Научный архив: статьи

КОНФЛИКТ РЕАЛЬНОЙ И ЦИФРОВОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (2025)

Статья посвящена проблеме несоответствия цифровой личности, создаваемой индивидом в медиапространстве, реальному образу. Проведенное разведывательное исследование было призвано подтвердить наличие и/или отсутствие у современных участников медиакоммуникации намерения сформировать симулякр, который выступает в качестве виртуальной маски, заменяющей и даже модифицирующей реальную личность. Для этого авторы сосредоточились на выявлении статистически значимой тенденции к возникновению когнитивного диссонанса у пользователей социальных сетей, вызванного противоречием реального и цифрового образов. Были применены методы формализованного опроса и незаконченных предложений, обеспечивающие возможности самоанализа поведения индивида в цифровом пространстве. Ключевыми оцениваемыми параметрами выступили следующие аспекты медийной коммуникации: анонимность vs эксплицирование позиции; конформность, стремление к получению социального одобрения vs отстаивание своей позиции; следование моде vs следование своим интересам; тенденция к реалистичной самопрезентации vs предпочтение идеализированной самопрезентации. В опросе приняло участие 112 респондентов (в возрасте от 19 до 32 лет) - студенты и аспиранты российских высших учебных заведений. Полученные эмпирические результаты позволяют говорить о выраженном стремлении респондентов эксплицитно выражать собственную точку зрения, тенденции к неконформности и нелояльности относительно популярного/распространенного мнения. Самоанализ поведения пользователей в социальных сетях выявил доминирование реалистичной самопрезентации и стремление сформировать позитивный образ с особым вниманием к визуальной составляющей виртуального образа, а также позволил обнаружить тенденцию к значительному совпадению виртуального образа с реальным.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Автор(ы): МАМЕДОВ АГАМАЛИ КУЛАМ-ОГЛЫ, Смирнова О. В., ДЕНИСОВА Г. В., САПУНОВА О. В.
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА (2023)

Актуальность исследования современного состояния экстремизма и терроризма с учетом достигнутого ими уровня развития объясняется тем, что цифровые и IT-технологии переживают фазу стремительного прогресса, в результате которого преступники могут активнее пользоваться этими достижениями с целью более эффективной и широкой деятельности. Целью данного исследования является определение цифрового экстремизма и терроризма, возникновение которых обусловлено детерминирующейся к настоящему времени сложной криминологической ситуацией, появлением новых угроз со стороны криминального мира и новых видов преступлений. Возникновение и развитие данных явлений во многом является следствием неразрешенных конфликтов в обществе, назревания остроты противоречий в разных областях социальной и государственной деятельности. Задачи исследования состоят в обосновании путей совершенствования противодействия цифровому экстремизму и терроризму. Установлено, что организации, ведущие деятельность, носящую террористический и/или экстремистский характер, развиваются тем активнее, чем больше людей становится пользователями мессенджеров и соцсетей. Такие программы как WhatsApp, Viber, Telegram, платформы Facebook, Instagram, Twitter и многие другие интенсивно используются преступниками в противозаконных целях. С их помощью они могут куда эффективнее регулировать свою деятельность, привлекать новых сторонников, вести финансовые сборы, публиковать различного рода материалы, нацеленные на привлечение внимания, агитацию террористической и экстремистской деятельности. Благодаря современным соцсетям и мессенджерам преступники формируют автономные ячейки, набирают активистов, собирают средства на осуществление актов, направленных на нанесение вреда отдельным гражданам, структурам и целому государству. Сделан вывод о том, что формирование новых видов указанных преступлений подразумевает рост необходимости пересмотра и модернизации стратегических и тактических решений в области борьбы с ними, что должно осуществляться не только на уровне конкретной страны, но и в международном сообществе в целом.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Коркмазов Алим Викторович
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ СО СБЫТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ (2023)

