Статья посвящена появлению в медиапространстве новых платформ-агрегаторов, где представлены витрины образовательных курсов и программ разного уровня. Цель статьи — выявление специфики методологии картирования образовательного ландшафта в медиапространстве на глобальном, национальном и локальном уровнях в контексте вопросов изучения экосистемы образования взрослых. Теоретической рамкой выступил экосистемный подход к образованию, использованы методы качественного контент-анализа, сравнения, сопоставления. Анализ методологии картирования проводился на основе выделенных авторами метрик, представленных в научных источниках, аналитических докладах, раскрывающих специфику современного образовательного ландшафта, его репрезентацию в медиапространстве. Образовательный ландшафт рассмотрен как сложный социокультурный феномен. Выделены общие и специфические принципы его медиакартирования с учетом разных масштабов, общим принципом является сочетание восходящей и нисходящей стратегий сбора и анализа данных. Современный образовательный ландшафт описан с учетом разнообразия экосистемных связей. Авторы показывают потенциал методологии и подчеркивают, что медиакартирование образовательного ландшафта позволяет выделить ключевых провайдеров, проложить маршруты для обучения взрослых, синхронизировать спрос и предложение навыков на рынке труда.
Идентификаторы и классификаторы
Современный образовательный ландшафт характеризуется большим разнообразием поставщиков услуг, которые представлены в медиапространстве. Возможности виртуальной коммуникации способствуют расширению образовательного пространства за счет быстрого развития EdTech-индустрии, корпоративного и неформального обучения. Учитывая, что в современном мире растет запрос на обучение значительной части взрослого населения, рынок образования активно развивается. Отражение данных изменений можно проследить в медийном пространстве, где реализуется репрезентация как самих образовательных организаций, так и «витрин» образовательных программ для обучения взрослых. Уникальность медиарепрезентации заключается в том, что она позволяет увидеть множество предложений для обучения, выбрать из всего многообразия: варьируются сроки обучения, стоимость, набор навыков и компетенций, заявленных в качестве образовательного результата.
Список литературы
-
Бектина Г. Ю. Образовательный ландшафт как концепция философии образования / Г. Ю. Бектина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе Учредители : Общество с ограниченной ответственностью» Научно-информационный центр» Интернум». - 2022. - № 36. - С. 190-193.
-
Бояринов Д. Образовательные ландшафты в контексте информационного образовательного пространства / Д. Бояринов // SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference. Vol. V, May 28th-29th, 2021. Сovid-19 impact on education information technologies in education innovation in language education. Rēzeknes. - 2021. - Pp. 295-307. - https://doi.org/10.17770/sie2021vol5.6445.
-
Воякина Е. Ю. Дискурсивные практики интернет-коммуникации в свете лингвистических исследований : системный обзор / Е. Ю. Воякина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 15. - Выпуск 11. - С. 3469-3479. - https://doi.org/10.30853/phil20220590.
-
Дементьева К. В. Медиакоммуникации региона в условиях глобализации и глокализации информационного пространства (на примере СМИ Республики Мордовия) / К. В. Дементьева // Научный диалог. - 2020. - № 8. - С. 200-214. - https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-200-214.
-
Демьянков В. З. Лингвокреативность в дискурсах разных типов : Пределы и возможности : коллективная монография / В. З. Демьянков, Е. В. Захаркив, М. И. Киосе [и др.]. - Москва : Р. Валент, 2021. - 564 с. - ISBN 978-5-93439-625-2.
-
Карасик В. И. Жанры сетевого дискурса / В. И. Карасик // Жанры речи. - 2019. - № 1 (21). - С. 49-55.
-
Карасик В. И. Профессиональный дискурс в цифровую эпоху / В. И. Карасик // В сборнике : Дискурсивные практики в цифровую эпоху : традиции и инновации. сборник статей по материалам Международной научной конференции. - Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2024. - С. 110-120. - ISBN 978-5-91326-908-9.
