РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ) (2024)

В статье обсуждается проблема повышения качества подготовки инженерных кадров. Ее актуальность определяется важностью усиления роли университетов в обеспечении технологического суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в условиях санкционного давления. Представлены подходы Воронежского государственного университета инженерных технологий к модернизации инженерного образования в рамках реализации проекта «Прогрессивные инженерные школы», описываются основные направления деятельности таких школ в тесном взаимодействии с индустриальными партнерами университета, обозначены планируемые результаты по подготовке инженерной элиты для пищевой и химической промышленности России и Воронежской области.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Репников Николай Иванович
Сохранить в закладках
Инвестиционная безопасность и технологическая суверенность: экосистемный подход к поиску баланса (2025)

Статья посвящена изучению феномена инвестиционной безопасности во взаимосвязи с достижением технологического суверенитета в условиях значительного изменения экономических отношений в мире. Признание отказа от радикальной глобализационной политики как представителями бизнеса, так и политиками требует обновления государственных стратегий, нацеленных на достижение технологической независимости. Введение новых мер защиты суверенитета (от тарифных политик США до контроля над прямыми инвестициями в Европейском союзе, от стратегии самодостаточности КНР до контроля над цепями поставок Японии) также нуждается в теоретическом осмыслении. Отказ от стратегий глобального потребления доступных технологий в силу нарастающей зависимости от иностранных субъектов заставляет задумываться о национальных ресурсах. Автор показал, что, несмотря на разнообразие подходов к национальным моделям безопасности (включая безопасность инвестиций), остаётся незыблемым утверждение, что изменения опираются на инвестиционный потенциал. Для понимания угроз суверенитету, возникающих в новой реальности, необходимо ответить на следующий исследовательский вопрос: опора на какие теоретические конструкции и методологические решения в условиях обновления политик меркантилизма и протекционизма позволит достичь технологического суверенитета, сохраняя при этом контроль над инвестициями. В данном исследовании в качестве теоретико-методологической базы использованы не только сложившиеся подходы в сфере экономической безопасности, но и авторские наработки в области теории экосистем. Применение экосистемного подхода позволит достичь баланса между стремлением к технологическому суверенитету и потребностью в притоке инвестиций на уровне конкретных государственных мер. На примерах США, Евросоюза, Японии и Китая в работе показано, что в зависимости от заявленных целей и состояния экономики для поиска баланса между мерами по соблюдению технологического суверенитета и финансированием таких мер на практике используются разные приёмы. Высказано предположение о том, что в изменившихся условиях экспортно-сырьевая модель может оказаться привлекательнее, чем в период нараставшего глобализма, и имеющей право на рассмотрение при соблюдении целевого контроля над распределением доходов от продаж ресурсов. Экосистемный взгляд позволяет расширить систему показателей инвестиционной безопасности путём согласования целей государств, бизнеса и общества на пути к достижению технологической независимости.

Издание: ВЕСТНИК МГИМО-УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 18, № 4 (2025)
Автор(ы): Степнов Игорь Михайлович
Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЭЛЕМЕНТ ГЛОБАЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ (2025)

В данной статье исследуется роль технологий искусственного интеллекта (ИИ) в международной конкуренции в условиях формирующегося многополярного миропорядка. Авторы анализируют перечень игроков мировой политики, обладающих преимуществами в сфере ИИ, а также затрагивают вопросы санкционного давления и технологического суверенитета, уделяя внимание рассмотрению политических рисков внедрения технологий ИИ, включающих в себя проблемы приватности пользовательских данных, информационных манипуляций и вмешательства транснациональных корпораций в политическую жизнь.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Бочанов Максим Александрович, Ситдиков Федор Алиевич
Сохранить в закладках
Возможные направления совершенствования правовых механизмов использования зарубежных объектов патентной охраны в целях интенсификации импортозамещения (2025)

