Наряду с высокими требованиями «удержания» рынка и обеспечения эффективного функционирования ввиду сложившейся геополитической и экономической ситуации, сегодня перед промышленными предприятиями России поставлена задача формирования собственной технико-технологической базы как основы суверенитета государства. Это определяет необходимость их трансформации, фундаментом которой выступает организационный дизайн, обеспечивающий взаимосвязь стратегических целей и системы управления, способной поддержать и обеспечить инициируемые изменения. Исследование показало, что сегодня промышленные предприятия активно используют цифровые технологии для решения проблем в «производственной» сфере, превалирующим значением среди которых выступает искусственный интеллект, однако в сфере организационного дизайна его применение «недостаточно», что существенно ограничивает существующие возможности. Для интенсификации внедрения искусственного интеллекта в процессы организационного дизайна предложены возможные направления и технологии его применения, что будет способствовать формированию эффективных систем управления промышленных предприятий и их развитию. новения корпоративных конфликтов в них.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Условия функционирования, сложившиеся в последние несколько лет в нашей стране, характеризуются высоким темпами изменчивости и турбулентности, расширением спектра и ужесточением степени влияния факторов, оказывающих негативное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов. «Разрывы» цепочек создания ценности, потеря взаимодействий с ключевыми партнёрами, усложнение логистических процессов и платежных процедур, обусловленные введением разнообразных ограничений и запретов в результате санкционного давления со стороны стран коллективного Запада, ставшие «холодным душем» для большинства российских предприятий, усугубились «дорогими» кредитами, дефицитом рабочей силы, непропорциональным ростом цен, а также все еще сохраняющимися последствиями пандемии.
Список литературы
1. Кузнецов Б. В., Голикова В. В. Руководители обрабатывающих предприятий России о санкционных ограничениях и уязвимости к ним // ЭКО. 2023. № 9. С. 33-51. 10.30680/ECO0131- 7652-2023-9-33-51. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2023-9-33-51 EDN: JLGGWI
2. Промышленность освоила бюджеты // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7480025 (дата обращения 11.05.2025).
3. Результаты опроса “Последствия введения санкций для российского бизнеса”. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/rezultaty-oprosa-posledstviya-vvedeniya-sanktsiy-dlya-rossiyskogo-biznesa/(дата обращения 10.05.2025).
4. Nigmatulina D. Sanctions and misallocation. How sanctioned firms won and Russia lost // CEPR (Centre for Economic Performance) Discussion Paper. 2022. №1886. 66 p. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3825246 (accessed 16.03.2023).
5. Мотышина М. С. Организационный дизайн как системная концепция // Системный анализ в проектировании и управлении: сборник научных трудов XXIII Международной научно- практической конференции. 2019. С. 8-12. EDN: IQZKGH
6. Шевелева Ю. И. Организационные системы: теория и практика управления // Проблемы современной экономики. 2007. № 3 (23). URL: https://m-economy.ru/art.php?nArtId=1506 (дата обращения 19.05.2025).
7. Дрогобыцкая К. С. Особенности организационного дизайна в менеджменте // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2009. С. 81-83. EDN: KYMZUD
8. Burton R. M. et al. What is an Organizational Design? Springer US, 2004. С. 43-85.
9. Борисова Л. Г. Организационный дизайн: современные концепции управления. М.: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ: Дело, 2003. 398 с.
10. Roberts J. The modern firm: Organizational design for performance and growth. Oxford university press, 2007.
11. Менеджмент и экономика труда. Новый англо-русский толковый словарь / под общ. ред. М. А. Сторчевого. СПб.: Экономическая школа. 2004. 576 с.
12. Гурков И. Б. Принципы эффективного организационного дизайна в условиях экономической рецессии - проблема организационного (не)соответствия при реализации антикризисных стратегий. URL: http://www.gurkov.ru/alldoc/Principy_effektivnogo_org.pdf (дата обращения 15.05.2025).