-
Кичерова М. Н. Принципы экосистемного подхода : возможности для моделирования образовательной экосистемы / М. Н. Кичерова, И. С. Трифонова // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13. - № 3. - С. 45-72. - https://doi.org/10.15293/2658-6762.2303.03.
-
Коломиец В. П. Концептуализация медиакоммуникации / В. П. Коломиец // Медиаскоп. - 2019. - Выпуск 4. - С. 2. - https://doi.org/10.30547/mediascope.4.2019.2.
-
Никонова Е. А. Дискурсивная практика и коммуникативная стратегия : эклектика vs полипарадигматизм? / Е. А. Никонова // Научный диалог. - 2023. - Т. 12. - № 6. - С. 123-139. - https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-123-139.
-
Осиповская Е. А. Tренды образовательных технологий в России и мире в 2020 г. : анализ поисковых запросов в Google Trends / Е. А. Осиповская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. - 2021. - Т. 18. - № 4. - С. 291-304. - https://doi.org/10.22363/2312-8631021-18-4-291-304.
-
Семенов М. Ю. Экосистема образования взрослых : конструирование терминологического поля и междисциплинарного тезауруса / М. Ю. Семенов, М. Н. Кичерова, И. С. Трифонова // Образование и наука. - 2024. - Т. 26. - № 3. - С. 12-39. - https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3-12-39.
-
Скалабан И. А. Образы поселений : карта как соучастие / И. А. Скалабан // Ценности и смыслы. - 2015. - № 1 (35). - С. 38-51.
-
Томасова Д. А. Образовательные экосистемы : традиционные и нетрадиционные акторы в развитии территорий / Д. А. Томасова, Т. Е. Хавенсон, Д. О. Королева // Города будущего: пространственное развитие, соучаствующее управление и творческие индустрии. - 2021. - С. 349-373.
-
Шилина М. Г. Медиатизация в контексте глобального кризиса : темпоральность как модальность исследования / М. Г. Шилина // Российская школа связей с общественностью. - 2022. - № 24. - С. 45-57.
-
Штейман М. С. Тренды современной медиаиндустрии : мобильные приложения как новый формат СМИ / М. С. Штейман, О. А. Харитонов, Н. В. Зайцева // Научный диалог. - 2024. - Т. 13. - № 2. - С. 245-267. - https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-245-267.
-
Adner R. Ecosystem as structure : An actionable construct for strategy / R. Adner // Journal of management. - 2017. - Vol. 43. - № 1. - Pp. 39-58. - https://doi.org/10.1177/0149206316678451.
-
Aguillo I. F. Webometric ranking of world universities : Introduction, methodology, and future developments / I. F. Aguillo, J. L. Ortega, M. Fernández // Higher education in Europe. - 2008. - Vol. 33. - № 2-3. - Pp. 233-244. - https://doi.org/10.1080/03797720802254031.
-
A review of the ecosystem concept-Towards coherent ecosystem design / M. Tsujimoto, Y. Kajikawa, J. Tomita, Y. Matsumoto // Technological forecasting and social change. - 2018. - Vol. 136. - Pp. 49-58. - https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.06.032.
-
Couldry N. MediaSpace : Place, scale and culture in a media age / A. Couldry, A. McCarthy. - London : Routledge, 2004. - 342 p. - ISBN 9780415291750.
-
De Souza Rodrigues M. A. An exploration of eLearning adoption in the educational ecosystem / M. A. de Souza Rodrigues, P. Chimenti, A. R. R. Nogueira // Education and Information Technologies. - 2021. - Vol. 26. - № 1. - Pp. 585-615. - https://doi.org/10.1007/s10639-020-10276-3.
-
Gee J. P. An introduction to discourse analysis : Theory and method / J. P. Gee. - London : Routledge, 2014. - 225 p.