В условиях необходимости интенсификации импортозамещения инновационной продукции, в первую очередь в социально значимых сферах, особую роль приобретает возможность правомерного применения российскими организациями не используемых или недостаточно используемых в Российской Федерации зарубежных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов без согласия патентообладателей с извещением их и выплатой вознаграждения в установленном законодательством порядке. Однако в российских нормативных актах недостаточно конкретизированы необходимые для этого правовые механизмы. Особого внимания заслуживает необходимость существенной модернизации правового инструментария использования по решению российского Правительства объектов патентной охраны без согласия патентообладателей в интересах национальной безопасности (ст. 1360 ГК РФ). По результатам комплексного анализа отечественного и зарубежного опыта правового регулирования патентных правоотношений, а также с учетом международных обязательств Российской Федерации были разработаны предложения по модернизации данной правовой нормы с целью интенсификации процессов импортозамещения. Так, предложено ввести модель, при которой формируются перечни не используемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, после публикации которых любые заинтересованные российские организации, соответствующие общим установленным критериям, смогут подать заявки об использовании включенных в них результатов интеллектуальной деятельности. Данная модель представляется более эффективной и оптимальной для решения стоящих перед Россией задач по комплексному и широкомасштабному импортозамещению с целью решения задач по обеспечению национального технологического суверенитета.

Издание: LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)
Выпуск: Том 78, № 6 (2025)
Автор(ы): Латынцев Александр Викторович
Сохранить в закладках
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ В АГРОБИЗНЕСЕ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЗАИМОВЫГОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ РЫНКА (2024)

В статье обозначены направления развития цифровых платформенных решений для агропромышленного комплекса России. На основе анализа академической литературы показаны преимущества и проблемы платформенных решений для агробизнеса, подчеркнута возможность создания баланса интересов производителей разных масштабов, включая фермеров и других малых и средних предприятий, занятых в цепочках создания стоимости на рынке сельскохозяйственной продукции. Представлен кейс цифровой платформы GrainChain, которая позволяет игрокам рынка зерна и масличных культур находить контрагентов для взаимовыгодных сделок, оптимизировать решения по закупкам, сокращать запасы и накладные расходы, получать аналитику в режиме реального времени и другие сопутствующие услуги, включая финансовые решения, что в итоге обеспечивает снижение рисков и рост денежного потока. Сделан вывод о перспективности такого рода платформы не только на уровне отдельной страны, но и в рамках международного взаимодействия - в частности, для взаимодействия различных групп физических и юридических лиц, интересы которых связаны с сектором сельскохозяйственного производства в странах БРИКС, заинтересованных в интенсификации кооперативных связей в агробизнесе.

Издание: КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ
Выпуск: Т. 9 № 4 (2024)
Автор(ы): Шерешева Марина Юрьевна, Беляев Артем Александрович
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ЗЕРНОВОЙ БИРЖЕ БРИКС: РОЛЬ РОССИЙСКИХ ПЛАТФОРМЕННЫХ B2B-ТЕХНОЛОГИЙ (2025)

В статье обозначены возможности и направления использования российских цифровых платформенных решений для развития и становления Зерновой биржи БРИКС. На основе анализа академической литературы рассмотрены особенности биржевой торговли сельхозпродукцией и связанные с ними опасности превращения биржи в площадку для хеджирования ценовых рисков и финансовых спекуляций, где баланс спроса и предложения на физический товар не определяет движение цен. Выдвинуты предложения по использованию российских платформенных B2B-технологий для создания баланса интересов различных форм хозяйствования в АПК. Соответствующие возможности проиллюстрированы на примере действующих технологий цифровой платформы GrainChain, разработанных для рынка зерна и масличных культур. Представлена возможная технологическая основа для реализации зерновой биржи БРИКС. Сделан вывод, что поддерживаемый российской технологией цифровой канал торговли для агробизнеса способен обеспечивать прозрачность управления взаимодействием с контрагентами из стран БРИКС. Более плотное взаимодействие биржи и платформенных решений в области B2B-торговли позволит увеличить число участников торговли в цифровом пространстве и ускорит процесс формирования ценовых индексов, основанных на репрезентативной выборке.

