Научный архив: статьи

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ И ПРОЕКТАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ "ЕДИНАЯ РОССИЯ" И "БЕЛАЯ РУСЬ" (2024)

Целью статьи является выявление сходств и различий в артикуляции программных положений и реализации проектных практик крупнейших политических партий государств-участников Союзного государства Беларуси и России, «Белой Руси» и «Единой России». Выявляется значение ролей исследуемых партий в контексте формирования направлений развития государственного управления и гражданского общества. Подчеркивается сближение контуров формальной организации партийных систем Российской Федерации и Республики Беларусь при условии сохранения специфических механизмов политического участия граждан, свойственных политическим системам государств. Делаются выводы о сходстве сущностных параллелей в постулируемых обеими партиями установках относительно приверженности пути суверенного и независимого развития государств с сохранением самобытности традиционных ценностей и основ культуры, открытости к конструктивному сотрудничеству по отношению к дружественно настроенным государствам, упрочнения информационного и технологического суверенитета. Анализ проектных практик партий позволил сделать выводы о наличии содержательных сходств и различий в рамках ряда проектов, направленных на коммуникацию государства и общества с целью укрепления предпосылок формирования гражданской патриотической идентичности. Особое внимание уделяется статусу анализируемых партий в общей структуре партийных систем России и Беларуси.

Издание: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Автор(ы): БАХЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, Вагапов Данат Рашитович, Ершова Валентина Геннадьевна
Сохранить в закладках
Социальная мобилизация: вызов или ресурс социально-политических изменений (2025)

Статья посвящена анализу феномена социальной мобилизации и его оценке как фактора поступательного развития государства. За основу берется концептуальный подход Г. Блумера, подразумевающий, что любая деятельность, направленная на поддержание общности, является социальной мобилизацией. Анализируется влияние на процессы социальной мобилизации новых технологий распространения информации и медиатизации политической жизни в государствах современного типа. Более подробно рассматриваются отдельные типы социальной мобилизации, выделенные авторами: институциональная, протестная, гибридная и спонтанная. Делается вывод о том, что российский опыт дает возможность предполагать особую роль мобилизации в жизни государства, отличную от европейских аналогов. Это связано с тем, что в современной России на протяжении многих лет пространство политической активности постепенно переходило под контроль государства, а после начала СВО в 2022 г. публичные гражданские инициативы групп, не подконтрольных чиновникам и неодобряемые государственной властью, оказались вне легального правового поля. В связи с этим, с одной стороны, мы наблюдаем патриотическую самоорганизацию вокруг добровольной помощи участникам боевых действий. С другой стороны, часть общества сосредоточена на решении частных, бытовых проблем, а ее участие в политической жизни страны трансформируется в некие ритуальные действия. Здесь социальная мобилизация приобретает специфические формы: спонтанные всплески, триггерами которых выступают неполитические поводы, вызывающие массовое возмущение (случаи жестокого обращения с животными или экологические бедствия и т. д.).

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Голосеева Анна Анатольевна, Хохлов Андрей Анатольевич
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ КАТЕГОРИИ «НАУЧНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ» КАК ОСНОВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (2025)

Введение: статья посвящена исследованию особенностей построения категории «научная общественность» в условиях проводимой государственной политики, направленной на совершенствование действующего законодательства о науке и научно-технологическом развитии современной России. Цель - изучить конституционно-правовую сущность категории «научная общественность» в современной науке и действующем законодательстве и выявить возможность закрепления особых правовых режимов, направленных на становление и развитие отечественной научной общественности.

Методологическая основа: общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, функциональный).

Результаты: определены роль категории «научная общественность» в структуре современного гражданского общества и значение формирования изучаемой категории для отечественного научно-технологического развития, предложены подходы, способствующие развитию научного общества.

Выводы: обоснована необходимость продолжения широкой научной и общественной дискуссии, направленной на обоснование необходимой трансформации нормативно-правовой регламентации отечественной науки и научно-технологического развития в аспекте построения самостоятельной категории «научная общественность».

