В статье, используя метод анализа предлагаемых административно-правовой наукой концептуальных подходов в вопросе формирования современной отрасли административно-процессуального права, рассматриваются проблемы соотношения понятий «административный процесс» и «административное производство». Административное производство рассматривается нами в виде самостоятельной процессуально-правовой формы (конструкции), являющейся, с одной стороны, частью системы административного процесса, с другой – имеющей свое содержание и структуру. Административное производство как процессуально-правовая конструкция с позиции широкого методологического подхода представляет собой две части: регулятивную (регламентарную, неюрисдикционную) и правозащитную (правоохранительную, юрисдикционную). Каждая из частей в своем содержании представляет собой однородную административную процедуру, имеющую свои особенности. Обосновывая необходимость правового регулирования, автор предлагает для формирования современной доктрины административно-процессуального права одновременное принятие законов «Об административных процедурах» и «Об административном производстве».
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
- Префикс DOI
- 10.35266/2949-3455-2025-3-12
Позиция на традиционную практику законодателя в вопросе соотношения «процесс» и «производство» поддерживается многими исследователями административно-правовой науки, в том числе административно-управленческой.
Список литературы
1. Зеленцов А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного развития // Административное право и процесс. 2013. № 12. С. 3-15.
2. Зеленцов А. Б., Ястребов О. А. Современные модели административно-правового регулирования: опыт сравнительного правового исследования // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 15, № 3. С. 96-131.
3. Майле А.Д. Законодательство об административных процедурах: опыт Германии // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18, № 2. С. 204-215. https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-2-204-215.
4. Нехайчик В. К. Кризис государственно-управленческой парадигмы: причины и проблемы преодоления // Вестник Сургутского государственного университета. 2018. № 2. С. 144-148.
5. Севрюгин В. Е., Аникин С. Б. О двойственном характере административно-процессуального права и законодательства в правовой системе России. К 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Сорокина Валентина Дмитриевича // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2024. № 5. С. 49-55.
6. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / под общ. ред. В. М. Горшенева. М. : Юрид. лит., 1976. 278 с.
7. Нагиев Р. С., Нехайчик В. К. Единство процесса как принцип формирования современного административно-процессуального права // Образование и право. 2020. № 8. С. 136-140. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10823.
8. Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М. : Юрид. лит., 1964. 158 с.
9. Салищева Н. Г. К вопросу об административном процессе в СССР // Вопросы административного права на современном этапе : сб. ст. М. : Госюриздат, 1963. С. 134-140.
10. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень) : моногр. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. 659 с.
11. Кононов П. И., Стахов А. И. О проекте Федерального закона «Об административном производстве в Российской Федерации» // Журнал административного судопроизводства. 2017. № 3. С. 40-68.
↑12. Нехайчик В. К. О проблемах правопонимания административных процедур в российской юридической науке // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 4. С. 89-96.
13. Старостин С. А. Соотношение понятий «административный процесс», «административное производство», «административная процедура» // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 5. С. 100-106.
14. Новиков А. В. Административно-процессуальная форма: научные и правовые реалии // Административное право и процесс. 2015. № 11. С. 70-80.
15. Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. М. : Новый Юрист, 1999. 234 с.
16. Нехайчик В. К. Административный процесс и административная процедура: соотношение понятий и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2015 : материалы XVII Междунар. науч.-практич. конф., 3-4 апреля 2015 г., г. Челябинск. Челябинск : ООО «Абриспринт», 2015. Т. 1. С. 302-305.
17. Административно-процессуальное право Германии / сост. В. Бергманн ; пер. с нем. В. Н. Гиреева. М., Берлин : Инфотропик Медиа, 2013. 247 с.
18. Об основах администрирования и административном производстве : закон республики Армения от 18.02.2004. URL: https://www.arlis.am/hy/acts/61846 (дата обращения: 21.03.2025).
19. Старилов Ю. Н. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации - надлежащая основа для развития административно-процессуальной формы и формирования нового административного процессуального права // Журнал административного судопроизводства. 2016. № 1. С. 29-38.
20. Агафонов С. И., Сальников М. Г., Трегубова Е.В. Административные процедуры и запреты в законодательстве зарубежных государств // Административное и муниципальное право. 2009. № 11. С. 53-63.
21. Старилов Ю. Н. Станет ли Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации основой для развития законодательства об административных процедурах? // Административное право и процесс. 2015. № 11. С. 15-22.
22. Нехайчик В. К. Проблемы законодательного оформления административных процедур // Вестник Евразийской академии административных наук. 2007. № 2. С. 6-13.
23. Павлушина А. А. Теория юридического процесса и ее значение для развития российской правовой системы в переходный период // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. 2002. № 1. С. 67-76.
24. Закон о цифровизации рассмотрения административных дел принят в первом чтении // РАПСИ : офиц. сайт. URL: https://rapsinews.ru/legislation_news/20241211/310492252.html?ysclid=m8k7iofxvl780097985 (дата обращения: 21.03.2025).
25. В первом чтении приняты законопроекты, направленные на цифровизацию производства по делам об административных правонарушениях. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/50467 (дата обращения: 21.03.2025).
26. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования производства по делам об административных правонарушениях с использованием электронных документов и обеспечения дистанционного участия) : законопроект № 758177-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/758177-8 (дата обращения: 03.09.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуются теоретические и практические аспекты глобального энергетического перехода от углеводородной зависимости к возобновляемым источникам энергии с акцентом на институциональные и экономические барьеры. Особое внимание уделяется институциональным факторам: роль углеродного налога (в том числе CBAM ЕС и пилотный эксперимент на острове Сахалин в Российской Федерации) в коррекции рыночных провалов (экстерналии CO2), необходимости государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по возобновляемым источникам энергии (теория общественных благ, теория внешних эффектов А. Пигу, эндогенный рост П. Ромера). Анализ патентной активности Российской Федерации выявил дисбаланс (129 и 90 патентов на электротранспорт и биотопливо и лишь 17, 15, 9, 9 на возобновляемые источники энергии, солнечные электростанции, ветряные электростанции, малые гидроэлектростанции соответственно) и технологическое отставание. Проведенный сравнительный анализ CAPEX/OPEX для электромобилей (Honda Kona, Lada Largus) и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подтверждают долгосрочную экономию эксплуатационных затрат (2,75 млн руб. за 25 лет для Honda; 470 тыс. руб. для Lada и инфраструктурные проблемы, среди которых неравномерное распределение 25–30 тыс. электромобилей и 2,5–3 тыс. зарядных станций по Российской Федерации)
Статья посвящена анализу проблематики взаимосвязи экономической безопасности и инвестиционной привлекательности предприятия, акцентируется внимание на важности данных показателей для устойчивого развития организации. Экономическая безопасность является многоаспектным явлением, охватывающим как защищенность экономики от угроз, так и возможности обеспечения роста. В исследовании подробно рассмотрены стратегические цели экономической безопасности Российской Федерации, указанные в стратегии на период до 2030 г., включая укрепление экономического суверенитета, поддержание конкурентоспособности на высоком уровне и улучшение качества жизни населения. Ключевой идеей является то, что экономическая безопасность и инвестиционная привлекательность представляют собой взаимозависимые явления, которые могут быть проанализированы как на микро-, так и макроуровне. Выделены основные внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на данные показатели. Зафиксировано, что внутренние факторы находятся под контролем организации и могут быть приспособлены для повышения инвестиционной привлекательности, что, в свою очередь, укрепляет экономическую безопасность организации. Одним из ключевых тезисов является то, что высокая инвестиционная привлекательность не при всех условиях укрепляет экономическую безопасность, особенно в контексте акционерных обществ, поскольку возможно агрессивное поглощение со стороны конкурентов. Выявляется необходимость тщательного мониторинга и управления рисками, а также формирования эффективной инвестиционной политики для обеспечения стабильной инвестиционной деятельности, направленной на развитие производственного и инновационного потенциала коммерческой организации.
Статья посвящена финансированию паллиативной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Исследование выявляет проблему недостаточного финансового обеспечения бюджетных учреждений, что препятствует оказанию качественной и доступной паллиативной помощи населению. Целью авторов является анализ существующих нормативов финансирования и оценка их достаточности для удовлетворения потребностей населения в паллиативной помощи. Для достижения этой цели используются методы анализа нормативных актов, эмпирических данных и сравнительного анализа затрат. Авторы приходят к выводу, что действующие нормативы финансирования значительно ниже реальных затрат на оказание паллиативной помощи. Результаты показывают, что значительное количество людей, нуждающихся в паллиативной помощи, остаются без необходимого обслуживания, что указывает на системные проблемы в финансировании данной услуги. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе нормативов финансирования паллиативной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, позволяющем выявить недостатки в существующей модели финансирования. Авторы детализируют структуру затрат на оказание паллиативной помощи, сравнивая нормативные затраты с реальной себестоимостью услуг. Они подтверждают недостаточность текущих нормативов и предлагают конкретные рекомендации по их пересмотру, что может служить основой для дальнейших реформ в области финансирования здравоохранения. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных для пересмотра существующих нормативов и улучшения финансового обеспечения паллиативной медицинской помощи. Результаты статьи могут быть полезны для государственных органов, занимающихся разработкой и реализацией программ здравоохранения, а также для научных исследований в области финансирования медицинских услуг, способствуя повышению качества и доступности паллиативной помощи для населения.
Отрасль нефтесервиса имеет особо важное значение для нефтегазового комплекса, поскольку она является неотъемлемой его составляющей и включает в себя такие важнейшие сегменты, как переработка, добыча и эксплуатация. В условиях сложной геополитической ситуации и жесткой санкционной политики основной акцент делается на развитие внутреннего нефтесервиса. Но несмотря на то что результаты деятельности нефтесервисных компаний имеют тенденцию к росту, для сегмента характерен ряд проблем, решение которых требуется в ближайшее время. Статья посвящена оценке современного состояния рынка нефтесервисных услуг России и определению ключевых проблем его функционирования, которые связаны с высокой зависимостью нефтесервисных компаний от импортных технологий, недостаточностью финансовых ресурсов и высококвалифицированных кадров, поиском оптимальных вариантов организации нефтесервисных услуг. Обзор практики решения данных проблем позволил установить роль государства и вертикально интегрированных структур в данном процессе, конкретизировать направления работы по их дальнейшему решению. Решение данных проблем с активным участием государства, вертикально интегрированных структур, государственно-частного партнерства, участников финансового рынка будет способствовать не только повышению эффективности деятельности предприятий нефтесервиса, но и достижению запланированных показателей деятельности нефтегазового комплекса в целом.
