Цель. Изучение проблемы привлечения к ответственности лиц за нарушение специальных экономических мер и мер воздействия (противодействия) при вывозе за пределы территории Российской Федерации и (или) ввозе на территорию России определённых категорий товаров.
Процедура и методы. Проанализированы нормативные акты, составляющие основу применения специальных экономических мер, в частности торговых запретов и ограничений. Приведены взгляды исследователей на природу санкций и ответных мер. Изучена судебная практика по вопросам квалификации правонарушений, связанных с обходом антисанкционных запретов и ограничений.
Результаты. Проведённое исследование показало, что специфика специальных экономических мер и мер воздействия требует введения отдельных норм, устанавливающих ответственность за их нарушение.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщена информация о торговых запретах и ограничениях, введённых в качестве противодействия санкциям недружественных государств и обоснования необходимости введения специальных норм об ответственности за нарушение либо обход указанных мер.
В связи с введением уголовной ответственности за преступления с административной преюдицией анализируется применение в рамках одного дела процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ и УПК РФ. Акцентируется внимание на пробелах в правовом регулировании данными кодексами вопроса, связанного с передачей материалов дела об административном правонарушении в следственный орган (орган дознания), предлагаются варианты устранения выявленных пробелов посредством внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты.
Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью совершенствования государственного управления в условиях стремительно трансформирующегося общества. На сегодняшний день ряд проблем теоретико-правового института административных процедур так и остается нерешенным, в частности отсутствует универсальное определение административной процедуры. В статье приводятся результаты анализа основных подходов к юридической природе административных процедур, рассматриваются их достоинства и недостатки. Автором были выделены пять основных подходов к понимаю административных процедур, один из которых - универсальный - отмечен в качестве наиболее соответствующего современной правовой действительности.
1. Братченко С. А. К вопросу о понятии качества государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 1. С. 57-72. EDN: YXTSNN 2. Галаган И. А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1970. 251 с. 3. Галаган И. А. О природе правового регулирования. Политические аспекты. Проблемы. Возможные решения // Правовая наука и реформа юридического образования: сб. науч. трудов. Вып. 4: Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. С. 21-43. 4. Гриценко В. В. Научные идеи Ивана Александровича Галагана об административной ответственности в контексте современных российских реформ // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия Право.2022. № 4 (51). С. 230-242. 5. Емельянов А. С. Механизм административно-правового регулирования // Журнал российского права. 2024. Т. 8. № 8. С. 127-145. EDN: OXXCIK 6. Зырянов С. М. Модернизация механизма административно-правового регулирования // Формирование и развитие отраслей права в исторической и современной правовой реальности России: в 12 т. Т. VIII: Административное право в системе современного российского права: монография / под ред. Р. Л. Хачатурова, А. П. Шергина. М.: Юрлитинформ,2022. 736 с. 7. Инициативный проект закона об обеспечении качества государственного управления / В. Н. Южаков, Э. В. Талапина, Е. И. Добролюбова, Ю. А. Тихомиров. М.: Дело (РАНХиГС), 2020. 150 с. EDN: AARLRM 8. Качество российского государственного управления: проблемы и приоритеты: монография /B. Н. Южаков, Е. И. Добролюбова, Ю. А. Тихомиров, А. Н. Старостина. М.: Дело (РАНХиГС), 2022. 444 с. 9. Корепина А. В. Качество экспертной деятельности в сфере государственного управления // Административное право и процесс. 2024. № 4. C. 60-63. EDN: QAZCOZ 10. Лаутс Е. Б. Антисанкционное регулирование рынка банковских услуг и антикризисный правовой режим банковской деятельности // Вестник Ун-та имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 1 (101). С. 70-79. 11. Негодаева Е. Г., Суховенко А. В., Поляков В. А. Цифровые технологии в нотариальной деятельности // Философия права. 2024. № 4. С. 21-26. 12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. 13. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. 7-е изд., пересм. М.: Норма: ИНФРА-М. 2025. 840 с. 14. Россинский Б. В. О системе публичного управления // Административное право и процесс. 2024. № 6. С. 3 - 6. EDN: HXHZJZ 15. Старилов Ю. Н. Иван Александрович Галаган -выдающийся ученый-юрист и талантливый педагог с душой поэта // Иван Александрович Галаган и его научное наследие / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010. С. 67-92. EDN: RYDTZV 16. Сырых В. М. Механизм правового регулирования. Теория государства и права: учеб. для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. 704 с. 17. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М.: Формула права, 2019. 400 с. 18. Шергин А. П. Об ученом-административисте Галагане Иване Александровиче // Иван Александрович Галаган и его научное наследие / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010.544 с. 19. Шомесов Д. В. К вопросу правового регулирования ответственности при инвестировании в условиях развития искусственного интеллекта // Право и экономика. 2024. № 12. С. 5-10. EDN: AKBBVZ
Исследуются вопросы публично-правового регулирования порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Анализируются различные подходы к определению базовых дефиниций в исследуемой области. Рассматриваются современные научные взгляды на протекание миграционных процессов, предлагается их авторское определение. Обосновывается вывод о необходимости эффективного государственного управления указанными процессами для достижения баланса с национальными интересами и минимизации негативных последствий миграции.
