Целью данного исследования является изучение возможностей обеспечение кибербезопасности в современных цифровых системах. Примечательно, что использование современных технологий позволяет не только постоянно оставаться на связи, но и оптимизировать многие производственные отношения, ускорить процессы, рационализировать системы публичного управления, свести к минимуму издержки на транзакции, повысить качество социального обеспечения. Отсюда, можно заключить, что всемирная цифровизация - это не только удобно, но и опасно, так как многие преступники научились пользоваться глобальной сетью для достижения своих криминальных целей. Они могут посягать на публичные либо частные права, создавать непривычные для правоохранительной системы угрозы, бороться с которыми она умеет плохо. Принимая во внимание, что цифровой рынок не стоит на месте, более того он активно развивается и меняется, следует отметить произошедший значительный рост применения ИТ-технологий во всех сферах жизни и экономической ситуацией в стране, развитие киберпреступников, появление возможностей у них приобрести необходимое оборудование, получить узкоспециализированные знания. Преступники хорошо ориентированы на требования потенциальных покупателей, поэтому предложения на рынке меняются относительно спроса. Сделан вывод о том, что кибербезопасность позволяет защищать частные и публичные данные, интересы преступных атак, совершаемых в отношении сетей, компьютерных систем, отдельных компьютеров, объектов критической информационной инфраструктуры государства. За последние 6 лет в РФ серьезно выросло количество хакерских атак. Это говорит о необходимости принятия эффективных и своевременных мер по борьбе с данным явлением. А для того, чтобы скрываться от правосудия, преступники не только стараются действовать максимально анонимно, но и применяют максимально сложные схемы, при которых достаточно сложно отыскать следы и шаги преступления.
В рамках обоснования теоретико- методического инструментария проектного менеджмента при разработке стратегии развития вуза в условиях цифровизации высшего образования Российской Федерации в статье обоснованы актуальность проектного менеджмента в контексте стратегического управления вузом и выявлены предпосылки его внедрения на основе анализа государственных инициатив по реализации федеральных стратегических проектов в вузах за период 2006-2025 г. г. Исследованы вопросы теоретико-методической проработки методологии проектного менеджмента для стратегического проектирования с целью формирования целевой модели университета; сформулировано авторское определение «стратегического проекта развития университета». Разработаны концептуальные положения стратегического управления вузом с целью реализация цифровой трансформации вуза в уникальную образовательную экосистему на основе стратегического проекта развития университета.
Рассмотрены вопросы персональной ответственности врача при принятии решений о диагностике, лечении и назначении лекарственных средств на основании сформулированного предложения (решения) алгоритма искусственного интеллекта. Представлен обзор системы правового регулирования ответственности медицинских работников, а также проведена оценка возможных вариантов распределения уголовной ответственности в связи с внедрением искусственного интеллекта в работу врачей в будущем. Предложены возможные направления по совершенствованию законодательства, связанного с оказанием медицинской помощи с использованием интеллектуальных систем. Проанализированы тенденции распределения ответственности за причинение вреда при оказании медицинской помощи, что позволило выработать возможные варианты распределения ответственности между медицинской организацией и врачом в будущем.
Цифровая трансформация конституционного права на обращение началась с либерального подхода (были установлены упрощенные требования к обращениям в электронной форме) и до 2025 г. характеризовалась увеличением числа электронных каналов подачи обращений граждан. Однако с 30 марта 2025 г. тенденция сменилась. Были упорядочены электронные способы подачи обращений, а их отправка была обусловлена идентификацией и (или) аутентификацией заявителей. В статье анализируются следующие этапы трансформации конституционного права на обращение: легализация обращений в электронной форме, появление специализированных государственных порталов для подачи обращений, появление исключительно электронных форм обращений граждан, использование Единого портала государственных и муниципальных услуг для подачи обращений, а также новеллы конца 2024 г., упорядочившие способы подачи электронных обращений.
