Статья посвящена проблеме выявления резервов повышения качества продукции на промышленных предприятиях, оценке и дальнейшей их реализации. Применение механизма выявления резервов повышения качества продукции способствует повышению операционной устойчивости предприятия и повышению экономических показателей производства. Применение уточненной классификации резервов повышения качества продукции, а также предложенной последовательности по выявлению резервов позволит повысить качество продукции для удовлетворения требований и ожиданий потребителей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Получение является основополагающей целью деятельности любого промышленного предприятия. Основные факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия [11, 12], связаны с эффективной деятельностью предприятия и определяют ее способность к адаптации к существующим внешним факторам производственной среды.
Список литературы
1. Злобина Н.В. Экономика качества: учебное пособие для вузов. Тамбов: ТГТУ, 2009. 74 с. EDN: QTWXDV
2. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Нужна ли нам система экономики качества? Неужели да? // Стандарты и качество. 2001. № 12.
3. Игнатова Г. В. Понятие резервов качества: анализ и содержание // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2016. Т. 5. С. 50-52. URL: http://e-koncept.ru/2016/56148.htm.
4. Данишевский В.Ф. Управление резервами повышения конкурентоспособности промышленного предприятия: дис канд.экон. наук. Волгоград, 2005. 159 с. EDN: QQXUVD
5. Каргина Е.Б. Миненкова Ю.А. Управление изменениями, или Двенадцать шагов совершенствования бизнес-процессов // Методы менеджмента качества 2012. № 5.
6. Лапина Н.В., Кретов Д.Ф. Резервы повышения эффективности систем управления качеством промышленной продукции // Вестник Саратовского социально-экономического университета 2003. № 6.
7. Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Управление качеством и повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий: моногр. Пенза: ПГУАС, 2015. 192 с. EDN: XYSZED
8. Богомолова Е.В. Теоретико-методологические основы формирования и развития резервов повышения качества продукции промышленного предприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 4. С. 76-83. EDN: MNHBXX
9. Сараев С. С. Развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4. С. 229-236. EDN: OFXSLX
10. Герасимов Б. И. Интеграционные резервы повышения качества продукции и услуг // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 6. С. 34-37.
11. Костина А. И. Классификация факторов, влияющих на формирование прибыли предприятия // Политика, экономика и инновации. 2023. № 6 (53). С. 7. EDN: CBNWQT
12. Елена Б.Г. Резервы как терминосистема экономического анализа // Учет. Анализ. Аудит. 2023. Вып. 10. № 5. С. 6-13. DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-5-6-13
13. Талайбек Уулу Т., Жаныбеков А.Ж., Найман К.А. Выявление резервов как механизм повышения эффективности управления предприятием // Вестник науки. 2024. Вып. 1. № 6 (75). С. 385-389.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рамках обоснования теоретико- методического инструментария проектного менеджмента при разработке стратегии развития вуза в условиях цифровизации высшего образования Российской Федерации в статье обоснованы актуальность проектного менеджмента в контексте стратегического управления вузом и выявлены предпосылки его внедрения на основе анализа государственных инициатив по реализации федеральных стратегических проектов в вузах за период 2006-2025 г. г. Исследованы вопросы теоретико-методической проработки методологии проектного менеджмента для стратегического проектирования с целью формирования целевой модели университета; сформулировано авторское определение «стратегического проекта развития университета». Разработаны концептуальные положения стратегического управления вузом с целью реализация цифровой трансформации вуза в уникальную образовательную экосистему на основе стратегического проекта развития университета.
Статья посвящена исследованию особенностей управления инновационным предприятием в условиях цифровой трансформации с ориентацией на запросы рынка и определением степени воздействия внешней среды. Авторами определена в контексте исследования особенностей процесса управления инновационными предприятиями важность включения в данный процесс маркетингового подхода. При этом одной из ключевых задач при управлении инновационными предприятиями является формирование перечня факторов макросреды, оказывающих существенное влияние на предприятие. Обосновано применение маркетингового подхода в деятельности инновационных предприятий, позволяющего выстроить эффективные взаимоотношения с клиентами, заказчиками и партнерами, повысить конкурентоспособность предприятия на рынке инновационной продукции. В исследовании сформирован перечень критериев выбора CRM-систем и обоснована важность их внедрения в деятельность инновационных предприятиях в условиях цифровизации.