-
Handford M. The Routledge handbook of discourse analysis / M. Handford, J. P. Gee. - London : Routledge, 2023. - 672 p. - ISBN 9780367473839.
-
Media space as an element of the digital educational ecosystem / O. A. Dubrova, J. M. Tsarapkina, A. A. Oshkina, J. O. Baikina, V. A. Ivanov // Revista Eduweb. - 2021. - Vol. 15. - № 1. - Pp. 134-144. - https://doi.org/10.46502/issn.1856-7576/2021.15.01.12.
-
Ortega J. L. Mapping world-class universities on the web / J. L. Ortega, I. F. Aguillo // Information Processing & Management. - 2009. - Vol. 45. - № 2. - Pp. 272-279. - https://doi.org/10.1016/j.ipm.2008.10.001.
-
Tannen D. The handbook of discourse analysis / D. Tannen, H. E. Hamilton, D. Schiffrin. - Hoboken : John Wiley & Sons, 2015. - 874 p.
-
Williamson B. Meta-edtech / B. Williamson // Learning, Media and Technology. - 2021. - Vol. 46. - № 1. - Pp. 1-5. - https://doi.org/10.1080/17439884.2021.1876089.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современные реалии академической сферы обусловливают переход научной коммуникации в электронную среду. В статье представлено исследование особенностей восприятия научного интернет-текста учеными и принципов фактического взаимодействия с ним. Задача исследования — установить, как читатель научной статьи в Интернете обращается с аффордансами (интерактивными элементами) и какими прагматическими факторами обусловлена специфика этого взаимодействия. Для этого проведены опрос, эксперимент по чтению в интернете научной статьи с аффордансами и анализ полуструктурированных интервью с респондентами целевой выборки. Выяснено, что характер взаимодействия с аффордансами в научном тексте в Интернете определяется двумя типами прагматических факторов: внутренними, то есть обусловленными прагматикой личности самого респондента, и внешними, то есть связанными с условиями чтения. В число внутренних прагматических факторов входят технологический и научный опыт реципиента, задачи реципиента при чтении, его физические потребности и возможности. Внешние прагматические факторы включают ситуацию чтения, технические возможности устройства для чтения, а также свойства самих аффордансов. Предложенное деление имеет условный характер, и на практике перечисленные факторы взаимосвязаны и нередко обусловливают друг друга и поведение реципиента по отношению к аффордансам. В перспективе для изучения прагматики производства и рецепции аффордансов необходимо применение количественных методов.
Рассматриваются неологические процессы в русском языке, основанные на использовании его собственных ресурсов. Новизна исследования состоит в типологизации данного типа новой русской лексики тематической группы «Социум». Материалом для исследования послужили слова и фразеологизмы с институциональной социальной семантикой, которые включены в первый том нового «Толкового словаря русских неологизмов», одним из составителей которого является автор статьи. Дана семантическая характеристика новых русских слов и фразеологизмов. Отмечается, что социальная семантика выявлялась как в ассертивной части семантемы и на ближней периферии, так и в прагматической презумпции. Обосновано включение в издание слов не только с русскоязычными корнями и аффиксами (первая часть словаря), но и с иностранными корнями и русскими аффиксами (вторая часть). Указывается, что последние составляют большую часть новообразований. Приведены примеры описания разного типа неологических языковых единиц. Представлен фрагмент идеографической реконструкции лексического фонда русских неологизмов, описанных в первой части словаря. Проанализирована стилистическая принадлежность включенных в словарь языковых единиц. Делается вывод о стилистическом смешении при использовании неологизмов в разных типах дискурсов.
