разговорный русский язык, вбирающий в себя все больше черт местных языков. В нашей работе исследуется подобный вариант русского языка в условиях дагестанского многоязычия, приобретающий черты диалекта, так как изменения наблюдаются на всех уровнях языка от фонетики до синтаксиса.

Издание: ЯЗЫК И ТЕКСТ
Выпуск: Т. 12 № 1 (2025)
Автор(ы): Махмудова С.М.
Сохранить в закладках
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА: ПРИМЕР АДДИС-АБЕБСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ (2024)

Данное исследование посвящено изучению роли преподавателей в процессе самостоятельного изучения английского языка в Аддис-Абебском университете науки и технологий. Основное внимание уделяется ролям фасилитатора, гида/наставника и вдохновителя/помощника, а также тому, насколько доступны и эффективно используются вспомогательные условия, способствующие автономному изучению языка. Анкета для опроса была направлена 313 студентам первого курса инженерного факультета Аддис-Абебского университета науки и технологий, 24 студента приняли участие в фокус-группах. Кроме того, было проведено интервью с четырьмя преподавателями для получения дополнительных данных и триангуляции. Количественные данные были проанализированы с помощью SPSS, а качественные данные, полученные в ходе фокус-групп и интервью, были проанализированы с помощью тематического анализа. Полученные результаты свидетельствуют о том, что учителя применяли очень ограниченное количество методов, способствующих самостоятельному изучению языка, и неэффективно использовали имеющиеся вспомогательные средства. Предоставление учителям программ профессионального развития, направленных на развитие самостоятельного изучения языка, поможет развить самостоятельность учащихся.

Издание: ЯЗЫК И ТЕКСТ
Выпуск: Т. 11 № 1 (2024)
Автор(ы): Антенех К. Анимав, Абебе Б. Абабо
Сохранить в закладках
РОЛЬ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА В РАЗВИТИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РУСИ (2024)

Статья посвящена вкладу Владимира Мономаха в развитие литературы и государственности Руси. Крупные авторские произведения: «Поучение» Владимира Мономаха; «Повесть об ослеплении князя Василька Ростиславича» близкого к Мономаху игумена Василия; литературно-историческая эпопея ранней Руси - II (Мономахова) редакция «Повести временных лет» (1116/1117 гг.) Михайловского игумена Сильвестра, - важные части фундамента будущей русской литературы. Видное место Владимира Мономаха в литературном и государственном развитии Руси подчеркивает современный историк А. Ю. Карпов, особо выделяя разрушение Мономахом старокиевской конструкции «лествичного восхождения» князей Руси к киевскому великому столу, его действия по обустройству вотчинного ему центрального региона Руси с новым политическим основанным им центром - Владимиром-на-Клязьме (1108), в перспективе, - предтечей Москвы.

Издание: ЯЗЫК И ТЕКСТ
Выпуск: Т. 11 № 1 (2024)
Автор(ы): Филипповский Герман Юрьевич
Сохранить в закладках
РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ БЫТОВОЙ ДИСКУРС ШАНГОДИНСКОГО ГОВОРА АВАРСКОГО ЯЗЫКА (2024)

Статья посвящена исследованию формул речевого этикета, наиболее употребительных в бытовой коммуникации носителей шангодинского говора андалальского диалекта аварского языка. Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: 1) реальной угрозой исчезновения данного говора (на сегодняшний день в селе Шангода проживает менее ста человек; 2) отсутствием специального научного исследования говора с. Шангода, данные о котором в аварской диалектологии носят скудный и противоречивый характер. Основная исследовательская задача представленной статьи - описание коммуникативных функций этикетных формул, используемых в бытовом дискурсе шангодинского говора андалальского диалекта, с выявлением их прагматического и семантического потенциала. Для решения данной задачи использовались следующие исследовательские методы: синхронно-описательный (для системного описания различных видов этикетных формул), функциональный метод (для коммуникативно-семантического анализа формул речевого этикета); метод компонентного анализа (для анализа семантической структуры речевых формул). Востребованным в работе оказался также и метод интроспекции. Научная новизна данного исследования заключается в вовлечении в научный оборот ранее неисследованной самобытной этикетной лексики из сферы бытового дискурса одного из неисследованных говоров аварского языка. Полученные в этой связи результаты являются новыми. Они имеют определенное научное и практическое значение для лингвистического дагестановедения. Практическая значимость проведенного в данной статье исследования заключается в том, что результаты, полученные в процессе исследования, могут быть использованы при составлении спецкурсов по теории речевых актов, по принципам построения дискурса, а также при составлении лекций для дагестанской аудитории по этнолингвистике, межкультурной коммуникации и лингвокультурологии.

Издание: ЯЗЫК И ТЕКСТ
Выпуск: Т. 11 № 1 (2024)
Автор(ы): Маллаева З.М.
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)

В статье раскрывается проблема необходимости воспитания социально активной личности, способной к продуктивной общественно значимой деятельности. Уточнена сущность феномена социальной активности, актуализация которого будет способствовать совершенствованию образовательного процесса в вузе, направленного на формирование способности студентов действовать сознательно, конструктивно преобразуя окружающую действительность.

Цель статьи - описание опыта развития социальной активности студентов посредством социально значимой проектной деятельности. Приводится пример проекта по поддержке участников специальной военной операции (СВО), проходящих реабилитацию в госпитале, реализованного на основе взаимодействия вуза, общеобразовательных и дошкольных организаций, общественных объединений и других участников. Описано содержание этапов проекта.

Сделан вывод об эффективности данного вида деятельности для развития социальной активности студентов вуза. Намечены перспективные направления изучения проблемы.