13. Burton R.M., Obel B. (2004). What is an Organizational Design? // Strategic Organizational Diagnosis and Design. Information and Organization Design Series. 2004. Vol. 4. Springer, Boston, MA. 10.1007/978-1-4419-9114-0_2 (accessed 16.05.2025). DOI: 10.1007/978-1-4419-9114-0_2(accessed16.05.2025)
14. Горелова О. И. Организационный дизайн и управление изменениями в компании // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. №1(26). С.129-134. EDN: NEAMHD
15. Donaldson L. (2006). The Contingency Theory of Organizational Design: Challenges and Opportunities. In: Burton, R.M., H?konsson, D.D., Eriksen, B., Snow, C.C. (eds) Organization Design. Information and Organization Design Series, vol 6. Springer, Boston, MA. DOI: 10.1007/0-387-34173-0_2
16. Никифорова Л. Е., Харченко Д. Д. Управление организационными изменениями в компании: оценка соответствия организационного дизайна стратегическим целям и ситуационным характеристикам // Корпоративный менеджмент. 2010. № 4. С. 116-127.
17. Легостаева А. А. Управление бизнес-процессами на предприятиях общественного питания Карагандинского региона // Вестник Российского университета кооперации. 2023. № 1(51). С.48- 53. EDN: SBBFSH
18. Терешкина Н. Е., Халтурина О. А. Взаимосвязь корпоративной стратегии и организационного дизайна // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. №11. С. 304-308. EDN: NKAOKW
19. Организационный дизайн для HR. URL: https://www.hr-director.ru/article/68486-organizatsionnyy-dizayn-dlya-hr (дата обращения: 14.05.2025).
20. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/organizatsionnyi-dizain-db7192 (дата обращения: 14.05.2025).
21. Краснова Н. Организационный дизайн: что это и как он помогает в построении компании // Журнал Хантфлоу. URL: https://huntflow.media/orgdesign/(дата обращения: 10.03.2025).
22. Воропаева Я. В., Рудакова Т. Г. Организационный дизайн как тренд современного менеджмента // Молодой ученый. 2025. № 11 (562). С. 76-78. URL: https://moluch.ru/archive/562/123356/(дата обращения: 14.05.2025). EDN: YWUSWW
23. Алексашина Т. В. Организационный дизайн: обеспечение оптимизации системы управления производственных компаний // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 5. С. 2007-2020. 10.18334/ ce.16.5.114603. DOI: 10.18334/ce.16.5.114603 EDN: USHCSQ
24. Ильинская Е. М., Титова М. Н. Многомерное сетевое конфигурационное взаимодействие при адаптации моделей управления знаниями к изменениям // Актуальные проблемы экономики и управления. 2021. № 1(29). С. 66-72.
25. Хоменко Е.Б., Ватутина Л.А., Злобина Е.Ю. Современные тенденции цифровой трансформации промышленных предприятий // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2022. Т. 32. № 4. С. 676-682. EDN: EYHZIV
26. Разумова Т. О., Хорошильцева Н. А. Современные методы организационного дизайна // Повышение производительности труда на транспорте - источник развития и конкурентоспособности национальной экономики: труды V Всероссийской научно-практической конференции. Москва. 2021. С. 55-58. EDN: UHRMZB
27. Вешкурова А. Б. Подготовка кадров для цифровой трансформации промышленных предприятий // Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности: сборник научных статей по итогам V международной научной конференции. Волгоград, 2021. С. 175-177. EDN: NVCPMW
28. Смагина В. И., Чумакова К. В. Особенности мотивации молодых специалистов в современных условиях // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики: Материалы X Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 192-195. DOI: 10.53374/9785864338810_192 EDN: VXXXWV
29. Горбунов А. Тренды в оргдизайне: экспертные мнения о будущем // Topcareer. URL: https://top-career.ru/blog/trends_in_orgdesign (дата обращения: 03.03.2025).