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей сбыта наркотических средств посредством сети Интернет. Сегодня в тренде - бесконтактные. В статье рассмотрены популярные мессенджеры распространителей запрещенных веществ, а также сложности расследований категории данных дел. Выводы: основными проблемами при расследовании преступлений, связанных со сбытом наркотических средств посредством сети Интернет, являются электронные средства связи и расчетов. Как правило, такие бесконтактные способы взаимодействия минимизируют личностное общение, имен нет, лишь никнеймы, под которыми регистрируются в сети. Развитие цифровых технологий способствует тому, что платежи сегодня можно осуществить множеством способов: это и электронные кошельки, и биткоины, и кредитные карты. Большое количество иностранных систем позволяют проводить электронные денежные перевод без открытия банковского счета, к ним относятся «Anelik», «Uniastrum» и др. «Отбор» обслуживающего персонала также осуществляется посредством сети, поскольку для наркотиков нужна предпродажная подготовка, расфасовка, упаковка, закладка. Данные лица, также практически не пересекаются. Производители так называемых «дизайнерских» наркотиков предлагают огромное их количество на различных закрытых форумах. Сложность состоит в ом, что государство просто не успевает их отслеживать и регистрировать, поэтому до тех пор, пока они не попали в перечень запрещенных веществ, они абсолютно свободно распространяются, по сути не нарушая законодательства. Все эти аспекты существенно затрудняют расследование, поэтому практически единственной зацепкой являются технические составляющие деятельности преступников, а именно компьютеры, телефоны, платежные карты и т. п., по которым можно провести экспертизу и, хотя бы подтвердить факт поступления денег с подозрительных счетов, обнаружить тайные переписки, фотографии мест «закладок».

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Чеченов Алим Аминович
Сохранить в закладках
Белое пальто: происхождение, состав, семантика, прагматика и словообразовательный потенциал русского фразеологизма (2025)

Предлагается комплексное описание выражения белое пальто, а также гнезда языковых единиц, сформировавшегося вокруг этой идиомы. Всего методом сплошной выборки из материалов сайтов в сети Интернет было собрано 312 случаев употребления выражения белое пальто, составивших авторскую картотеку примеров. Использовались методики контекстного анализа, семантико-мотивационного анализа, моделирования дефиниций, дискурсивного анализа. Автор приходит к выводу о том, что идиома белое пальто сформировалась в русской лингвокультуре под влиянием ряда факторов: речевой практики в рамках комического (анекдотического) дискурса, интернет-мема с изображением Валерии Новодворской с плакатом (даже если предполагать его фейковый характер), системно-языковых потенций цветового обозначения. Утверждается, что выражение белое пальто является обозначением одной из коммуникативных ролей, реализующихся преимущественно в виртуальном общении, но не только в нем. Показано, что структурно-семантический облик выражения вариативен, а вместе с ним и его грамматические характеристики, например: [кто] в белом пальто, [кто] без белого пальто, снимите белое пальто и др. (в них именной компонент белое пальто не является номинацией человека, это первая ступень функционирования выражения, наиболее близкая к исходному дискурсивному комплексу стою в белом пальто). Показано, что затем в сетевом дискурсе происходит преобразование в оценочную номинацию человека белое пальто (я была таким белым пальто).

Издание: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Леонтьева Татьяна Валерьевна
Сохранить в закладках
Лиминальные переходные пространства как источник тревоги и меланхолии (2025)

Статья исследует феномен лиминальных пространств как зон переходных состояний, вызывающих амбивалентные эмоции тревоги и меланхолии. Через междисциплинарный анализ (философия, культурология, психология) раскрывается их роль в современной культуре, включая примеры из искусства, цифровой среды (Backrooms) и психологических концепций (кенопсия, розовая ретроспекция). Работа подчеркивает связь лиминальности с трансформацией идентичности и отражением коллективных страхов в условиях глобальных перемен.

Автор(ы): Голудин Иван Андреевич
Сохранить в закладках
Опасности киберсталкинга (2025)

В этой статье рассматривается проблема киберсталкинга, его распространенность, методы, последствия для жертв и способы защиты от него. Киберсталкинг определяется как навязчивое преследование в интернете, которое несет в себе потенциальную угрозу психологическому или физическому состоянию жертвы. В статье рассматриваются различные формы киберсталкинга, такие, как навязчивые сообщения, взлом личной информации, распространение клеветы и шантаж. Особое внимание уделяется психологическим и эмоциональным последствиям киберсталкинга для жертв, включая тревогу, депрессию, страх и потерю доверия. В статье также предлагаются рекомендации по защите от киберсталкинга, такие как повышение осведомленности, ограничение доступа к личной информации и обращение за помощью.

