Цель исследования. Статья посвящена вопросу формирования жизненных стратегий молодежи столиц и провинций. Жизненные цели рассматриваются во взаимосвязи со смысложизненными установками, отраженными в представлениях о жизненном успехе, факторах их достижения, жизненных ценностях. Рассмотрен горизонт жизненного планирования, насыщенность и фокусировка жизненных планов молодежи столиц и провинций. Анализируется связь между представлениями молодежи о возможности достижения жизненных целей, с одной стороны, и социальными настроениями - с другой; влияние негативных самопрогнозов на формирование пессимистического эмоционального фона и критических оценок состояния дел в стране, негативного отношения к власти. Выводы. В статье показано, что молодежь столиц, по сравнению с молодежью провинций, более критична к внешнему контексту своей жизнедеятельности; на обстоятельства собственной жизни чаще смотрит через призму возможностей для развития. Она чаще ориентирована на самопозиционирование в «большом социуме» и влияние на него, в достижении целей демонстрирует активный субъектный подход. Она чаще уверена, что сможет добиться успеха, а сомнения в нем ухудшают эмоциональный фон, повышают критичность в отношении к происходящему в стране и к власти. Молодежь провинций более позитивно воспринимает общий контекст и обстоятельства собственной жизни, чаще ориентирована на цели, связанные с «малым социумом». Она более зависима от внешних обстоятельств, чаще готова к жизненному неуспеху, но это не вызывает у нее негатива по отношению к собственной жизни или к внешнему миру. Делается вывод о возможностях использования анализа жизненных стратегий в изучении специфики формирования социальных и общественно-политических настроений представителей разных групп молодежи. Эмпирическая база статьи - общероссийские опросы ФНИСЦ РАН.
Изучение жизненных ориентиров студенчества важно для понимания процессов, происходящих в сознании молодого поколения, формирующегося под воздействием разных факторов и субъектов. Цель исследования - определить особенности и динамику жизненных ориентаций студенческой молодежи на основе их ценностных и целевых приоритетов. Результаты исследования жизненных ориентаций студенческой молодежи и их динамики продемонстрировали смещение ценностных приоритетов в сторону ценностей индивидуализации, а также укрепление позиций ценностей адаптации. Ценности социализации, связанные с социальным взаимодействием, интеграцией в обществе, отошли на второй план. Выход на первый план ценностей индивидуализации, с одной стороны, означает стабилизацию социально-экономической ситуации в стране, когда молодежь может сместить фокус внимания с ценностей, обеспечивающих выживание, на ценности самосовершенствования и самоактуализации. С другой стороны, приоритет ценностей индивидуализации знаменует культурно-ценностную трансформацию российского общества, риска межпоколенческого ценностного разрыва. Анализ динамики гендерных различий ценностных ориентаций указывает на трансформацию гендерных ролей, смещение традиционного для мужчин фокуса с адаптации на индивидуализацию, а также возрастание роли женщин в поддержании адаптационных механизмов.
В статье представлен теоретико-методологический подход, направленный на изучение карьерных установок молодежи в контексте растущей неопределенности на рынке труда. В условиях быстро меняющегося социума у работников остается меньше возможностей рассчитывать на построение стабильной и долгосрочной карьеры в рамках одной компании. В современных концепциях карьеры делается акцент на усилении значимости различных форм трудовой мобильности, на изменении ценностных ориентаций работника и важности субъективного восприятия собственного профессионального пути. Можно говорить о формировании нового типа карьеры, свойственного информационному обществу. На основе анализа ряда вторичных данных автором предпринята попытка выяснить, как традиционный и новый типы карьерного развития проявляются среди российской молодежи. Выявлено, что ориентации молодых россиян в отношении своей карьеры имеют гибридный, смешанный характер. В целом молодежь ориентирована на построение организационной карьеры, при которой заработная плата выступает важнейшим фактором успеха. Вместе с тем некоторые молодые люди проявляют интерес к работе на себя, дистанционной занятости. Часть молодежи готова демонстрировать самонаправленность в ходе своего профессионального развития, менять организации при необходимости. Делается вывод, что изучение карьерных установок и ориентаций молодых людей должно учитывать сосуществование традиционного и нового типов карьеры.
В статье обосновывается необходимость общественного договора между государством и студенческой молодежью в изменившихся условиях (с 1917 г. до конца 20-х гг.), цели и условия каждой из сторон, примеры вынужденного принятия и последствия отказа. Приведена классификация советской учащейся молодежи, дана характеристика полярных студенческих миров, проявляющаяся как в мотивации получения высшего образования, так и во взаимоотношениях внутри дифференцированных групп.