30. Антонов В. Г. Организационный дизайн: учебно-методическое пособие // Государственный университет управления: Москва. 2024. URL: https://book.ru/book/952470 (дата обращения: 01.03.2025).
31. Купцова Е. В. Организационный дизайн: учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт. 2024. URL: https://urait.ru/bcode/534761 (дата обращения: 03.03.2025).
32. Soni N., Sharma E., Singh N., Kapoor A. Impact of Artificial Intelligence in Business: From Research and Innovation to Market Deployment // Procedia Computer Science. 2020. Vol.167. Pp. 2200-2210. DOI: 10.1016/j.procs.2020.03.272 EDN: GTMHFG
33. Enholm I., Papagiannidis E., Mikalef P., Krogstie J. Artificial Intelligence and Business Value: A Literature Review // Information Systems Frontiers. 2021. DOI: 10.1007/s10796-021-10186-w EDN: QRZHWY
34. Hilb M. Toward Artificial Governance? The Role of Artificial Intelligence in Shaping the Future of Corporate Governance // Journal of Management and Governance. 2020. Vol. 24. Pp. 851-870. DOI: 10.1007/s10997-020-09519-9 EDN: WZTIFQ
35. Provost F., Fawcett T. Data Science for Business: What You Need to Know about Data Mining and DataAnalytic Thinking. Sebastopol: O’Reilly Media, 2021.
36. Fiori S. Forms of Bounded Rationality: The Reception and Redefinition of Herbert A. Simon’s Perspective // Review of Political Economy. 2011. Vol. 23. Is. 4. Pp. 587-612. 10.1080/ 09538259.2011.611624. DOI: 10.1080/09538259.2011.611624
37. Martin K. Designing ethical algorithms // MIS Quarterly Executive. 2019. № 18(2). Pp. 129-142.
38. Du S., Xie C. Paradoxes of artificial intelligence in consumer markets: Ethical challenges and opportunities // Journal of Business Research. 2021. № 129. Pp. 961-974. EDN: WZJZKU
39. Cao G., Duan Y., Edwards J. S., and Dwivedi Y. K. Understanding managers’ attitudes and behavioral intentions towards using artificial intelligence for organizational decision-making // Technovation. 2021. 106:102312. DOI: 10.1016/j.technovation.2021.102312 EDN: OXMGPV
40. Leyer M., Schneider S. Decision augmentation and automation with artificial intelligence: threat or opportunity for managers? // Bus. Horiz. 2021. 64. Pp. 711-724. DOI: 10.1016/j.bushor.2021.02.026 EDN: XFMZFY
41. Латыпова А. А., Салихова Р. Р. Цифровые тренды в производственной деятельности // Вестник науки. 2025. Т.4. № 1 (82). С. 95-101. URL: https://www.вестник-науки.рф/article/21023 (дата обращения: 20.05.2025). EDN: JEIMEV
42. Цифровизация промышленности: задачи, преимущества внедрения. URL: https://sberbs.ru/announcements/cifrovizaciya-promyshlennosti-zadachi-preimushestva-vnedreniya (дата обращения: 20.05.2025).
43. Какие цифровые решения внедряют промышленные предприятия сегодня. URL: https://rkm.rosatom.ru/innov/news/detail/259459/(дата обращения: 20.05.2025).
44. ИИ от производства будет толк. https://www.kommersant.ru/doc/6835639 (дата обращения: 18.05.2025).
45. Аналитический отчёт по внедрению решении в области искусственного интеллекта в отраслях промышленности. URL: https://ict.moscow/static/pdf/files/71626349-1f91-53c1-855f-9d067640db60.pdf (дата обращения: 20.05.2025).
46. Примеры использования искусственного интеллекта в промышленности. URL: https://sdelanounas.ru/blogs/153200/(дата обращения: 20.05.2025).