Статья посвящена исследованию роли бизнес-системы в управлении эффективностью капиталоёмких предприятий, где высокая ресурсоёмкость и сложность производственных циклов обусловливают необходимость переосмысления организационных подходов. Авторская концепция понятия, разработанная на основе критического анализа существующих научных трактовок, позиционирует бизнес-систему как целостную динамическую структуру, интегрирующую функциональные блоки (процессы, ресурсы, стратегические цели) и обеспечивающую их синергию через механизмы адаптивного управления. В работе акцентируется системная природа бизнес-системы, сочетающая принципы теории организации и синергетики, что позволяет рассматривать предприятие как саморегулируемый организм, способный к трансформации в условиях нестабильной внешней среды. Ключевым результатом является разработка авторского определения бизнес-системы как динамической, саморегулируемой структуры, обеспечивающей синергию функциональных блоков и непрерывное развитие в условиях изменяющейся среды. Практическая значимость исследования заключается в формировании авторского подхода к понятию бизнес-системы.
Наряду с высокими требованиями «удержания» рынка и обеспечения эффективного функционирования ввиду сложившейся геополитической и экономической ситуации, сегодня перед промышленными предприятиями России поставлена задача формирования собственной технико-технологической базы как основы суверенитета государства. Это определяет необходимость их трансформации, фундаментом которой выступает организационный дизайн, обеспечивающий взаимосвязь стратегических целей и системы управления, способной поддержать и обеспечить инициируемые изменения. Исследование показало, что сегодня промышленные предприятия активно используют цифровые технологии для решения проблем в «производственной» сфере, превалирующим значением среди которых выступает искусственный интеллект, однако в сфере организационного дизайна его применение «недостаточно», что существенно ограничивает существующие возможности. Для интенсификации внедрения искусственного интеллекта в процессы организационного дизайна предложены возможные направления и технологии его применения, что будет способствовать формированию эффективных систем управления промышленных предприятий и их развитию. новения корпоративных конфликтов в них.
В эпоху четвертой промышленной революции цифровые инновации становятся не только инструментом повышения конкурентоспособности частных компаний, но и средством решения общественных проблем устойчивого природопользования и энергосбережения. Установлено, что потенциал цифровых технологий заключается в росте эффективности использования энергетических ресурсов, результативности мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды, расширенной аналитики и обработки данных. Получены следующие научные результаты исследования: уточнено понятие устойчивого природопользования; обоснованы возможности, предоставляемые цифровыми инструментами в области устойчивого природопользования и энергосбережения; выявлены основные составляющие экологической устойчивости, на которых внедрение цифровых инноваций дало наибольший эффект; обобщены основные риски с разделением на риски работника, общие экономические и социальные риски. В порядке дискуссии сформулированы детерминанты эффективности процесса цифровизации. положительных и минимизации отрицательных эффектов внедрения цифровых инноваций.
В статье рассматриваются вопросы анализа инновационной деятельности малых предприятий, с фокусом на выборе оптимального подхода для оценки инновационного индекса малого предприятия. Исследование направлено на разработку модели, которая позволяет сопоставить инновационный индекс предприятия с базовыми показателями по региону его расположения, используя данные, доступные в открытом доступе. В качестве исходных данных для расчета инновационного индекса используются показатели деятельности инновационных предприятий в России, которые берутся из статистики Росстата. Оценка позволяет определить, какое место занимает предприятие в контексте региональной инновационной активности. Особое внимание уделено выбору метода для многокритериальной оценки, и в качестве основного метода выбран метод Topsis, выбор которого будет обоснован в статье. Также приводится обзор альтернативных методов мультикритериальной оценки, таких как метод анализа иерархий (AHP), метод взвешенных сумм, метод ФУЗЗИ и другие. Проводится оценка их преимуществ и недостатков в контексте применения к инновационной деятельности предприятий. В статье также рассматривается опыт западных стран в использовании методов мультикритериальной оценки для оценки инновационных индексов. Показаны отличия в подходах, которые применяются в странах ЕС и США, и проведен сравнительный анализ с российскими методами. Результаты исследования могут быть полезны для разработчиков национальных и региональных инновационных стратегий, кредитных организаций, НКО и венчурных инвесторов, финансирующих МИП, а также для менеджмента предприятий, стремящегося оптимизировать стратегию инновационной деятельности.
Издательство
- Издательство
- СГТУ им. Гагарина Ю.А.
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410054, г. Саратов, ул.Политехническая, 77
- Юр. адрес
- 410054, Саратовская обл, г Саратов, Октябрьский р-н, ул Политехническая, д 77
- ФИО
- Наумов Сергей Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@sstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2998811
- Сайт
- https://www.sstu.ru/