Статьи в выпуске: 7
В рамках обоснования теоретико- методического инструментария проектного менеджмента при разработке стратегии развития вуза в условиях цифровизации высшего образования Российской Федерации в статье обоснованы актуальность проектного менеджмента в контексте стратегического управления вузом и выявлены предпосылки его внедрения на основе анализа государственных инициатив по реализации федеральных стратегических проектов в вузах за период 2006-2025 г. г. Исследованы вопросы теоретико-методической проработки методологии проектного менеджмента для стратегического проектирования с целью формирования целевой модели университета; сформулировано авторское определение «стратегического проекта развития университета». Разработаны концептуальные положения стратегического управления вузом с целью реализация цифровой трансформации вуза в уникальную образовательную экосистему на основе стратегического проекта развития университета.
Статья посвящена исследованию особенностей управления инновационным предприятием в условиях цифровой трансформации с ориентацией на запросы рынка и определением степени воздействия внешней среды. Авторами определена в контексте исследования особенностей процесса управления инновационными предприятиями важность включения в данный процесс маркетингового подхода. При этом одной из ключевых задач при управлении инновационными предприятиями является формирование перечня факторов макросреды, оказывающих существенное влияние на предприятие. Обосновано применение маркетингового подхода в деятельности инновационных предприятий, позволяющего выстроить эффективные взаимоотношения с клиентами, заказчиками и партнерами, повысить конкурентоспособность предприятия на рынке инновационной продукции. В исследовании сформирован перечень критериев выбора CRM-систем и обоснована важность их внедрения в деятельность инновационных предприятиях в условиях цифровизации.
Статья посвящена исследованию роли бизнес-системы в управлении эффективностью капиталоёмких предприятий, где высокая ресурсоёмкость и сложность производственных циклов обусловливают необходимость переосмысления организационных подходов. Авторская концепция понятия, разработанная на основе критического анализа существующих научных трактовок, позиционирует бизнес-систему как целостную динамическую структуру, интегрирующую функциональные блоки (процессы, ресурсы, стратегические цели) и обеспечивающую их синергию через механизмы адаптивного управления. В работе акцентируется системная природа бизнес-системы, сочетающая принципы теории организации и синергетики, что позволяет рассматривать предприятие как саморегулируемый организм, способный к трансформации в условиях нестабильной внешней среды. Ключевым результатом является разработка авторского определения бизнес-системы как динамической, саморегулируемой структуры, обеспечивающей синергию функциональных блоков и непрерывное развитие в условиях изменяющейся среды. Практическая значимость исследования заключается в формировании авторского подхода к понятию бизнес-системы.
Наряду с высокими требованиями «удержания» рынка и обеспечения эффективного функционирования ввиду сложившейся геополитической и экономической ситуации, сегодня перед промышленными предприятиями России поставлена задача формирования собственной технико-технологической базы как основы суверенитета государства. Это определяет необходимость их трансформации, фундаментом которой выступает организационный дизайн, обеспечивающий взаимосвязь стратегических целей и системы управления, способной поддержать и обеспечить инициируемые изменения. Исследование показало, что сегодня промышленные предприятия активно используют цифровые технологии для решения проблем в «производственной» сфере, превалирующим значением среди которых выступает искусственный интеллект, однако в сфере организационного дизайна его применение «недостаточно», что существенно ограничивает существующие возможности. Для интенсификации внедрения искусственного интеллекта в процессы организационного дизайна предложены возможные направления и технологии его применения, что будет способствовать формированию эффективных систем управления промышленных предприятий и их развитию. новения корпоративных конфликтов в них.
В эпоху четвертой промышленной революции цифровые инновации становятся не только инструментом повышения конкурентоспособности частных компаний, но и средством решения общественных проблем устойчивого природопользования и энергосбережения. Установлено, что потенциал цифровых технологий заключается в росте эффективности использования энергетических ресурсов, результативности мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды, расширенной аналитики и обработки данных. Получены следующие научные результаты исследования: уточнено понятие устойчивого природопользования; обоснованы возможности, предоставляемые цифровыми инструментами в области устойчивого природопользования и энергосбережения; выявлены основные составляющие экологической устойчивости, на которых внедрение цифровых инноваций дало наибольший эффект; обобщены основные риски с разделением на риски работника, общие экономические и социальные риски. В порядке дискуссии сформулированы детерминанты эффективности процесса цифровизации. положительных и минимизации отрицательных эффектов внедрения цифровых инноваций.
Статья посвящена проблеме выявления резервов повышения качества продукции на промышленных предприятиях, оценке и дальнейшей их реализации. Применение механизма выявления резервов повышения качества продукции способствует повышению операционной устойчивости предприятия и повышению экономических показателей производства. Применение уточненной классификации резервов повышения качества продукции, а также предложенной последовательности по выявлению резервов позволит повысить качество продукции для удовлетворения требований и ожиданий потребителей.
В статье рассматриваются вопросы анализа инновационной деятельности малых предприятий, с фокусом на выборе оптимального подхода для оценки инновационного индекса малого предприятия. Исследование направлено на разработку модели, которая позволяет сопоставить инновационный индекс предприятия с базовыми показателями по региону его расположения, используя данные, доступные в открытом доступе. В качестве исходных данных для расчета инновационного индекса используются показатели деятельности инновационных предприятий в России, которые берутся из статистики Росстата. Оценка позволяет определить, какое место занимает предприятие в контексте региональной инновационной активности. Особое внимание уделено выбору метода для многокритериальной оценки, и в качестве основного метода выбран метод Topsis, выбор которого будет обоснован в статье. Также приводится обзор альтернативных методов мультикритериальной оценки, таких как метод анализа иерархий (AHP), метод взвешенных сумм, метод ФУЗЗИ и другие. Проводится оценка их преимуществ и недостатков в контексте применения к инновационной деятельности предприятий. В статье также рассматривается опыт западных стран в использовании методов мультикритериальной оценки для оценки инновационных индексов. Показаны отличия в подходах, которые применяются в странах ЕС и США, и проведен сравнительный анализ с российскими методами. Результаты исследования могут быть полезны для разработчиков национальных и региональных инновационных стратегий, кредитных организаций, НКО и венчурных инвесторов, финансирующих МИП, а также для менеджмента предприятий, стремящегося оптимизировать стратегию инновационной деятельности.