В статье рассматривается узкоупотребительное в современном русском языке заимствование из французского языка résignation (русские графические варианты резиньяция и резигнация), парадоксально совмещающее признаки экзотизма, неологизма и архаизма. Прослеживается эволюция этой лексемы, обозначающей особое психологическое состояние человека, на русской почве — с момента ее вхождения в русский язык в конце XVIII века через транзитный немецкий благодаря популярности у прогрессивной части русской интеллигенции одноименной элегии Шиллера до обретения статуса прецедентного имени и дополнительных семантических оттенков и коннотаций в текстах И. С. Тургенева и других отечественных писателей. Анализируются возможные причины ухода этой лексемы, не успевшей войти в активное употребление, в пассивный запас: отсутствие единообразного кириллического варианта написания слова, продуктивного словообразовательного гнезда, ореол элитарности, ассоциативная связь с корнями в русских словах резать, резкий и, как следствие, проигрыш в фонике русским синонимам покорность, смирение и другим.
В статье представлены результаты анализа учебных текстов, предназначенных для школ с русским языком обучения в Республике Казахстан. Выдвигается предположение о специфике языка обучения в условиях полиязычного социума. Обоснование гипотезы осуществляется в рамках концепции институциональных дискурсов. Предлагается методика анализа, включающая собственно лингвистические, социолингвистические и лингводидактические параметры. Возможности методики демонстрируются на примере учебников по дисциплинам предметных областей «Математика и информатика» и «Естествознание». В ходе анализа выясняется, что, с одной стороны, учебные тексты способствуют развитию языковой, речевой, лингвистической компетенций ученика, русский язык как язык обучения используется корректно, обучение способствует развитию языковой личности. С другой стороны, учебные тексты насыщены паралингвистическими и языковыми единицами, которые соотносятся с национальной культурой Казахстана. Отмечается, что русский язык учебных текстов становится средством социализации агента педагогического дискурса как гражданина современного Казахстана, но не средством погружения в мир русской культуры. Сделан вывод о том, что подобная амбивалентность отвечает специфике полиязычного социума и, в частности, принципам государственной языковой политики, но требует дополнительных усилий для освоения культуры языка.
На материале духовных воспоминаний архиепископа Никона (Рождественского) рассматривается функционирование пейзажной зарисовки в мемуарной прозе русского монашества XX века. Выявляются особенности идейно-тематического содержания, образной организации, стилистического оформления, интенциональной направленности, выполняемых функций пейзажной зарисовки в мемуарной монашеской словесности. Установлено, что главные идеи пейзажной зарисовки в духовном мемуарном тексте — идея любви к Богу и ближним, идея действия Промысла Божия и идея веры в Бога. Названы ведущие темы: природы, красоты, детства, радости, счастья. Показано, что ключевыми являются образы храма, монастыря, монастырских владений. Утверждается, что основная интенция пейзажных зарисовок — ауторефлексивная, векторы которой — (1) размышления о связи природы, ее состояния и настроения человека; (2) размышления о Божественном начале природы, присутствии Бога в ней. Выяснено, что элокутивные особенности пейзажных зарисовок в мемуарах связаны с использованием религионимов (в частности, православной лексики духовно-нравственного содержания, теонимов, экклезионимов, христианских геортонимов, иконимов); эпитетов, метафор, перечислений, наименований погодных и атмосферных явлений, флоронимов. Сделан вывод о том, что значимые функции религиозной пейзажной зарисовки — смыслообразующая и изобразительная.
Исследуются процессуальные свойства новейших заимствованных существительных с компонентом -инг-, который в статье характеризуется как суффикс, обладающий структурно-семантической выделимостью. Цель исследования — на основе контекстуальных парадигматических и синтагматических отношений охарактеризовать различные семантические группы «инговых» существительных в аспекте глагольно-именных функциональных свойств. Источником материала послужила база данных подкорпусов «Социальные сети» и «Центральные СМИ» Национального корпуса русского языка. Показано, что процессуальность «инговых» существительных во многом определяется их формой, а в числе факторов, способствующих формированию процессуальности, отмечен билингвизм носителей русского языка. О процессуальной интерпретации «инговых» существительных свидетельствуют толкования их лексического значения, отражающие языковую рефлексию говорящих, а также введение в текст через слово процесс. Среди глагольных синтагматических связей «инговых» существительных отмечено управление формой родительного падежа с объектным или субъектным значением, экспликация семантики способа действия через связь с творительным орудийным или лексемами метод, механизм. Подтверждена активность семантической деривации метонимического типа на базе процессуальных значений «инговых» существительных.