Продемонстрированы экстремальные условия обучения в вузах первых лет советской власти и возможности погружения в процесс духовного производства. Рассмотрен факт принадлежности социальной группы студенчества к интеллигенции: показаны изменения, происшедшие вследствие трансформации системы высшего образования, итогом которой стало появление новой группы рабочей социалистической интеллигенции.
Учащаяся молодежь является активным субъектом в процессе формирования традиционных ценностей, от позиции которого во многом зависит результат работы. Цель — установление степени готовности молодежи к признанию значимости традиционных ценностей в развитии современного общества. Материалы и методы. В качестве метода получения эмпирических данных был выбран опрос в форме анкетирования. Опрос проводился в апреле–мае 2024 г. Участвовали 216 респондентов, что составляет около 20% генеральной совокупности. Применялась случайная выборка. Среди опрошенных юноши составляли 48,1%, девушки — 51,9%. Возраст респондентов от 18 до 23 лет. Результаты и обсуждение. Среди опрошенной молодежи имеют широкое распространение гуманистические представления. Выявлено признание важности материального благополучия. Ценность патриотизма в целом нуждается в повышении признания. Низкий уровень признания получили ценности исторической памяти и служения Отечеству. Высокую значимость в формировании патриотического сознания, по мнению молодежи, имеют факторы, напрямую связанные с благополучием граждан. Словесная манифестация религиозности подтверждается менее чем в трети ответов на вопросы о ценностном и практическом ее воплощении. Выводы. Формирование традиционных ценностей в молодежной среде является сложной педагогической задачей в силу специфики аудитории. Молодые люди осознают свои собственные представления и ценностные предпочтения, критично воспринимают деятельность, направленную на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Поэтому перед научно-педагогическим сообществом стоит задача поиска оптимальных форм такой работы с учетом специфики молодежной аудитории.
В статье раскрывается актуальность исследования социально-психологических проявлений оптимизма у студенческой молодежи приграничного региона. Приведены результаты эмпирического исследования социального и диспозиционного оптимизма, оптимизма и активности, образа будущего студентов заочной формы обучения, получающих педагогическое образование. Установлено, что для этой категории студентов характерны такие социально-психологические особенности, как преобладание позитивных ожиданий относительно будущего, психологический тип «Активные оптимисты».
В статье обозначена актуальность использования религиозных памятников в патриотическом воспитании обучающихся, проведен анализ имеющихся теоретических источников. Помимо теоретического изучения вопроса в работе рассмотрен практический опыт Российского православного университета святого Иоанна Богослова в реализации просветительского проекта «Памятники религиозной культуры в жизни современной молодежи».
В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования агентности пожилых и молодых групп населения. В исследовании мы рассматриваем, как отличаются особенности проявления агентности двух групп населения в рамках подхода к лечению, отношения к ограничительным мерам и отношения к возможностям современной медицины в преодолении новой коронавирусной инфекции. Целью статьи выступает выявление отличий в формировании подобной агентности у двух групп населения и определение ее особенностей. Эмпирической базой исследования послужили полуструктурированные интервью с молодыми и пожилыми жителями Санкт-Петербурга. Всего было собрано 20 интервью с молодыми и пожилыми информантами. В рамках сравнительного исследования источников авторы подчеркивают, что в формировании агентности пожилых и молодых людей наблюдаются отличия, а также отмечают, что различные повседневные сюжеты по-разному способствуют проявлению агентности у молодых и пожилых. Исследование позволило сделать вывод, что для молодых людей важным было формирование агентности независимо от пандемийных ограничений и обладание свободой, позволяющей им не соблюдать подобные ограничения. Во время лечения заболевания молодые люди старались следовать проверенным траекториям и не искать возможные альтернативные пути в лечении, также пренебрегали поиском способов сделать лечение более эффективным, в отличие от пожилых людей, которые проявляли бо́льшую конформную агентность в соблюдении ограничительных мер, но при этом старались контролировать свое лечение и максимально проявлять проактивную позицию. В статье нами выделены и существенные отличия в понимании общего контекста пандемии и возможностей ее преодоления посредством развития сферы медицины и технологий.
Актуальность темы обусловлена наличием в современной России разных вариантов и подходов к политическому просвещению молодых людей.