Автор(ы): Голудин Иван Андреевич
Сохранить в закладках
КИБЕРТЕРРОРИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (2023)

Целью данного исследования являются вопросы вовлечения молодежи в деструктивные идеологии и противоправную деятельность. Вне зависимости от возраста люди имеют доступ к современной технике, способной выходить в интернет и выполнять определенные задачи. У молодежной аудитории повышена группа риска, так как их легко могут завербовать, например, террористы. Террористы распространяют дезинформацию, запугивают население, создают панику, стараются создать атмосферу беспомощности. Терроризм имеет политический характер, но может действовать не только в политической, но и социальной, психологической, экономической сферах. Киберпространство помогает выполнить такие задачи быстро, с минимальным риском быть пойманным. Террористы поддерживают связи друг с другом, общаются, вербуют новых членов, осуществляют управление группами, распространяют экстремистские материалы также при помощи сети интернет. Большинство сфер жизни, включая экономику, постепенно глобализируются и переходят в цифровой формат, это делает их более удобными и доступными, позволяет ускорить многие процессы и сделать их доступными из любой точки мира. Однако такая автоматизация несет не только прогресс, но и угрозу со стороны кибертеррористов. Целью кибертерроризма является дестабилизация политической обстановки, давление на органы власти, принуждение их принимать те или иные решения, выгодные террористам, а также угроза применения насилия с целью воздействия на принятие решений органами государственной власти. Установлено, что внимание террористов в последние годы привлекают социальные сети, которые позволяют вступать с отдельными людьми или группами в прямой контакт, вести диалог, отстаивать свою позицию. Сети помогают им поддерживать связь с соратниками, вести подготовку атак. Подготовка, координирование и проведение террористических акций также может осуществляться через интернет при помощи специальных программ.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 5 (2023)
Автор(ы): Чочаев Тамерлан Хусейнович
Сохранить в закладках
ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (2023)

В статье рассматриваются особенности информационной экстремистской деятельности, современные тенденции распространения информационного экстремизма в глобальном информационном пространстве, увеличение влияния молодежного экстремизма которое активно используется экстремистскими организациями, в частности для оказания деструктивного воздействия на молодое поколение. Отмечено, что экстремизм является одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации, что подтверждается трагическими событиями последних лет. Проанализированы основные способы распространения экстремистской идеологии, в том числе посредством виртуальной социальной среды, информационно-технические методы, которые используются экстремистами для оказания разрушительного воздействия на системы управления критически важными инфраструктурами государства. Отмечены проблемные вопросы, противодействия экстремистской деятельности в сети Интернет. На современном этапе интернет-пространство активно используется экстремистскими организациями для пропаганды радикальных идей, вербовки новых членов, разжигания межнациональной и межрелигиозной нетерпимости, сбора информации о предполагаемых целях и объектах шантажа, психологического терроризма. Можно сказать, что информационный экстремизм в глобальном информационном пространстве стал альтернативой традиционным методам, используемым экстремистскими организациями по многим причинам. Кроме того, в сложившейся напряженной геополитической обстановке аналитиками прогнозируется рост интенсивности вредоносных воздействий на системы критически важной инфраструктуры, а также обострение мировой конкуренции и усиление зарубежных попыток формирования негативного имиджа России в глазах мирового сообщества. Для проведения исследования использованы описательной и сравнительно-сопоставительный метод, статистические и библиометрические методы. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки научных работ, проведения дальнейших исследований в данной области и практического применения проведенного анализа в целях повышения эффективности противодействия распространению информационного экстремизма в сети Интернет.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 5 (2023)
Автор(ы): Шогенов Тимур Мухамедович
Сохранить в закладках
ПРОДВИЖЕНИЕ БРЕНДА С ПОМОЩЬЮ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ САДОВОГО ЦЕНТРА (2025)

