В рамках обоснования теоретико- методического инструментария проектного менеджмента при разработке стратегии развития вуза в условиях цифровизации высшего образования Российской Федерации в статье обоснованы актуальность проектного менеджмента в контексте стратегического управления вузом и выявлены предпосылки его внедрения на основе анализа государственных инициатив по реализации федеральных стратегических проектов в вузах за период 2006-2025 г. г. Исследованы вопросы теоретико-методической проработки методологии проектного менеджмента для стратегического проектирования с целью формирования целевой модели университета; сформулировано авторское определение «стратегического проекта развития университета». Разработаны концептуальные положения стратегического управления вузом с целью реализация цифровой трансформации вуза в уникальную образовательную экосистему на основе стратегического проекта развития университета.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Стратегическое развитие высших учебных заведений основано на формировании целевой модели цифровой трансформации базовых и обеспечивающих процессов университета (образовательных, научно-исследовательских, кадровых, кампусных, инновационных и других), направленных на внедрение системных реформ менеджмента вуза посредством создания инновационных продуктов и технологий, совершенствования ключевых направлений его деятельности образования, исследований, разработок.
Список литературы
1. Научный руководитель программы “Приоритет-2030” Андрей Волков рассказал о трансформации высшего образования. URL: https://pakhotin.org/projects/priority2030//(дата обращения 23.04.25).
2. Одинцова Т.Н., Мизякина О.Б., Тимонина В.А. К вопросу стратегического управления вузом в условиях цифровизации // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2023. № 4 (40). С. 107- 115. EDN: LYVHAM
3. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. № 89 “О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы”. URL: https://base.garant.ru/189164 (дата обращения 23.04.25).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803 “О Федеральной целевой программе развитияобразования на 2006-2010 годы”. URL: https://base.garant.ru/189041 (дата обращения 23.04.25).
5. Указ Президента РФ от 7 октября 2008 г. № 1448 “О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов”. URL: https://base.garant.ru/6392869 (дата обращения 23.04.25).
6. Перечень поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи с активом Российского Союза ректоров в г. Москве 24 августа 2011 г. URL: https://rsr-online.ru/events/2011/24-avgusta-2011-goda-sostoyalas-vstrecha-predsedatelya-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-v-v-putina (дата обращения 23.04.25).
7. Указ Президента России от 7 мая 2012 года № 599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”. URL: https://base.garant.ru/70170946 (дата обращения 23.04.25).
8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы”. URL: https://base.garant.ru/71044750 (дата обращения 23.04.25).
9. Паспорт приоритетного проекта “Вузы как центры пространства создания инноваций”. URL: http://static.government.ru/media/files/OnTUmegFLNj5Uqtac57y1WG1EtMG9ABe.pdf (дата обращения 23.04.25).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 “О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030”. URL: https://base.garant.ru/400793960//Дата обращения 23.04.25.
11. О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ // Постановление Правительства РФ от 08.04.2022 N619. URL: https://engineers2030.ru/about (дата обращения 23.04.25).
12. Паспорт Федерального проекта “Создание сети современных кампусов”. URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения 23.04.25).
13. Программа “Приоритет 2030”: как Россия строит университеты будущего. URL: https://priority2030.ru/news/nauchnyy-rukovoditel-programmy (дата обращения 11.06.25).
14. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р “Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308 (дата обращения 23.04.25).
15. ГОСТ Р ИСО 21502-2024. Национальный стандарт Российской Федерации. Управление проектами, программами и портфелями. Руководство по управлению проектами (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 02.11.2024 N 1599-ст. URL: https://stavregion.ru/_/cms_page_media/8069/GOST%20R%20ISO%2021502-2024.pdf//(дата обращения 23.04.25).
16. Настольная книга руководителя стратегического проекта. Экспертное пособие для команды развития университета / Келлер А.В., Валамат-Заде Н.Р., Алещенко В.В., Евтина Г.С. и др.// Отдел экспертизы и сетевого взаимодействия ФГАНУ “Социоцентр”. 2023. URL: https://priority2030.ru/upload/iblock/36b/snvy4i769eidogy17rm0z1u838zm4e9j/StratProekt_Broshyura-_-na-sayt.pdf//(дата обращения 10.04.25).
17. Методы проектного управления. URL: https://moscow.mba/journal/top-10-metodov-proektnogo-upravleniya-dlya-dostizheniya-czeli-kompanii (дата обращения 21.04.25).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена исследованию особенностей управления инновационным предприятием в условиях цифровой трансформации с ориентацией на запросы рынка и определением степени воздействия внешней среды. Авторами определена в контексте исследования особенностей процесса управления инновационными предприятиями важность включения в данный процесс маркетингового подхода. При этом одной из ключевых задач при управлении инновационными предприятиями является формирование перечня факторов макросреды, оказывающих существенное влияние на предприятие. Обосновано применение маркетингового подхода в деятельности инновационных предприятий, позволяющего выстроить эффективные взаимоотношения с клиентами, заказчиками и партнерами, повысить конкурентоспособность предприятия на рынке инновационной продукции. В исследовании сформирован перечень критериев выбора CRM-систем и обоснована важность их внедрения в деятельность инновационных предприятиях в условиях цифровизации.