Цель данной статьи – изучить и выявить основных субъектов политического просвещения молодежи, показать их значение и базовые принципы деятельности.
Существование в России разных субъектов, осуществляющих политическое просвещение, с одной стороны, создает политическое знание с разными данными, фактами. С другой стороны, для современного общества, когда у него разные субъекты формируют политическое знание, становится очевидной проблема создания разрозненного политического знания, обладающего дихотомическим и разнонаправленными свойствами, которые не приводят к формированию устойчивого политического сознания. Особенно это становится проблемой для молодежи, когда она в силу своих опыта и умений может использовать современные технологии (в отличие от более старших поколений), имеет возможность получать не только политическое знание от официальных источников (от разного уровня образовательных учреждений или, например, от СМИ, которые так или иначе аффинированы с государством, и т. д.), но и от различных других субъектов (например, от блогеров). Таким образом, у молодежи может формироваться иное, отличное от официальных источников, политическое знание, что способствует развитию неустойчивой ценностной системы молодежи.
Статья посвящена обзору исследований эволюции взаимодействия государства и молодежных организаций в России с периода распада Советского Союза по настоящее время. В рамках анализа развития молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными движениями выделено несколько подходов к классификации молодежных организаций. Эти классификации отражают цели, формы деятельности, степень вовлеченности организаций в политическую жизнь, а также их отношения с государственными структурами, как с точки зрения государственной идеологии, так и в плане сотрудничества между государством и современными объединениями молодежи. В статье представлены ключевые этапы трансформации молодежной политики на территории современной Российской Федерации: от периода стихийного формирования независимых молодежных объединений в 1990-е гг. до централизованного управления и усиления государственного контроля в 2020-е гг. В статье представлены результаты нескольких социологических исследований по проблеме постоянно изменяющейся системы взаимоотношений государства с участниками современных молодежных организаций на уровне города, региона и страны. Описаны риски и перспективы в области взаимодействия органов государственной власти с молодежными организациями. Проанализированы возможные варианты взаимодействия государства с современными молодежными организациями. Подчеркивается важность эволюционных изменений взаимоотношений государства и молодежных организаций в период современных внутриполитических и внешнеполитических преобразований, как с целью снижения социального напряжения в обществе, так и для формирования продуктивной и долгосрочной государственной молодежной политики. Дана оценка положению и роли молодежных организаций в современном российском обществе.
Жизненные шансы представляют собой многогранный феномен, представляюший собой вариативный набор возможностей и лишений в определенном соотношении и охватывающий четыре основных домена общественной жизни, содержание которых может определять положение человека в социальной иерархии. В статье представлены результаты теоретико-методологического осмысления исследований жизненных шансов россиян, а также актуализируется значимость применения особых подходов для правильной интерпретации первичных данных, получаемых в ходе опроса жителей столичного мегаполиса на предмет субъективной удовлетворенности объективными жизненными условиями. Объект - молодежь Большой Москвы, предмет - особенности жизненных шансов жителей Москвы как мегаполиса гетеротопного типа. Цель статьи - определить особенности жизненных условий и рисков молодых жителей Москвы как современной гетеротопии для последующего сбора эмпирическмх данных о наборе жизненных возможностей и деприваций. Результаты исследования: Данными для анализа послужили отечественные и зарубежные научные публикации, а также отечественные исследования общественного мнения молодежи. Несмотря на неравенство шансов в провинциях и столицах с течением времени, жизненные условия россиян, независимо от места проживания, выравниваются. В мегаполисах сохраняются значительные преимущества, такие как доступ к лучшим образовательным и медицинским учреждениям, но также присутствуют уникальные риски и депривации, такие как социальное отчуждение и экологические проблемы, которые делают проживание в них менее привлекательным. Уникальность Большой Москвы как гетеротопного мегалополиса, характеризующегося высоким уровнем культурного и социального разнообразия, сложными связями и технологической развитостью, подчеркивает важность изучения жизненных шансов в контексте особой социальной среды, в которой субъективные оценки удовлетворенности могут идти вразрез с объективно установленными возможностями и лишениями, изучение чего позволит добиться более глубокого понимания городских процессов и их влияния на социальное неравенство.
В статье автор анализирует ряд информационных каналов таких сервисов, как Telegram и YouTube, ориентированных на Республику Дагестан, деятельность которых направлена на разжигание межнациональной и межконфессиональной розни, сепаратистских и националистических настроений. Целью таких информационных каналов является формирование негативного образа России и образа колонизированных народов Дагестана.