Рассматривается основное назначение документов стратегического планирования в сфере миграции в современных условиях. В ходе рассуждений анализируются взаимосвязи между различными типами документов стратегического планирования, исследующих миграционные вопросы в комплексе планирования общегосударственного развития. Изложенное позволяет утверждать об отсутствии необходимых законодательных актов, регулирующих порядок взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти. Сформулирован вывод о необходимости принятия нового документа стратегического планирования в сфере миграции для решения вопросов по реализации государственной миграционной политики на долгосрочный период.
Настоящее исследование посвящено правовым аспектам сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей в Российской Федерации в условиях современных вызовов, таких как цифровизация, глобализация и информационные угрозы. Учитывая значимость этих ценностей для социальной стабильности и национальной безопасности, работа анализирует роль обновлённого законодательства, включая поправки к Конституции РФ, закрепляющие культурное и духовное наследие в числе приоритетов государственной политики. В статье подробно рассматриваются правовые механизмы, применяемые для противодействия деструктивным информационным воздействиям, включая нормативные акты, стратегии и инициативы, направленные на защиту культурных и моральных основ общества. Анализируются ключевые термины, такие как «вредная информация» и «деструктивное информационно-психологическое воздействие», их использование в стратегических документах и необходимость дальнейшего правового уточнения. Авторы выделяют основные угрозы, включая распространение чуждых ценностей через информационное пространство и подрыв традиционных институтов, а также обсуждает практическую реализацию государственной политики в данной области. В работе обоснована необходимость совершенствования терминологического аппарата и формирования эффективно работающей правовой базы для защиты духовно-нравственных ценностей с целью укрепления национальной идентичности и социальной стабильности.
В статье, используя метод анализа предлагаемых административно-правовой наукой концептуальных подходов в вопросе формирования современной отрасли административно-процессуального права, рассматриваются проблемы соотношения понятий «административный процесс» и «административное производство». Административное производство рассматривается нами в виде самостоятельной процессуально-правовой формы (конструкции), являющейся, с одной стороны, частью системы административного процесса, с другой – имеющей свое содержание и структуру. Административное производство как процессуально-правовая конструкция с позиции широкого методологического подхода представляет собой две части: регулятивную (регламентарную, неюрисдикционную) и правозащитную (правоохранительную, юрисдикционную). Каждая из частей в своем содержании представляет собой однородную административную процедуру, имеющую свои особенности. Обосновывая необходимость правового регулирования, автор предлагает для формирования современной доктрины административно-процессуального права одновременное принятие законов «Об административных процедурах» и «Об административном производстве».
В статье рассматривается опыт привлечения несовершеннолетних лиц к административной ответственности в Российской Федерации и Республике Беларусь. В этой статье рассматриваются ключевые аспекты, включая возраст, с которого наступает ответственность, различные меры воздействия и особенности процессуального права, с учетом исторического контекста и современных реалий, необходимость закрепления в КоАП РФ четкого перечня мер воспитательного характера, которые могут применяться наряду со штрафными санкциями либо вместо них. Интерес представляют изменения, которые претерпело законодательство Республики Беларусь в данной сфере. Правовая оценка белорусского опыта в сфере изменения административно - деликатного законодательства, рассмотрение возможности его применения для внедрения изменений в КоАП РФ, в частности выделения отдельной главы, посвященной административной ответственности несовершеннолетних с учетом особенностей субъектного состава. Также рассматривается возможность персонализации ответственности путем замены штрафа, накладываемого на родителя, в случае отсутствия заработка у несовершеннолетнего, на меры воспитательного воздействия непосредственно на лицо, совершившее правонарушение.