Выделяются и анализируются ключевые факторы, влияющие на конституционное развитие России: поправки 2020 г. к Конституции РФ, легально закрепившие единство публичной власти, и современные вызовы экономической системе страны. Отмечается, что положения поправок к Конституции о единстве публичной власти являются рамочными и не предопределяют усиление в государственном строительстве тенденций централизации, исполнительности и дисциплины. Автор посредством анализа Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» приходит к выводу о том, что единая система публичной власти посредством применения сугубо административного метода превращается во властную вертикаль, хотя включение местного самоуправления в единую систему публичной власти само по себе позволяло эффективно настроить взаимодействие и соучастие органов местного самоуправления и органов государственной власти. Отмечается, что методология конституционного права как проводника конституционных ценностей позволяет найти ответы на современные вызовы цифровизации, экономического неравенства и недобросовестной международной конкуренции.
Статья посвящена анализу трансформации досуговых практик молодежи Республики Башкортостан в условиях цифровизации. На основе эмпирических данных, полученных в 2021–2024 гг., выявляются основные тенденции в организации досуга, включая доминирование его домашних форм, виртуализацию социальных контактов, гендерные и возрастные особенности досуговых практик. Подчеркивается значимость цифрового пространства в формировании современного досуга молодежи
Исследование внедрения программ цифрового профиля работника проводится с позиций Стратегии национальной безопасности РФ, а также угрозы массового сокращения рабочих мест в условиях цифровой трансформации промышленности. Программы могут анализировать профили социальных сетей работников, выявляя их навыки, предпочтения и способности к освоению новых компетенций, а затем предлагать работодателю индивидуальные образовательные траектории работников без высвобождения рабочей силы. Отмечается, что использование программ в сегодняшнем виде как аналогов западных разработок без интеграции в национальное законодательство может не только принести пользу работодателю, но и нарушить гарантии прав работников, что недопустимо в условиях необходимой социальной стабильности и деглобализации современного общества. Игнорирование проблемы отсутствия разработанной на нормативном уровне методики функционирования информационных систем у конкретного работодателя может привести к негативным последствиям в области распространения персональных данных.
Обосновывается необходимость анализа внедрения новых технологий в цивилистический процесс с позиции эффективности в достижении цели правосудия и оценки того, как такое внедрение влияет на соблюдение процессуальной формы. Исследуется влияние технологий онлайн-коммуникаций, применяемых в цивилистическом процессе, на его процессуальную форму. Делается вывод о том, что в условиях цифровизации цивилистического процесса дистанционные формы участия в судебном заседании изменяют процессуальную форму, упрощая и оптимизируя ее, что в большей степени носит технический характер, обеспечивая транспарентность и доступность правосудия.
Статья посвящена рассмотрению специфики реализации принципов жилищного права в условиях внедрения информационных и цифровых технологий в сферу жилищно-коммунального хозяйства. В статье рассматриваются основные направления цифровизации и применения информационных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, рассматриваются права и законные интересы граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на повышение реализации эффективности которых направлена цифровизация отрасли. Также автором обозначаются направления совершенствования законодательства об информационных и цифровых технологиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В статье рассматриваются условия и ограничения развития молодежного предпринимательства в контексте цифровизации. Проанализированы региональные различия, особенности мотивации молодых предпринимателей и несовпадение между цифровыми возможностями и институциональной инфраструктурой. На основе изученных источников выявлены ключевые барьеры: фрагментированная поддержка, информационная перегрузка, отсутствие системы оценки результативности. Предложены направления совершенствования экосистемы: гибкая настройка программ, менторская поддержка, региональная адаптация и цифровая коммуникация с молодёжной аудиторией
Цифровая экономика оказывает влияние на все аспекты жизни граждан, в том числе и на функционирование валютных систем. В данной статье рассматривается трансформация валютных систем в контексте развития цифровых технологий, анализируются новые формы денег, изменения в платежных системах и проблемы, которые стоят перед традиционными финансовыми институтами
Статья посвящена анализу инновационных технологий, определяющих развитие онлайн-маркетинга в 2025 году. Рассматриваются ключевые тренды, такие как применение искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, а также блокчейн-технологий в маркетинговых стратегиях. На основе теоретического обзора и анализа практических примеров выявлены перспективы и вызовы внедрения данных технологий в деятельность организаций. Особое внимание уделено их влиянию на эффективность взаимодействия с целевой аудиторией и конкурентоспособность брендов в условиях цифровизации. Результаты исследования подчеркивают необходимость интеграции инноваций для адаптации к динамично меняющимся рыночным условиям