47. От машиностроения до металлургии. Как применяется ИИ в промышленности. URL: https://sber.pro/publication/ot-mashinostroeniya-do-metallurgii-kak-primenyaetsya-ii-v-promyshlennosti/(дата обращения: 20.05.2025).
48. Автоматизатор в цеху: как и зачем на производстве внедряют ИИ. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/6756de339a7947090a13a5ae?from=copy (дата обращения: 20.05.2025).
49. Внедрение гибкости, динамичности и технологий на предприятиях. URL: https://novaepm.com/blog/801 (дата обращения: 20.05.2025).
50. Обзор главных ИТ-трендов России в 2025 году. URL https://artimate.ru/press/blog/obzor-glavnyh-it-trendov-rossii-v-2025-godu/(дата обращения: 20.05.2025).
51. Kiseleva O, Firsova A, Vavilina A.Integration of Artificial Intelligence Technologies into Design-Thinking Processes in the Development of Managerial Decisions as a Factor of Enterprise Sustainable Development. Sustainability. 2025; 17(10):4705. DOI: 10.3390/su17104705 EDN: BHZKQH
52. John W. McCoy. 9 Organizational Design Models You Should Know. URL: https://www.aihr.com/blog/organizational-design-models/(дата обращения: 20.05.2025).
53. принципов организационного дизайна или как исключить “процесс ради процесса”. URL: https://tenchat.ru/media/3320849-5-printsipov-organizatsionnogo-dizayna-ili-kak-isklyuchit-protsess-radi-protsessa (дата обращения: 20.05.2025).
54. Организационный дизайн: что нужно знать HR. URL: https://hrcompass.ru/tpost/dfbtf6lk91-organizatsionnii-dizain-chto-nuzhno-znat (дата обращения: 20.05.2025).
55. Что такое организационный дизайн и как внедрить в компании. URL: https://1-arb.ru/articles/upravlenie-personalom/sobesedovanie-na-rabotu-voprosy-kandidatu-kotorye-uzhe-ne-nado-zadavat/(дата обращения: 20.05.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рамках обоснования теоретико- методического инструментария проектного менеджмента при разработке стратегии развития вуза в условиях цифровизации высшего образования Российской Федерации в статье обоснованы актуальность проектного менеджмента в контексте стратегического управления вузом и выявлены предпосылки его внедрения на основе анализа государственных инициатив по реализации федеральных стратегических проектов в вузах за период 2006-2025 г. г. Исследованы вопросы теоретико-методической проработки методологии проектного менеджмента для стратегического проектирования с целью формирования целевой модели университета; сформулировано авторское определение «стратегического проекта развития университета». Разработаны концептуальные положения стратегического управления вузом с целью реализация цифровой трансформации вуза в уникальную образовательную экосистему на основе стратегического проекта развития университета.
Статья посвящена исследованию особенностей управления инновационным предприятием в условиях цифровой трансформации с ориентацией на запросы рынка и определением степени воздействия внешней среды. Авторами определена в контексте исследования особенностей процесса управления инновационными предприятиями важность включения в данный процесс маркетингового подхода. При этом одной из ключевых задач при управлении инновационными предприятиями является формирование перечня факторов макросреды, оказывающих существенное влияние на предприятие. Обосновано применение маркетингового подхода в деятельности инновационных предприятий, позволяющего выстроить эффективные взаимоотношения с клиентами, заказчиками и партнерами, повысить конкурентоспособность предприятия на рынке инновационной продукции. В исследовании сформирован перечень критериев выбора CRM-систем и обоснована важность их внедрения в деятельность инновационных предприятиях в условиях цифровизации.