Издание: ВЕСТНИК ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): АХМЕТЖАНОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА, ЕМЕЛЬЯНОВА ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА ЯЗЫКА ТРИВИЛЬ. ЧАСТЬ 2 (2024)

Статья является второй из серии статей, в которых описывается разработка языка программирования Тривиль. В первой статье описывался первый этап разработки языка: определение целей, требований и критериев выбора. Эта статья содержит обоснование основных языковых решений. Как и вся серия, статья нацелена, большей частью не на программиста, который использует язык, а на разработчика языков программирования.

Издание: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Выпуск: № 4 (30) (2024)
Автор(ы): Недоря Алексей Евгеньевич
Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА ЯЗЫКА ТРИВИЛЬ. ПЕРВЫЕ ШАГИ К СЕМЕЙСТВУ ЯЗЫКОВ. ЧАСТЬ 1 (2024)

Это первая статья из серии статей, в которых описывается разработка языка программирования Тривиль: от рассуждения о необходимости разработки нового языка, определения целей и требований и до выбора и обоснования конкретных языковых решений. Статьи, в основном, нацелены не на программиста, который использует язык, а на разработчика языков программирования. В статьях автор использует опыт лекций о разработке языков в МФТИ, ИТМО и Университете Иннополиса.

Издание: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Выпуск: № 4 (30) (2024)
Автор(ы): Недоря Алексей Евгеньевич
Сохранить в закладках
РОЛЬ ESG-ПРИНЦИПОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО РЕГИОНА (2025)

Важность устойчивого регионального развития обусловлена необходимостью обеспечения экономического роста, снижения дифференциации уровня жизни, уменьшения экологического ущерба.

В настоящее время теме устойчивого развития как на национальном, так и на региональном уровне посвящено большое количество работ, но так и не найдено единственно верного решения его достижения.

Одним из возможных направлений обеспечения устойчивости региональной экономики можно назвать реализацию принципов ESG, которые направлены на улучшение экологического состояния, повышение уровня социального развития и улучшение качества управления в регионе. Рейтинг регионов по реализации принципов ESG составляется немалым количеством рейтинговых агентств, но при этом каждое агентство использует свою систему показателей оценки каждого блока: E (экология), S (социальное развитие), G (управление).

Методики, используемые рейтинговыми агентствами, основаны на балльных оценках и несопоставимы между собой. Все это определяет отсутствие должного внимания к проблеме устойчивого развития со стороны региональных органов управления. Вместе с тем заслуживает большого внимания опыт крупных компаний, которые благодаря реализации принципов ESG вносят значительный вклад в обеспечение устойчивого развития территорий присутствия.

Издание: ЭКОНОМИКА. ПРОФЕССИЯ. БИЗНЕС
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ПОПОДЬКО ГАЛИНА ИВАНОВНА
Сохранить в закладках
РОЛЬ МУЛЬТИИНСТРУМЕНТАЛИЗМА В ОБУЧЕНИИ И ПРАКТИКЕ ВОЕННОГО ДИРИЖЕРА (2024)

Мультиинструментализм (полиинструментализм) - явление в музыкальной исполнительской практике весьма распространенное, однако оно незаслуженно обделено вниманием в сфере профессионального обучения музыкантов-исполнителей и дирижеров. Между тем, освоение исполнителем очередного музыкального инструмента, познание до сих пор неисследованной им сферы музыкальной науки представляются наиболее эффективными способами погружения в музыкальное искусство, а вместе с тем и самовыражения личности. В статье рассматривается положительное влияние системы обучения мультиинструментализму на процесс становления руководителя оркестра или музыканта-исполнителя. На примере указанной проблемы в статье освещаются дополнительные векторы становления профессии военного дирижера.

Издание: OPERA MUSICOLOGICA
Выпуск: Т. 16 № 3 (2024)
Автор(ы): Галухин Артур Иванович, Звонов Александр Викторович
Сохранить в закладках
РАСШИФРОВКА И ТРАНСНОТАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ПЕСНОПЕНИЙ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (2024)

Расшифровка древнерусских церковных песнопений, записанных невменной нотацией, началась в XIX в. Основной корпус знаменного распева был издан св. Синодом в нотации, называемой киевской. Синодальные певческие книги использовались в церковной службе, примеры из изданий включались в учебники, формируя представления об истории русской музыки. Однако невменные рукописи содержали и некоторые песнопения других стилей. Стихиры путного роспева, приписываемые Ивану Грозному, записанные в рукописи Логина Шишелова с необычной нотацией, были обнаружены архимандритом Леонидом и расшифрованы И. А. Фортовым и Д. В. Разумовским. Последние читали знаки нотации Логина в соответствии с традицией знаменных и демественных знаков, существовавшей в XIX в. среди старообрядцев. В результате образец, приводимый многими исследователями, не относится к путевому стилю, а представляет собой фортовский вариант стихир. В начале XX в. А. Д. Кастальский расшифровал песнопения знаменного распева для хорового исполнения. Эти мелодии - скорее произведение композитора, нежели научная реконструкция. В обоих упомянутых случаях сохраняется структура древнерусского песнопения, но музыкальные интонации по стилистике напоминают о XIX в. Структура напева (повторение музыкальных формул, места мелизматических формул) является важной частью музыкального канона, сохраняющейся в различных стилистических и авторских или местных вариантах песнопений. Когда музыканты XIX в. расшифровывали средневековые невмы, фактически они создавали авторские варианты песнопений согласно законам средневекового композиторского творчества.

Издание: OPERA MUSICOLOGICA
Выпуск: Т. 16 № 3 (2024)
Автор(ы): Захарьина Нина Борисовна
Сохранить в закладках