В социальном сегменте правовой отрасли России оказание правовой поддержки несовершеннолетним гражданам в консалтинговых организациях юридического значения на текущий момент времени накопила в себе достаточный перечень системно-правовых сложностей, выражающихся:
1. В законодательных противоречиях - отсутствие правовых дефиниций, раскрывающие предназначение юридического консалтинга в сфере высшего образования, а также недоработанность правового статуса субъектов социально-правового процесса и финансовой обеспеченности исполнения консалтинговых мероприятий юридической направленности в настоящем законодательстве, регламентирующим порядок оказания юридической помощи гражданам.
2. В управленческих противоречиях:
- дорогая стоимость оказания юридических консультационных услуг клиентам в социальном секторе предоставления рыночных услуг;
- отсутствие определенной программы по привлечению в юридические консалтинговые центры квалифицированных специалистов в области защиты прав участников образовательных отношений;
- низкое взаимодействие юристов-профессионалов с участниками социального процесса (законными представителями (родителями, опекунами) и лицами, не достигших восемнадцатилетнего возраста);
- большие бюрократические издержки оказания правовой помощи несовершеннолетним, характеризующиеся длительным ожиданием предоставления результата оказания правовой услуги.
Однако, несмотря на существенные проблемы организационно-правового характера, государственные органы, регламентирующие социальную политику в стране, разрабатывают и предоставляют малообеспеченным категориям граждан на безвозмездной основе широкий спектр юридических услуг в правовых консалтинговых центрах, функционирующих на базе высших учебных заведений Российской Федерации.
В статье актуализируется вопрос целесообразности изучения и внедрения в России зарубежного опыта противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу). Обращено внимание на опыт полиции государств с развитой железнодорожной и метрополитенной инфраструктурой: Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Канады, США, Франции, Японии, а также отдельных государств-членов СНГ. Установлено, что в зарубежных государствах специфика деятельности полиции в области противодействия «зацепингу» характеризуется: наличием различных подходов к пониманию сущности и деликтации «зацепинга» (его разновидностей) в законодательстве и отнесении противодействия этому явлению к компетенции полиции; степенью вовлечения полиции в систему взаимодействия с другими участниками процессов противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу); применение современных информационных технологий для выявления и пресечения фактов «зацепинга», групп несовершеннолетних, увлекающихся этим видом антиобщественного поведения, а также взрослых-координаторов, вовлекающих подростков в «трейнсерфинг»; использованием полицией возможностей правового информирования, правовой пропаганды как средств профилактики «зацепинга» и других нарушений подростками правил безопасности на железнодорожном транспорте и метро и др. К основным направлениям внедрения рассмотренного нами положительного зарубежного опыта в деятельность полиции России отнесены: совершенствование нормативных правовых актов, устанавливающих предупреждение, выявления и пресечение улучшение качества информационного обеспечения выявления лиц, склонных к «зацепингу» путем использования информационно-телекоммуникационных технологий на основе искусственного интеллекта, построения алгоритмов поиска информации, связанной с «зацепингом» в социальных сетях, расширения покрытия объектов транспортной инфраструктуры современными средствами видеонаблюдения и др.; повышение эффективности взаимодействия с администрацией РЖД и метрополитенов в ходе проведения совместных мероприятий по выявлению несанкционированного появления подростков в опасных местах и перемещения в поездах, осуществления общей профилактики «зацепинга» в образовательных организациях и т. п.; активизация взаимодействия с интернет-сообществом в области недопущения распространения контента, пропагандирующего «зацепинг» и увеличения публикаций, отражающих его общественную опасность; инициирование вовлечения в пропагандистские акции известных молодежи российских представителей спорта, музыки, киноиндустрии и др.
Цель настоящей статьи заключается в проведении теоретико-правового анализа пределов ограничений прав и свобод особой категории физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства в современных реалиях, обусловленных мировыми глобализационными процессами, миграционными кризисами и геополитическими конфликтами. На международном и национальном уровне закреплено, что права и обязанности данных субъектов в целом аналогичны гражданам страны-пребывания. При этом на уровне отдельных государств устанавливаются исключения в виде ограничений отдельных прав и свобод, пределы которых регламентируются, как правило, в Основных законах государств. Ограничения прав и свобод указанных субъектов следует признать динамичным явлением и в рамках их законодательного закрепления обязательным является полноценный учет существующих общественных и правовых реалий. Данное обстоятельство обуславливает целесообразность теоретико-правового исследования пределов ограничений прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут стать ориентиром для законодателей и правоприменителей в части закрепления допустимого поведения указанной категории физических лиц. Автором обосновывается, что целенаправленность соответствующего ограничительного воздействия на поведение иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется посредством установления конкретных пределов, формулируемых в виде конституционных принципов. Отмечается обязательность законодательной формы регулирования ограничений прав и свобод человека.