Издание: КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ
Выпуск: Т. 10 № 2 (2025)
Автор(ы): Шерешева Марина Юрьевна, Беляев Артем Александрович
Сохранить в закладках
Протекционистский вектор промышленной политики в условиях меняющегося миропорядка (2025)

Исследуется новый глобальный тренд экономического развития – курс на самодостаточную промышленную политику. Выявлены причины и особенности перехода к самодостаточной промышленной политике в условиях геополитической фрагментации мировой экономики и усиления конкуренции между крупными экономическими странами за глобальное технологическое лидерство. К такому курсу страны вынуждает рост неопределенности и непредсказуемости современного экономического развития, неприемлемый для долгосрочных инвестиций. Показано, что протекционистская политика и санкции оказали серьезное влияние на мировую торговлю, став драйвером переориентации торговых потоков глобальных экономических лидеров – США и Китая. Однако такая ситуация еще больше обострится в связи с эскалацией торговых войн, начатой с резкого повышения импортных тарифов США для более 180 стран в апреле 2025 г., вызвавшей жесткий ответ Китая. Это может вызвать разрушение сложившихся цепочек стоимости и глобальную рецессию мировой экономики, которая значительно увеличит издержки самодостаточной промышленной политики из-за роста производственных затрат, распыления и неэффективного использования финансовых и материальных ресурсов, ускорения инфляции, снижения технологического уровня производства и качества выпускаемых товаров. Сделан вывод о том, что тренд на национальную автономию и самодостаточную промышленную политику в условиях меняющегося миропорядка может оказаться сверхсложной задачей не только для главных игроков, но и для многих других участников глобальной экономики.

Издание: КОНТУРЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Выпуск: Том 18, №2 (2025)
Автор(ы): Хейфец Борис Аронович, Чернова Вероника Юрьевна
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПОЛИТИКА (2024)

Цель статьи - исследование трудового потенциала России как стратегического фактора развития страны в целях повышения эффективности его использования. Основные задачи: 1) проанализировать состояние и динамику трудового потенциала; 2) оценить соответствие трудового потенциала текущим и перспективным условиям развития России; 3) предложить перспективный подход к трансформации трудового потенциала страны. Проблема рассматривается в контексте актуальной политической повестки дня, связанной с обеспечением экономической и социально-политической безопасности, технологического и экономического суверенитета России. Анализ показывает, что, несмотря на определенные усилия со стороны государства, негативные процессы в социально-трудовой сфере по-прежнему доминируют и даже усиливаются. Возрастает дефицит трудовых ресурсов, обостряется проблема их качества и несбалансированности в отраслевом и региональном распределении, усиливается кадровый дисбаланc на уровне компаний и предприятий. Это обусловливает необходимость перехода к новой модели социально-экономической политики на основе человекоцентричности, охватывающей все сферы деятельности, связанные с воспроизводством трудового потенциала, рассмотрение его в качестве главного источника богатства и укрепления страны с акцентом на массовой подготовке высококвалифицированного персонала (прежде всего для технологически передовых сфер деятельности). Определены базовые условия реализации такой политики, которая также предполагает приоритет и усиление горизонтальных взаимодействий заинтересованных акторов. Это позволило бы минимизировать издержки, характерные для иерархической традиционной модели политического управления, на основе более сбалансированных и комплексных политических решений, затрагивающих разные уровни и стороны проблемы роста трудового потенциала России.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 19 № 3 (2024)
Автор(ы): Люблинский Виктор Викторович, Макушина Лариса Викторовна
Сохранить в закладках
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ (2025)