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
Выпуск: № 2 (163) (2025)
Автор(ы): ШИНДИНА АННА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ПРАВОВОЕ СОТВОРЧЕСТВО ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РАКУРСЕ ОБЩИХТЕНДЕНЦИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ) (2025)

Введение: в современных условиях актуализируются проблемы взаимодействия публичной власти и гражданского общества ввиду интенсивного развития цифровых инструментов правовой коммуникации. Цель - исследовать правовое сотворчество публичной власти и общества в контексте современных цифровых тенденций.

Методологическая основа: диалектическая логика, социологический метод, системный подход, в частности структурно-функциональный анализ, информационный, формально-юридический и другие методы исследования.

Результаты: раскрыта связь современных цифровых технологий и правового сотворчества публичной власти общества, выражающаяся в интенсификации данных процессов и предоставлении дополнительных правосотворческих возможностей гражданам посредством работы специальных цифровых платформ и сайтов, обеспечивающих данное взаимодействие.

Выводы: обозначены некоторые тенденции, связанные с влиянием цифровизации на процессы правового сотворчества власти и гражданского общества. Указывается, что, несмотря на положительное влияние цифровизации на развитие правового сотворчества, имеются риски и проблемы, связанные с излишней автоматизацией, механизацией данных процессов.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
Выпуск: № 2 (163) (2025)
Автор(ы): САМОРОДОВ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА ГОСУДАРСТВОМ (2025)

Введение: в условиях стремительного развития современных обществ и усложнения социальных, политических и правовых процессов становится очевидной необходимость углубленного изучения механизмов обеспечения правопорядка. Государственные структуры вынуждены адаптироваться к постоянно возникающим вызовам, связанным с усилением динамики общественных процессов, выходящими за рамки традиционных способов управления угрозами безопасности. На фоне этих изменений системный подход приобретает особое значение для оценки и совершенствования структуры правоохранительной системы. Исследование проблемы охраны правопорядка посредством концептуальных и методологических инноваций позволяет выработать рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования правового механизма в изменяющихся условиях. Цель - разработать концептуально обоснованную модель правоохранительной системы, способную интегрировать системный подход в изучение ее структуры и функциональных особенностей.

Методологическая основа: комплекс методов, сочетающих системный анализ с телеологическим подходом, что позволяет рассматривать явление правоохранительной системы в целом и выявлять целевые ориентиры ее функционирования.

Результаты: эффективность правоохранительной системы напрямую зависит от интеграции различных компонентов: государственных институтов, нормативной базы и механизмов участия гражданского общества. Исследование показало, что самостоятельная работа государственных органов не способна обеспечить максимально устойчивое состояние правопорядка, если не организовано конструктивное взаимодействие с неформальными институтами и социальной средой.

Выводы: правоохранительная система представляет собой сложное и многослойное образование, в котором важную роль играет интеграция разнообразных элементов, обеспечивающих охранительное воздействие на общественные отношения. Эффективное функционирование данной системы возможно только при сочетании государственных усилий с активным участием гражданского общества и использованием современного комплекса правовых средств.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
Выпуск: № 2 (163) (2025)
Автор(ы): ДОМНИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
Сохранить в закладках
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА (2025)

Введение: актуальность темы исследования определяется современным этапом развития российской государственности и формированием конституционного государства. Цель - провести анализ содержащихся в Конституции РФ правовых гарантий российского конституционализма, таких как «конституционализм», «конституционное государство», «конституционный строй».

Методологическая основа: анализ, логический, историко-правовой, формально-юридический методы исследования.

Результаты: представлено в обобщенном и систематизированном виде разнообразие мнений по поводу понятия и сущности конституционализма, дано авторское определение данной категории конституционного права, раскрыты основные условия и правовые гарантии российского конституционализма.

