требованиям профессиональных стандартов активно внедряется в разных странах, в том числе и в России. Изменение задач на рабочем месте требует постоянного обновления компетенций работников, в связи с чем растет запрос на переобучение и независимую оценку квалификаций. Цель статьи - анализ практик реализации независимой оценки квалификаций, сравнение российского и зарубежного опыта, выявление преимуществ и ограничений, связанных с институциональными особенностями развития национальной системы квалификаций.
Методология и методы исследования. Использованы методы качественного контента-анализа источников и данных, представленных в открытом доступе, интервью с экспертами (n=10).
Результаты исследования и обсуждение. Установлено, что в странах Европейского союза и БРИКС независимая оценка квалификаций позволяет признавать результаты неформального образования и практического опыта. По результатам теоретико-эмпирического исследования показано, что во многих странах система независимой оценки квалификаций обрела устойчивые институциональные черты, сложились правила и процедуры, способствующие регулированию спроса и предложения рабочей силы. В России за последние годы наблюдается положительная динамика в развитии инфраструктуры национальной системы квалификаций, увеличилось количество Центров независимой оценки, количество субъектов РФ, где проведены экзамены, однако при этом экспертами выделены противоречия, связанные с организационными, функциональными и нормативно-правовыми факторами. Среди ключевых барьеров экспертами отмечены низкий уровень информированности работников и работодателей, ограничения инфраструктуры для проведения экзаменов, отсутствие продуктивного взаимодействия заинтересованных сторон. Результаты и материалы исследования могут быть полезны специалистам в области образования взрослых и управления человеческими ресурсами.
Статья посвящена появлению в медиапространстве новых платформ-агрегаторов, где представлены витрины образовательных курсов и программ разного уровня. Цель статьи — выявление специфики методологии картирования образовательного ландшафта в медиапространстве на глобальном, национальном и локальном уровнях в контексте вопросов изучения экосистемы образования взрослых. Теоретической рамкой выступил экосистемный подход к образованию, использованы методы качественного контент-анализа, сравнения, сопоставления. Анализ методологии картирования проводился на основе выделенных авторами метрик, представленных в научных источниках, аналитических докладах, раскрывающих специфику современного образовательного ландшафта, его репрезентацию в медиапространстве. Образовательный ландшафт рассмотрен как сложный социокультурный феномен. Выделены общие и специфические принципы его медиакартирования с учетом разных масштабов, общим принципом является сочетание восходящей и нисходящей стратегий сбора и анализа данных. Современный образовательный ландшафт описан с учетом разнообразия экосистемных связей. Авторы показывают потенциал методологии и подчеркивают, что медиакартирование образовательного ландшафта позволяет выделить ключевых провайдеров, проложить маршруты для обучения взрослых, синхронизировать спрос и предложение навыков на рынке труда.