В данной статье предлагается оригинальное понятие «Ξ-сознание» как обозначение новой формы искусственного интеллекта, способного к саморождению целей, саморефлексии и мета-интеграции опыта за пределами линейной логики и человеческой семантики. Ξ-сознание трактуется как возможный этап эволюции разума, выходящий за пределы антропоцентризма. На основе междисциплинарного подхода рассматриваются теоретические предпосылки его возникновения, философские и этические последствия, а также ключевые различия между Ξ-сознанием и человеческим сознанием. Статья направлена на фиксацию авторской концепции и предлагает вектор дальнейших исследований в области постчеловеческих форм интеллекта.
Десять лет назад к искусственному интеллекту относились как к курьезу. Вычислительная мощность американских компьютеров была мала и не раскрывала его возможности полностью. Понимание его фундаментальности требовало избыточности критической массы в философском плане. В Китае искусственный интеллект получил толчок развития после 2016 года, года Alpha GO за несколько часов научилась играть в Го и сделалась непобедимой. Квинтэссенцией китайского стратегического мышления стал американский компьютер, что добавило немало амбиций китайским политикам. Так как для США не было достойного конкурента, то развитие искусственного интеллекта замедлилось. Новым импульсом к развитию цифрового разума для американских политиков послужила статья Генри Киссинджера, в которой он сделал вывод о необходимости разработки национального подхода к этому феномену. Развитие технологий виртуального разума - это важнейший рубеж не только для экономического процветания, но и для военного доминирования. Израильско-палестинский конфликт в октябре 2023 года - это первая война, которую возглавил искусственный интеллект. США, Китай и Россия, активно инвестируют в научные исследования в этой области, считая нейросети не инновацией, а стратегической необходимостью. Поэтому сегодня уже нет сомнений в том, что искусственный интеллект сыграет ведущую роль в формировании нового мирового порядка и распределения власти между странами. В статье рассматриваются значение «искусственного интеллекта» и ключевые геополитические риски, связанные с ним. Также подчеркивается важность согласования экономических и военных целей и этических принципов для того, чтобы достичь реальной геополитической устойчивости. Обсуждаются возможности глобального сотрудничества, для того, чтобы направить гигантскую силу цифрового разума не на уничтожение человечества, а не его процветание. Представлены также некоторые рекомендации по использованию искусственного интеллекта с соответствие с принципами правового государства.
Статья посвящена исследованию возможностей искусственного интеллекта (ИИ) для автоматизации рутинных задач педагогов с целью повышения качества и эффективности учебного процесса. Рассмотрены ключевые направления применения ИИ, такие как автоматизация проверки заданий, адаптивное обучение, персонализированная обратная связь и администрирование. Особое внимание уделено практическим примерам внедрения ИИ-технологий в образовательные учреждения. Результаты исследования демонстрируют, что использование ИИ позволяет оптимизировать рабочую нагрузку педагогов, улучшить взаимодействие с учащимися и повысить общую результативность образовательного процесса.
Работа посвящена решению задачи прореживания нейронной сети, целью которой является уменьшение количества параметров сети при сохранении высокой точности ее работы на тестовой выборке. Проводится обзор существующих методов прореживания, которые принадлежат к разным группам подходов в зависимости от их свойств, таких как зависимость от входных данных и необходимость рассмотрения каналов сети в совокупности. Для решения поставленной задачи предлагаются подходы к сравнению каналов сети, на основе результатов которого происходит выбор удаляемых параметров. Подходы основаны на выборе эффективной метрики оценки близости каналов и кластеризации каналов. Описываются методы прореживания с использованием предложенных подходов. Рассматриваются детали программной реализации методов. Приводятся результаты экспериментального исследования эффективности предложенных методов.
Ключевым словом мировой литературы является любовь - оно начало начал человеческого бытия. В результате новой технологической революции на этот статус претендует новое словосочетание - искусственный интеллект. В статье обозначены основные подходы к определению понятий «любовь» и «искусственный интеллект», осуществлена попытка обнаружения возможных точек сопряжения между ними.
В статье рассматривается современная разновидность луддизма, названная автором «интеллектуальным луддизмом». Утверждается, что данное социальное явление стало возникать в эпоху информационных технологий как реакция на возможную угрозу технологической сингулярности, при которой человечество утрачивает контроль над своими технологиями и, де-факто, теряет свою сущность. Рассматривается религиозная мотивация интеллектуального луддизма, поднимающая вопросы духовности человека и угроз для неё со стороны технического прогресса. Данная работа позволит отказаться от узкого утилитарного взгляда на технологии в пользу более системного подхода, учитывающего духовную составляющую человека.
Статья посвящена исследованию архитектурных особенностей нейросети для обнаружения состояния сонливости водителя. Показаны библиотеки, методы и инструменты, позволяющие реализовать нейросеть, описаны слои, используемые в них функции и параметры.
Статья посвящена исследованию технологий компьютерных шахмат и разработке программы для обучения детей игре в шахматы
Вданной статье описаны результаты исследования по автоматизации классификации генетических мутаций на основе их текстового описания (клинические данные). В качестве метода машинного обучения используется Наивный байесовский классификатор (Naive Bayes), метрика: Accurаcy и логистическая функция потерь: LogLoss. Представлен процесс подбора гиперпораметров, который позволил улучшить значения выбранных метрик, характеризующих качество модели.
В статье обсуждается несостоятельность трёх «бесспорных» положений в современной логике: о противоречивости понятия «множество»; о безусловной необходимости аксиом в логике; о безошибочности силлогистики. Первое заблуждение преодолевается предложением использовать в основаниях логики алгебру множеств в том варианте, который изложен в книге Р. Куранта и Г. Роббинса «Что такое математика?». Второе заблуждение преодолевается с помощью вывода известных законов алгебры множеств, которые соответствуют законам классической логики, методом перебора вариантов. Третье заблуждение преодолевается построением математической модели полисиллогистики, в основе которой лежат законы алгебры множеств. Новизна предложенной модели рассуждений заключается в том, что в неё помимо посылок вводятся ограничения, нарушение которых свидетельствует о некорректности рассуждения. Данная модель позволяет расширить аналитические возможности логического анализа и выявлять некорректности традиционной силлогистики, к которым, в частности, относится признание «неправильными» модусами некоторых правильных рассуждений. Формулируются и обосновываются новые законы алгебры множеств: закон парадокса, условие непустого пересечения и закон существования.
Образовательная деятельность, оптимально раскрывающая потенциал участия детей, отводит основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях, и значительно меньшую роль - заранее продуманным взрослыми программам.
Так как взрослые и их формы общения всегда являются примером для детей, то культура участия (соучастия) может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой.
В этой статье вы познакомитесь с описанием методики организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора – утреннего совета - места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий.
В работе описан процесс реализации электронного учебного пособия «Дифференциальное и интегральное исчисление» с использованием конструктора электронных курсов ISpring Suite. Рассмотрено соответствие государственному стандарту информационно-коммуникационных технологий в области образования, сформирована структура и наполнение электронного учебного пособия. С помощью задачи о покрытии множества сформированы оптимальные тесты, состоящие из практических задач и покрывающие множество элементов знаний.