Выводы: созданы и получили свое закрепление в отрасли конституционного права необходимые правовые механизмы для защиты российского конституционализма. Стабильность Конституции РФ, закрепленные в ней принципы справедливости, равенства, свободы личности, приоритет прав человека, народовластие, самоограничение государственной власти стали одними из правовых гарантий конституционализма. Масштабные поправки в Конституцию РФ 2020 г. не нарушили систему конституционных ценностей и идеалов, которые были заложены в ее первоначальном тексте, и никак не повлияли на ее стабильность как Основного Закона государства.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
Выпуск: № 1 (162) (2025)
Автор(ы): ГОШУЛЯК ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках
Особенности проявления и регулирования низовой гражданской активности в Ярославской области (2025)

Статья посвящена анализу особенностей регулирования и развития низовой гражданской активности в Ярославской области. Новые практики низового участия расширяют возможности инициативных граждан, позволяя им объединяться и взаимодействовать друг с другом. В статье анализируется регулирование низовой гражданской активности, определяются основные акторы низовых гражданских инициатив и их мотивы. Отмечается, что цели и мотивы у гражданских активистов довольно дифференцированы: некоторые пытаются решить конкретную проблему для улучшения жизни общества, а другие видят в гражданском активизме возможность самореализоваться. В статье выявляются особенности и отличительные черты развития низовой гражданской активности в Ярославской области по сравнению с другими субъекта Российской Федерации. В работе подчеркивается важность выстраивания диалога между властными структурами и участниками низового гражданского активизма для более эффективного решения общественно-политических проблем. Экспертами дается оценка деятельности объединений территориального общественного самоуправления как формы низовой гражданской активности. Делается вывод о слабой вовлеченности жителей в их деятельность. Результаты исследования демонстрируют, что в Ярославской области сильный кооперативный механизм взаимодействия, предусматривающий объединения в союзы и коалиции для решения конкретных проблем.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Фролов Александр Альбертович, Исаева Елена Александровна, Цветкова Виктория Ю.
Сохранить в закладках
ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ ПЕРЕД ЛИЦОМ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ: КОНТУРЫ БУДУЩЕГО (2025)

В статье осуществляется среднесрочное прогнозирование будущего профсоюзов России с учетом актуальных политических и социально-экономических тенденций. Авторы приходят к выводу, что в обозримой перспективе объединения наемных работников традиционного типа не утратят своего привилегированного положения в системе социального партнерства. Они сохранят приверженность ценностно-идеологической позиции президента РФ и его национально ориентированному курсу на обеспечение суверенитета. Тенденция к централизации системы публичной власти рано или поздно экстраполируется на профсоюзы, заставив их повысить уровень внутренней исполнительской дисциплины и иерархической упорядоченности. Общее число членов профсоюзов будет плавно расти по мере постепенной деприватизации промышленных предприятий, однако проблема низкой мотивации профсоюзного членства не утратит своей актуальности даже в условиях расширения государственного сектора экономики.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Автор(ы): Фельдман Павел Яковлевич, Биктимиров Эмиль Ильдарович, Ефимов Игорь Александрович
Сохранить в закладках
Сущность и содержание конституционного принципа доверия (2025)

В статье исследуются содержательные и сущностные особенности конституционного принципа доверия. Анализируются сложившееся в научной литературе позиции и мнения о правовом и социальном содержании принципа доверия, о категории «доверие» в законодательстве и правоприменительной практике. Сформулирован вывод об одностороннем подходе в понимании указанного принципа, как «принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства». Признавая особую важность этого аспекта данного принципа, автор считает, что содержание принципа взаимного доверия государства и общества включает четыре аспекта: доверие граждан к государству, органам публичной власти, их актам и действиям; доверие государства к гражданам, институтам гражданского общества, результатам их деятельности; доверие в системе публичной власти (во взаимоотношениях ветвей власти, органов, должностных лиц, иных субъектов публичного права); доверие во взаимодействии граждан, граждан и институтов гражданского общества. Совокупность этих четырех аспектов образует содержание конституционного принципа доверия, получившего текстуальное выражение как принцип «взаимного доверия государства и общества» (Конституция Российской Федерации ст. 75.1).