Цель статьи - представить системный и разноплановый анализ государственной промышленной политики для разработки эффективной стратегии преодоления технологического и индустриального отставания современной России. Областью исследования выступают государственное управление и отраслевые политики. Предмет исследования - содержательная сторона концептов промышленной политики, дающих основания для её коррекции с учётом возможностей и ресурсов, находящихся в распоряжении федерального центра и регионов Российской Федерации. Результаты исследования. Авторами представлен политологический анализ основных концептов промышленной политики, включая промышленную систему, дефиниции государства и государственного управления отраслями и сферами, категории деиндустриализации и промышленной разрухи, определения технологического суверенитета и национальной безопасности страны, а также механизмы и инструменты доминантной отраслевой политики. Констатируется понимание органами власти и управления императива технологического суверенитета, а также принятие к настоящему моменту комплекса мер по реиндустриализации и новой индустриализации в стране. Подчёркивается настоятельная потребность для органов публичной власти, совместно с научным и экспертным сообществом, в прогнозировании рисков и угроз развития промышленного комплекса, а также необходимость выбрать оптимальные стратегии его устойчивого и сбалансированного роста. В статье также концептуализирован кластер научных понятий и категорий, связанных с промышленной политикой. Это дает основания и методологическую базу для выработки оптимального алгоритма реализации государственной политики РФ в промышленном комплексе на федеральном и региональном уровнях с расчетом на достижение национального технологического суверенитета.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 20 № 1 (97) (2025)
Автор(ы): Огнева Валентиновна Васильевна, Любкина Ольга Романовна
Сохранить в закладках
Проблемы правового регулирования реализации основных направлений научно-технологического развития России (2025)

Предметом исследования выступает механизм правового регулирования процессов реализации национальных программ в сфере научно-технологического развития Российской Федерации. В работе проведен анализ теоретико-правовых основ данного института; рассмотрены целевые направления развития правового регулирования, указанные в Национальных проектах и иных документах, регулирующих достижение национальных целей развития; проанализировано текущее состояние и соответствие имеющихся правовых механизмов поставленным приоритетам; выявлены недостатки и коллизии в сфере регулирования научно-технологического развития; предложены меры по совершенствованию его нормативного регулирования и организационно-правовых форм практической реализации положений документов стратегического планирования. Особое внимание уделяется тому, что в документах, содержащих основополагающие принципы государственной политики в этой области, уделено недостаточно внимания правовому регулированию, в основном заявляются цели и задачи, а также планируемые к достижению результаты. Обосновывается необходимость дополнить и расширить вопросы регулирования направлений технологического развития как вновь принятыми нормативными правовыми актами, так и внесением изменений в уже имеющиеся. Для проведения исследования использовалась методология, включающая аналитический обзор документов стратегического планирования, нормативной правовой базы, проектов нормативных правовых актов и научной литературы по предмету исследования, обобщение и систематизация данных, формирование предложений по разрешению выявленных проблем. Результаты исследования показали недостаточность имеющейся правовой базы для эффективной реализации мер по достижению научно-технологического развития. Так не выработаны основные критерии и перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, для достижения приоритетных направлений научно-технологического развития. Правовые нормы, которые обусловливают конкретные шаги по реализации основных направлений научно-технологического развития Российской Федерации на текущем этапе реализации Национальных проектов, находятся в стадии становления, что соответствует критериям, которые указаны в основополагающих документах. Новизна исследования заключается в выявлении и обосновании потенциала механизма правового регулирования в сфере научно-технологического развития. Предлагаются конкретные пути улучшения правового регулирования по каждому из семи направлений научно-технологического развития. В частности предлагаются изменения в Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и рекомендации по созданию технологического кодекса.