В условиях цифровой трансформации банковской системы и расширения доступности финансовых услуг проблема обеспечения безопасности банковских транзакций приобретает стратегическое значение. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения проблемы эффективности методов прогнозирования и предотвращения мошенничества, которые являются важными составляющими комплексной системы экономической безопасности в банковском секторе. В данном исследовании сделан акцент на формировании моделей обнаружения мошенничества с банковскими картами. В результате исследования предложены конкретные рекомендации по совершенствованию систем антифрод-защиты в банковском секторе с использованием моделей машинного обучения. В рамках этого исследования были разработаны и протестированы модели XGBoost и ANN для выявления мошеннических транзакций, реализованные на языке Python. Эксперименты продемонстрировали их высокую эффективность, а также гибкость и способность адаптироваться к новым данным. Использование этих моделей позволяет банкам оперативно обнаруживать подозрительные операции, что снижает риски потерь и улучшает общую защищенность финансовой системы. Обеспечение безопасного функционирования системы совершения банковских транзакций требует комплексного подхода, включающего не только внедрение современных аналитических инструментов, но и постоянное обучение и обновление моделей для выявления новых способов мошенничества. Реализация предложенных мер позволит кредитным организациям повысить эффективность защиты от мошенничества, снизить финансовые потери от мошеннических действий и укрепить доверие клиентов.
В данной статье проведен аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных вопросу влияния средств массовой коммуникации на киберпреступления несовершеннолетних. Проанализированы детерминанты киберпреступлений несовершеннолетних на основе материалов уголовных дел, а также данных общественных организаций, занимающихся поиском материалов в сети Интернет, содержащих признаки вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Выявлено как положительное, так и отрицательное влияние средств массовой коммуникации на киберпреступления несовершеннолетних. Обосновывается необходимость введения новых субъектов профилактики правонарушений и киберпреступлений несовершеннолетних.
Объектом исследования послужили правовые нормы, регулирующие деятельность органов публичной власти и природопользователей при реализации пенсионных прав коренных малочисленных народов Севера и возникающие в ходе осуществления этой деятельности общественные отношения. Целью исследования является комплексный анализ отмеченных выше правоотношений и норм, выявление направлений, позволяющих регулировать правовые механизмы льготного пенсионного обеспечения малочисленных народов. Предметом исследования стали нормативные правовые акты, позиции судов и представителей науки, механизмы правоприменения, а также данные статистики по рассматриваемой теме. Автором анализируются особенности правового регулирования и реализации пенсионных прав коренных малочисленных народов Севера в процессе государственного пенсионного обеспечения, взаимодействия с органами публичной власти, недропользователями, совещательными органами. Обозначены проблемы реализации действующего правового механизма льготного пенсионного обеспечения этих народов. Анализируется опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по взаимодействию Совета представителей коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры при правительстве автономного округа и компаний-недропользователей. Рассматривается возможность урегулирования проблемы с участием муниципальных структур и недропользователей, ведущих промышленную деятельность в границах территорий традиционного природопользования коренных народов. Результатом исследования являются выводы автора об учете итогов трехстороннего взаимодействия между недропользователями, органами местного самоуправления и коренными народами в контексте пенсионного обеспечения и предложения по уточнению правовых норм и развитию законодательства, направленных на защиту прав коренных народов и повышение объективности оценки их традиционного хозяйствования.
Предметом исследования в рамках настоящей статьи выступает маркетинг таможенных услуг. Цель заключается в развитии теоретических положений и разработке рекомендаций по применению маркетингового механизма в сфере таможенных услуг. Среди основных задач исследования следует выделить изучение теоретических основ таможенного маркетинга, определение действующего порядка функционирования маркетингового механизма в таможенной сфере, формулирование рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия государства и бизнеса в сфере внешней торговли, разработку функциональных моделей по теме исследования. При написании статьи использованы методы анализа, моделирования, синтеза и обобщения. На основании проведенного исследования произведен анализ теоретических основ таможенного маркетинга, сформулирована конечная цель применения маркетингового механизма в таможенной деятельности, разработана «сервисная» концепция государства на примере таможенной службы. В рамках рекомендаций по повышению качества предоставления таможенных услуг разработана модель системы управления таможенными услугами, которая позволит оперативно выявлять и устранять проблемные зоны в работе таможенных органов.
Издательство
- Издательство
- СУРГУ
- Регион
- Россия, Сургут
- Почтовый адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- Юр. адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- ФИО
- Косенок Сергей Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- secretar@surgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 2762900