Издание: ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
Выпуск: № 3s (2025)
Автор(ы): Володина Светлана Вячеславовна
Сохранить в закладках
Институционализация памяти о политических репрессиях в современном российском обществе: сравнительный анализ деятельности государственных и общественных организаций (2025)

Статья исследует процесс институционализации памяти о сталинских политических репрессиях в постсоветской России, с акцентом на роль государственных и частных организаций в формировании исторического нарратива. Представлен сравнительный анализ деятельности государственных и общественных организаций в современном российском обществе. В работе рассмотрены теоретические концепции коллективной памяти М. Хальбвакса, Я. Ассмана и А. Ассман, а также политика памяти П. Нора. Особое внимание уделено динамичному процессу институционализации памяти, который включает как «проработку», так и «преодоление» прошлого. В контексте сталинских репрессий это выражается в создании музеев, мемориалов и исследовательских организаций, а также в формировании институциональной поддержки государственного нарратива о репрессиях. Основной акцент сделан на различиях между официальными и альтернативными институциями памяти, таких как Российское историческое общество и общественные организации, включая «Мемориал». Охарактеризованы ключевые особенности их деятельности, в том числе влияние государственной политики на научные исследования и общественные инициативы. Исследование основывается на междисциплинарном подходе, интегрирующем методы историографии, социологии памяти и критического дискурс-анализа. На этой базе исследуется типология организаций памяти и их роль в формировании коллективных представлений о репрессивном прошлом. По результатам проведённого анализа показано, как институционализация памяти о репрессиях стала важным инструментом формирования гражданской идентичности в условиях политической трансформации России. Выявлены механизмы коммеморации, роль социальных и политических институтов в сохранении исторической памяти и их влияние на общественное сознание. Установлено, что государственные организации ориентированы на трансляцию официальной интерпретации исторических событий, в то время как частные структуры стремятся к критическому переосмыслению репрессивного опыта и его инкорпорации в общественное сознание с целью превенции аналогичных явлений. Результаты исследования демонстрируют амбивалентность процесса институционализации памяти в условиях конкурирующих нарративов о советском прошлом и свидетельствуют о необходимости диалога между различными акторами политики памяти для формирования консенсусного представления о травматическом историческом опыте.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Константинов Михаил Сергеевич, Федосов Матвей Васильевич
Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. ОПЫТ АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (2025)

Введение. Концепция общественного контроля играет важную роль в привлечении граждан к управлению обществом, государством и реализации принципа народовластия. С момента создания концепции исследователи и законодатели уделяют пристальное внимание вопросам обеспечения информационной открытости и прозрачности власти и других объектов общественного контроля. В то же время исследований, посвященных оценке эффективности деятельности субъектов общественного контроля, крайне мало. В частности, недостаточно изучены такие аспекты, как доступность, прозрачность и полнота информации, представленной на сайтах субъектов общественного контроля. Это противоречие стало основой исследования, результаты которого представлены в статье.