Статья посвящена исследованию способов продвижения бренда путем использования рекламы и связей с общественностью, анализируя потребности и интересы потребителей. Основной целью исследования является определение роли рекламы в продвижении бренда и выявление наиболее эффективных и действенных методов продвижения

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 2 (182) (2025)
Автор(ы): Фархутдинова Ильнара Рафкатовна, Гайсина Люция Мугтабаровна, Павлова Ангелина Павловна
Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЗАПРОСЫ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (2025)

Статья посвящена изучению особенностей поведения, мотивации и восприятия образовательного процесса студентами поколения Z. Проведен масштабный опрос среди студентов Воронежского государственного университета, целью которого было выявление ключевых факторов, влияющих на уровень мотивации, понимание авторитетов и кумиров современной молодежи, отношение к образовательному процессу и информационным ресурсам. Проанализированы также восприятие студентами образовательной среды и их карьерные ожидания.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): БЕЛЕНОВА Н. Н., БЕЛЕНОВ О. Н., Чупандина Елена Евгеньевна
Сохранить в закладках
Взаимодействие персуазивных и прагматических стратегий в фейковых новостях в англоязычных социальных сетях, новостях и блогах (пилотное исследование) (2025)

Целью данного пилотного исследования является изучение методов персуазивности в фейковых новостях с особым акцентом на их базовой таксономии и выявлении прагматических механизмов, таких как разговорные импликатуры, которые действуют в примерах с персуазивным характером. Предварительный анализ англоязычных социальных сетей и англоязычных блогов и новостей показывает использование схожих методов персуазивности со значительно более высокой частотой использования эмоционально заряженного языка в социальных сетях. Возможно, различия в использовании вытекают из характеристик анализируемых жанров. Наш качественный анализ показывает, что существует определенная корреляция между пренебрежением максимой количества и методами Обращения к популярности, ценностям, авторитету, Атаки на репутацию (все подкатегории, кроме обзываний), а также Манипулятивных формулировок (преувеличений).

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Трнавац Радослава
Сохранить в закладках
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (2024)

Рассмотрены социальные сети как востребованный инструмент продвижения бренда. Повышение узнаваемости становится ключевой задачей бизнеса на современном этапе. Социальные сети сформировались на основе новых потребностей аудитории. Для маркетологов социальные сети являются ключевым инструментом для укрепления позиций компаний на рынке. Установлено, что в новых экономических реалиях социальные сети рассматриваются как источник информации, канал сбыта, способ коммуникации, обучения, мотивации, формирования имиджа и узнаваемости. Через сообщества, официальные аккаунты в социальных сетях компании могут вести диалог с потенциальными потребителями. В работе представлены подходы к понятию «социальные сети» российских и зарубежных авторов. Ученые признают роль социальных сетей в коммуникационной революции. Так, потребители с помощью социальных сетей могут найти информацию о продукте, где он производится, с помощью каких технологий, как компания относится к своим сотрудникам, поставщикам, партнерам, управленческому составу, как реагирует на вызовы времени, экологические, техногенные катастрофы, политическую и экономическую нестабильность. Таким образом потребители могут сформировать широкое и разнообразное мнение о компании, ее продуктах, брендах. Представлены этапы формирования узнаваемости бренда в социальных сетях с учетом современных требований к маркетинговой политики: определение целей и задач, анализ целевой аудитории, выбор онлайн-платформы, создание контент-плана и его реализация, оценка эффективности. Отмечается важность этапа сегментирования целевой аудитории, что позволят разрабатывать таргетированный и вовлекающий контент более эффективно. Для оценки результативности программы узнаваемости в социальных сетях рассмотрены группы метрик, позволяющих комплексно оценить: аудиторию, охват, активности и вовлеченность и конверсию. Социальные сети выступают способом вовлечения покупателей и каналом сбыта. Отмечены актуальные вызовы в контексте продвижения в социальных сетях - необходимость в снижении рекламного давления и ответственного потребления гаджетов.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Сысоева Татьяна Леонидовна, Жадько Евгения Александровна
Сохранить в закладках