Статья представляет сравнительный анализ двух переводов конфуцианского текста «Да-сюэ», выполненных выдающимися российскими синологами Н. Я. Бичуриным и Д. П. Сивилловым в XIX веке. Целью исследования является сопоставление подходов ученых к переводу и интерпретации классического китайского философского текста. Материалом исследования служат рукописи переводов и оригинальные китайские канонические книги. Результаты исследования демонстрируют высокую научную точность обоих переводов при различии в подходах. Перевод Бичурина, основанный на учебном пособии эпохи Цин, отличается богатством комментариев и культурологических пояснений. Работа Сивиллова, опирающаяся на оригинальный текст «Да-сюэ», характеризуется лаконичностью и верностью оригиналу. Анализ выявляет различия в переводческих стратегиях ученых. Бичурин стремился к более буквальному переводу и сохранению культурно-специфических элементов, тогда как Сивиллов адаптировал текст для русского читателя. Оба перевода внесли значительный вклад в развитие методологии научного перевода китайской классики в России XIX века. Исследование подчеркивает ценность этих работ для изучения конфуцианской философии и истории российского китаеведения. Результаты исследования могут найти применение в современных переводческих практиках и в преподавании истории китаеведения.
Статья относится к области переводоведения. В качестве объекта изучения были выбраны тексты художественной литературы, описывающие ощущения, эмоции, движения, поведение, действия человека. Проведено исследование переводов текстов с русского языка на другие языки и иноязычных текстов на русский язык. В работе были использованы материалы Национального корпуса русского языка. Проанализирован большой корпус художественных текстов на английском, испанском, немецком, португальском и французском языках. Как показало исследование, одной из стратегий перевода высказываний с предикатами указанных классов является обращение к компонентам прототипических ситуаций этих эмоций. Выяснено, что одной из особенностей высказываний на английском, немецком, испанском, португальском, французском языках, отличающей их, в частности, от высказываний на русском языке, является тенденция при описании каких-либо движений, действий, эмоций указывать орган, участвующий в этом движении, действии, ощущении. Другой особенностью высказываний на иностранных языках является тенденция указывать не орган, а часть органа, участвующего в описываемом процессе, например, не глаз, а зрачок.
В статье рассматривается жанр приветственной речи — элогиума, закрепленный в речевой практике Французской академии как дискурсивного сообщества. В качестве эмпирического материала выбран текст элогиальной речи Барбары Кассен о Филиппе Боссане. Дискурсивно-аналитический подход к исследованию позволяет определить коммуникативную структуру, жанровую принадлежность текста, охарактеризовать стратегии концептуального развертывания публичного выступления Б. Кассен, рассматриваемого в статье как самопрезентация в контексте церемонии избрания в члены Французской академии. На уровне транслируемых оратором смыслов выявляется пересечение дискурсов как областей знания, среди которых выделяются философский, музыкальный, политический, филологический, исторический, миграционный, семейный, мифологический дискурсы с их узнаваемыми языковыми маркерами, что свидетельствует об интердискурсивном характере речи. Установлено, что перлокутивный эффект элогиума проявляется в политической направленности дискурса Б. Кассен, призывающего к изменению языковой и миграционной политики Европы. Методами исследования выступают интерпретативный, концептуальный и элементы количественного анализа.
Издательство
- Издательство
- ЦНИОП
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620135, Свердловская обл, г Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, д 43, офис 57
- Юр. адрес
- 620135, Свердловская обл, г Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, д 43, офис 57
- ФИО
- Леонтьев Владимир Александрович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- cniop@bk.ru
- Контактный телефон
- +7 (891) 2249282