Статья посвящена исследованию политической культуры молодых россиян через призму их участия в ротационных кампаниях. Затрагиваются понятия «политическая культура», «электоральные процессы», «гражданская ответственность», «коллективное мнение». Актуальность данной исследовательской тематики находит свое выражение в высокой степени важности изучения ценностно-категориального аппарата лиц возрастной категории, только получающей избирательный голос и входящей в статус единицы электората, т. е. гражданина, способного изъявлять собственную политическую волю для ретранслирования индивидуальных запросов и осуществления влияния на политический и социально-экономический курс страны. Объектная сфера представляется в изучении феномена политической культуры молодых граждан Российской Федерации, предметная — рассмотрении акта участия в мероприятиях политического толка как компонента детерминации политической культуры. Поставленная цель заявляется в выявлении особенностей политической культуры россиян конкретной социальной категории в плоскости их участия в электоральных процессах и акцентуации факторов, оказывающих давление на уровень политической активности и отношение к выборным циклам. Среди задач авторы выделили обзор и последующий анализ концептуальных дефиниций, связанных с электоральными процессами, а также политической культурой, установление взаимосвязей и предикторов отношения к культуре участия (таких, как доверие к институтам власти, роль цифровых технологий, а также историко-культурные особенности российской политической социализации) и проведение социологического опроса для обобщения электоральных тенденций в среде молодых граждан. Методологическим ядром работы является политико-культурный подход, используемый метод — опрос в форме анкетирования. На основе опроса, проведенного среди студентов и старшеклассников Москвы (выборка: 131 респондент), были выявлены определенные тенденции в отношении молодежи к выборам, происходящим на разных уровнях. Результаты показывают, что, несмотря на высокий уровень декларируемой готовности участвовать в выборах, сохраняется значительный процент культуры неучастия, связанный с низкой информированностью о политических событиях внутри страны, наличии кандидатур, механизмах работы государственного аппарата и недоверием к политическим партиям. Результаты исследования можно использовать для повышения гражданской активности. Собранные данные и разработанные рекомендации помогут политикам и общественным организациям привлекать больше людей к участию в политической жизни.
В статье анализируются цифровые механизмы обращения граждан Российской Федерации в органы власти и местного самоуправления. Автор устанавливает, что степень распространения электронных государственных услуг обусловлена региональной спецификой. Отдельный акцент делается на соответствии цифровизации государственного сектора национальным целям развития Российской Федерации до 2030 года.
В статье анализируется российский опыт использования цифровых технологий в партийном строительстве. Установлено, что, несмотря на недостаточную степень эффективности создания цифровых партий с нуля, цифровые технологии активно внедряются в деятельность российских партий на систематическом уровне. Отдельный акцент производится на опыте цифровизации политической партии «Единая Россия».
В статье анализируются тенденции и особенности трансформации политического представительства в Российской Федерации в условиях процесса цифровизации, распространившегося на политическую сферу. Автор отмечает, что проникновение в деятельность политических партий и парламентариев цифровых технологий способствует повышению эффективности их работы и коммуникации с потенциальным электоратом, и отдельное внимание уделяет вопросу интернет-активности политических партий и политических деятелей.
Цель. Выявить на конкретном примере особенности репрезентации современных государств в публичных телеграм-каналах в контексте актуальной политической повестки в условиях Специальной военной операции России на Украине.
Процедура и методы. Исследование базируется на комбинации психологического, культурологического и коммуникативного подходов; используются методики содержательного и контекстуального анализа.
Результаты. Установлено, что системная и концептуально продуманная подача материала в телеграм-канале как источнике информации способствует формированию в сознании аудитории ассоциативного ряда по отношению к акторам мирового политического процесса, имеет идеологическую окраску и выполняет задачи просветительского характера.
Теоретическая и / или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в изучении и исследовании технологий формирования образа современных государств, а также в деятельности специалистов-практиков в области политической агитации и пропаганды.
Цель. Обосновать правомерность идентификации проекта SHAMAN как феномена массовой культуры в современной России посредством анализа его творческого компонента в виде песен, видеоклипов и концептуально продуманных концертных программ в сочетании с окружающим новостным фоном в виде возникающих информационных поводов, прямо или косвенно связанных с процессом его продвижения.
Процедура и методы. Концептуальным ядром исследования является коммуникативный подход, в рамках которого в силу специфики предмета анализа приоритетный интерес представляет направление символического интеракционизма. В качестве непосредственных методов выступают структурно-семиотический анализ и традиционный анализ документов.
Результаты. Установлено, что ретрансляция патриотического контента в сочетании с активной медийной поддержкой являются экзистенциальными характеристиками проекта SHAMAN, регулирующими его жизненный цикл в условиях выполнения социализирующей функции в период Специальной военной операции России на Украине.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в изучении и исследовании PR-технологий, а также в деятельности специалистов-практиков в области политической пропаганды.
Цель. Установить основания для цивилизационного выбора России между Востоком и Западом, исторически обусловленные религиозно-политическим контекстом.
Процедура и методы. Исследование базируется на историческом, ценностно-целевом, витальном, нормативном, текстологическом, сравнительном и культурологическом приёмах анализа. Основными источниками являются русские летописи и зарубежные памятники письменности, содержащие сведения об истории Древней Руси.
Результаты. С учётом исследовательского контекста установлены факты, свидетельствующие о религиозно-политической близости Руси и мусульманского Востока.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты проведённого исследования инициируют дискуссию об этноязыковом значения слова «немцы», семантика которого в Древней Руси после принятия православия подверглась трансформации.