Статья посвящена исследованию роли бизнес-системы в управлении эффективностью капиталоёмких предприятий, где высокая ресурсоёмкость и сложность производственных циклов обусловливают необходимость переосмысления организационных подходов. Авторская концепция понятия, разработанная на основе критического анализа существующих научных трактовок, позиционирует бизнес-систему как целостную динамическую структуру, интегрирующую функциональные блоки (процессы, ресурсы, стратегические цели) и обеспечивающую их синергию через механизмы адаптивного управления. В работе акцентируется системная природа бизнес-системы, сочетающая принципы теории организации и синергетики, что позволяет рассматривать предприятие как саморегулируемый организм, способный к трансформации в условиях нестабильной внешней среды. Ключевым результатом является разработка авторского определения бизнес-системы как динамической, саморегулируемой структуры, обеспечивающей синергию функциональных блоков и непрерывное развитие в условиях изменяющейся среды. Практическая значимость исследования заключается в формировании авторского подхода к понятию бизнес-системы.
В эпоху четвертой промышленной революции цифровые инновации становятся не только инструментом повышения конкурентоспособности частных компаний, но и средством решения общественных проблем устойчивого природопользования и энергосбережения. Установлено, что потенциал цифровых технологий заключается в росте эффективности использования энергетических ресурсов, результативности мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды, расширенной аналитики и обработки данных. Получены следующие научные результаты исследования: уточнено понятие устойчивого природопользования; обоснованы возможности, предоставляемые цифровыми инструментами в области устойчивого природопользования и энергосбережения; выявлены основные составляющие экологической устойчивости, на которых внедрение цифровых инноваций дало наибольший эффект; обобщены основные риски с разделением на риски работника, общие экономические и социальные риски. В порядке дискуссии сформулированы детерминанты эффективности процесса цифровизации. положительных и минимизации отрицательных эффектов внедрения цифровых инноваций.
Статья посвящена проблеме выявления резервов повышения качества продукции на промышленных предприятиях, оценке и дальнейшей их реализации. Применение механизма выявления резервов повышения качества продукции способствует повышению операционной устойчивости предприятия и повышению экономических показателей производства. Применение уточненной классификации резервов повышения качества продукции, а также предложенной последовательности по выявлению резервов позволит повысить качество продукции для удовлетворения требований и ожиданий потребителей.
В статье рассматриваются вопросы анализа инновационной деятельности малых предприятий, с фокусом на выборе оптимального подхода для оценки инновационного индекса малого предприятия. Исследование направлено на разработку модели, которая позволяет сопоставить инновационный индекс предприятия с базовыми показателями по региону его расположения, используя данные, доступные в открытом доступе. В качестве исходных данных для расчета инновационного индекса используются показатели деятельности инновационных предприятий в России, которые берутся из статистики Росстата. Оценка позволяет определить, какое место занимает предприятие в контексте региональной инновационной активности. Особое внимание уделено выбору метода для многокритериальной оценки, и в качестве основного метода выбран метод Topsis, выбор которого будет обоснован в статье. Также приводится обзор альтернативных методов мультикритериальной оценки, таких как метод анализа иерархий (AHP), метод взвешенных сумм, метод ФУЗЗИ и другие. Проводится оценка их преимуществ и недостатков в контексте применения к инновационной деятельности предприятий. В статье также рассматривается опыт западных стран в использовании методов мультикритериальной оценки для оценки инновационных индексов. Показаны отличия в подходах, которые применяются в странах ЕС и США, и проведен сравнительный анализ с российскими методами. Результаты исследования могут быть полезны для разработчиков национальных и региональных инновационных стратегий, кредитных организаций, НКО и венчурных инвесторов, финансирующих МИП, а также для менеджмента предприятий, стремящегося оптимизировать стратегию инновационной деятельности.
Издательство
- Издательство
- СГТУ им. Гагарина Ю.А.
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410054, г. Саратов, ул.Политехническая, 77
- Юр. адрес
- 410054, Саратовская обл, г Саратов, Октябрьский р-н, ул Политехническая, д 77
- ФИО
- Наумов Сергей Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@sstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2998811
- Сайт
- https://www.sstu.ru/