Статья посвящена исследованию роли бизнес-системы в управлении эффективностью капиталоёмких предприятий, где высокая ресурсоёмкость и сложность производственных циклов обусловливают необходимость переосмысления организационных подходов. Авторская концепция понятия, разработанная на основе критического анализа существующих научных трактовок, позиционирует бизнес-систему как целостную динамическую структуру, интегрирующую функциональные блоки (процессы, ресурсы, стратегические цели) и обеспечивающую их синергию через механизмы адаптивного управления. В работе акцентируется системная природа бизнес-системы, сочетающая принципы теории организации и синергетики, что позволяет рассматривать предприятие как саморегулируемый организм, способный к трансформации в условиях нестабильной внешней среды. Ключевым результатом является разработка авторского определения бизнес-системы как динамической, саморегулируемой структуры, обеспечивающей синергию функциональных блоков и непрерывное развитие в условиях изменяющейся среды. Практическая значимость исследования заключается в формировании авторского подхода к понятию бизнес-системы.
Наряду с высокими требованиями «удержания» рынка и обеспечения эффективного функционирования ввиду сложившейся геополитической и экономической ситуации, сегодня перед промышленными предприятиями России поставлена задача формирования собственной технико-технологической базы как основы суверенитета государства. Это определяет необходимость их трансформации, фундаментом которой выступает организационный дизайн, обеспечивающий взаимосвязь стратегических целей и системы управления, способной поддержать и обеспечить инициируемые изменения. Исследование показало, что сегодня промышленные предприятия активно используют цифровые технологии для решения проблем в «производственной» сфере, превалирующим значением среди которых выступает искусственный интеллект, однако в сфере организационного дизайна его применение «недостаточно», что существенно ограничивает существующие возможности. Для интенсификации внедрения искусственного интеллекта в процессы организационного дизайна предложены возможные направления и технологии его применения, что будет способствовать формированию эффективных систем управления промышленных предприятий и их развитию. новения корпоративных конфликтов в них.
В эпоху четвертой промышленной революции цифровые инновации становятся не только инструментом повышения конкурентоспособности частных компаний, но и средством решения общественных проблем устойчивого природопользования и энергосбережения. Установлено, что потенциал цифровых технологий заключается в росте эффективности использования энергетических ресурсов, результативности мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды, расширенной аналитики и обработки данных. Получены следующие научные результаты исследования: уточнено понятие устойчивого природопользования; обоснованы возможности, предоставляемые цифровыми инструментами в области устойчивого природопользования и энергосбережения; выявлены основные составляющие экологической устойчивости, на которых внедрение цифровых инноваций дало наибольший эффект; обобщены основные риски с разделением на риски работника, общие экономические и социальные риски. В порядке дискуссии сформулированы детерминанты эффективности процесса цифровизации. положительных и минимизации отрицательных эффектов внедрения цифровых инноваций.
Статья посвящена проблеме выявления резервов повышения качества продукции на промышленных предприятиях, оценке и дальнейшей их реализации. Применение механизма выявления резервов повышения качества продукции способствует повышению операционной устойчивости предприятия и повышению экономических показателей производства. Применение уточненной классификации резервов повышения качества продукции, а также предложенной последовательности по выявлению резервов позволит повысить качество продукции для удовлетворения требований и ожиданий потребителей.
В статье рассматриваются вопросы анализа инновационной деятельности малых предприятий, с фокусом на выборе оптимального подхода для оценки инновационного индекса малого предприятия. Исследование направлено на разработку модели, которая позволяет сопоставить инновационный индекс предприятия с базовыми показателями по региону его расположения, используя данные, доступные в открытом доступе. В качестве исходных данных для расчета инновационного индекса используются показатели деятельности инновационных предприятий в России, которые берутся из статистики Росстата. Оценка позволяет определить, какое место занимает предприятие в контексте региональной инновационной активности. Особое внимание уделено выбору метода для многокритериальной оценки, и в качестве основного метода выбран метод Topsis, выбор которого будет обоснован в статье. Также приводится обзор альтернативных методов мультикритериальной оценки, таких как метод анализа иерархий (AHP), метод взвешенных сумм, метод ФУЗЗИ и другие. Проводится оценка их преимуществ и недостатков в контексте применения к инновационной деятельности предприятий. В статье также рассматривается опыт западных стран в использовании методов мультикритериальной оценки для оценки инновационных индексов. Показаны отличия в подходах, которые применяются в странах ЕС и США, и проведен сравнительный анализ с российскими методами. Результаты исследования могут быть полезны для разработчиков национальных и региональных инновационных стратегий, кредитных организаций, НКО и венчурных инвесторов, финансирующих МИП, а также для менеджмента предприятий, стремящегося оптимизировать стратегию инновационной деятельности.
Издательство
- Издательство
- СГТУ им. Гагарина Ю.А.
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410054, г. Саратов, ул.Политехническая, 77
- Юр. адрес
- 410054, Саратовская обл, г Саратов, Октябрьский р-н, ул Политехническая, д 77
- ФИО
- Наумов Сергей Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@sstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2998811
- Сайт
- https://www.sstu.ru/