Материалы и методы. Основными объектами анализа данного исследования выступили интернет-порталы, сайты, страницы субъектов общественного контроля Архангельской области. Применялись следующие методы исследования: контент-анализ - изучение содержания интернет-ресурсов (порталов, сайтов, страниц) субъектов общественного контроля Архангельской области по заданным критериям (актуальность информации, контактные данные, отчёты, планы работы и т. д.); сравнительный анализ - сопоставление доступности и полноты информации на разных ресурсах, выявление различий и закономерностей; метод экспертной оценки - определение степени информационной открытости субъектов общественного контроля на основе заранее сформулированных критериев (наличие информации, возможность обратной связи и т. д.). Результаты и выводы. В результате исследования был сделан вывод о том, что текущий уровень информационного наполнения сайтов субъектов общественного контроля в Архангельской области не сбалансирован. Лучше оформлены, содержат обязательную для размещения информацию и регулярно обновляются страницы и сайты общественной палаты Архангельской области, общественных советов при органах исполнительной власти. Страницы и сайты общественных советов органов местного самоуправления в некоторых случаях отсутствуют, действующие источники зачастую содержат устаревшую или неполную информацию. Обсуждение. Практическая значимость исследования заключается в выявлении и анализе факторов, влияющих на уровень информационной открытости субъектов общественного контроля. Результаты исследования могут быть полезны для органов власти и субъектов общественного контроля в Архангельской области для улучшения качества и доступности информации, что способствует повышению доверия граждан и улучшению вовлечённости в процессы общественного контроля. Полученные результаты подчеркивают необходимость развития стандартов информационной открытости, регламентирующих содержание и актуализацию данных на сайтах субъектов общественного контроля. Улучшение механизмов обратной связи и активное использование цифровых инструментов могут повысить эффективность общественного контроля и вовлеченность граждан в процессы принятия решений. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о понятии информационной открытости и ее роли в процессах общественного контроля. Работа помогает глубже понять, какие аспекты информационной доступности являются ключевыми для успешного взаимодействия между субъектами общественного контроля и гражданами. Результаты работы могут быть использованы для разработки новых подходов к анализу информационных потоков в контексте общественного контроля и взаимодействия государства с гражданами. Ограничением исследования является то, что анализ проводился только по открытым интернет-ресурсам, без учета внутренних механизмов взаимодействия с гражданами. Дальнейшие исследования могут включать проведение опросов среди участников общественного контроля и изучение реального уровня участия граждан в обсуждениях и мониторинге.

Издание: МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Выпуск: № 1 (50) (2025)
Автор(ы): Казаков Александр Петрович
Сохранить в закладках
Русская Православная Церковь, государство и гражданское общество: социально-политический аспект взаимодействия (2025)

Предметом исследования является взаимодействие между государственными органами Российской Федерации, институтами гражданского общества и Русской Православной Церковью (РПЦ) в основных социально-политических сферах в период 2014-2025 гг. Анализируется природа и функциональные особенности данного трехстороннего сотрудничества в современном российском контексте на примере трёх “ключевых событий” во внутренней и внешней политике России, таких как события «русской весны», пандемия COVID-19 и Специальная военная операция (СВО). Цель исследования заключается в определении приоритетных направлений и устойчивых моделей сотрудничества государственных структур, РПЦ и институтов гражданского общества. На основе выявленных закономерностей устанавливается значимость моделей подобного взаимодействия для сохранения стабильного функционирования общества и государства в условиях кризисов. В работе применяется исторический метод, метод системного анализа, метод качественного контент-анализа и дискурс-анализ. После рассмотрения различных практик церковно-государственного партнерства выделяется специфика текущего вектора его развития, обусловленного как исторической традицией («симфония Церкви и государства» в период Российской Империи; секулярный советский период; постсоветское религиозное возрождение), так и глобальной макроэкономической и геополитической ситуацией. Выделяются несколько «ключевых событий» во взаимоотношениях Церкви, государства и гражданского общества. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе взаимодействия РПЦ с государством и гражданским обществом на примере кризисов современности. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе деятельности РПЦ, как комплексного института, балансирующего между общественно-государственным запросом и внутренними интересами. Практическая ценность состоит в указании на наиболее важные аспекты взаимодействия РПЦ с государством, выделены как сильные стороны (внедрение православия в российскую общенациональную идентичность; социальное служение в период геополитической нестабильности), так и слабые (политизация религии; периодическое противостояние со светским гражданским обществом). По итогам анализа делается общий вывод о преимущественно положительном векторе этого взаимодействия.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 8 (2025)
Автор(ы): Син Андрей Леонидович
Сохранить в закладках