Издание: ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Остроушко Александр Владимирович
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ: ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ И ОТРАСЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ (2024)

Значительный углеводородный сырьевой потенциал на арктических территориях и сложные технологические решения по его освоению диктуют необходимость решения неординарных организационно-управленческих и технических задач стратегического характера. Существуют экономические сложности, связанные с добычей нефти и газа на месторождениях Арктики и, в особенности, при разработке морских объектов. В статье акцентируется внимание на отраслевых стратегиях развития нефтегазового комплекса, которые должны быть сбалансированы с региональными и корпоративными стратегиями. Отраслевые стратегии развития нефтегазового комплекса Арктики детализируют конкретный комплекс мероприятий, всецело отражающих технологические и экономические возможности отечественных компаний, особенно важно оценить достижимость стратегических целей в части освоения морских ресурсов. Целью настоящего исследования является обобщение стратегических проблем освоения углеводородных ресурсов Арктики с определением вариантов стратегий развития отраслевых нефтегазовых комплексов. Методология исследования базируется на методах стратегического управления. В рамках решения стратегических проблем и задач целесо образно применять различные сценарии с использованием методов стратегических альтернатив, и, в частности, матричных методов. Матричные методы позволяют использовать результаты анализа и предлагают конкретные альтернативы, которые могут быть положены в основу стратегического выбора при разработке отраслевых стратегий нефтегазового комплекса. Научные результаты исследования определяются обобщением проблем освоения арктического углеводородного потенциала и выработкой вариантов альтернативных стратегий по решению технологических и эколого-ориентированных стратегических задач. В статье представлены стратегические проблемы освоения нефтегазовых месторождений Арктики. Выделены ключевые экономические, организационные, технологические, социальные, экологические и геополитические проблемы. Технологические стратегии во многом зависят от рынков и политики технологического суверенитета. Использование внутренних рынков или обращение к внешним рынкам представляется важным стратегическим выбором, поскольку определяется уровень инвестиционных затрат - собственные разработки или покупка технологий на открытых рынках. Для развития прорывных технологий в морскую добычу углеводородов можно полагаться на внутренний рынок технологий, разрабатывая новые технические решения и цифровые системы. Эколого-ориентированные стратегии базируются на критериях устойчивости и эффективности с приоритетностью экономической или социально-экологических аспектов. Выявлено, что «зеленые» стратегии могут иметь место, однако для развития нефтегазовых промышленных комплексов важно соблюдать баланс между развитием производства и экологической безопасностью.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 5 (185) (2024)
Автор(ы): Казанин Алексей Геннадьевич
Сохранить в закладках
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК НОВЫЙ ИСТОЧНИК ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (2024)

В новых политических и экономических реалиях ключевыми задачами для России являются сохранение тенденций устойчивого развития всех регионов, обеспечение бесперебойного функционирования экономических механизмов, повышение технологического суверенитета страны. Решение этих задач требует обеспечения ресурсами, в том числе, инвестиционными. Сокращение инвестиционных возможностей на европейских рынках приводит к необходимости компенсации и поиска новых инвестиционных источников на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Это обуславливает расширение и обновление инструментов привлечения инвестиций. В статье авторами проведен анализ опыта регионов Дальнего Востока России по использованию территорий опережающего развития для привлечения иностранных инвестиций. Выделены конкурентные преимущества пяти площадок в дальневосточных регионах, определенных правительством под создание международных территорий опережающего развития. Также дана характеристика институциональных основ, названы особенности модели международных территорий опережающего развития, обоснована необходимость, определены условия реализации законодательной инициативы Правительства Российской Федерации по созданию нового формата преференциального режима. Авторы полагают, что его институализация будет способствовать наращиванию объемов инвестиций в отрасли с высокой добавленной стоимостью, расширению производства высокотехнологичной продукции, что позволит усилить технологическое лидерство страны. Авторами сделан вывод о закономерности и объективности тенденций по расширению инструментов привлечения инвестиций в экономику регионов и страны в целом.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 5 (185) (2024)
Автор(ы): Маслюк Наталья Альбертовна, Медведева Надежда Васильевна
Сохранить в закладках