АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ КАК ВОЙНЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (2024)

Военная антропология как отдельная научная дисциплина в отечественной науке сформировалась в 2000 г. С тех пор она развивалась, дополнялась новыми знаниями, однако вызовы гибридной войны поставили перед исследователями новые задачи, которые подвигли научное сообщество сформировать новое направление военной антропологии, антропологию гибридной войны. Войны нового поколения - гибридные войны - характеризуются отсутствием четких и даже условных границ между состоянием войны и состоянием мира, когда человек находится в неопределенной позиции, а антропология войны существенно усложняется. Цель исследования - рассмотреть место и роль человека в гибридной войне современности. В работе были использованы исторический подход, а также методы систематизации и концептуализации. В настоящее время понятие «война» и подходы к его изучению меняются, по этой причине целесообразно говорить о новой философии войны. При этом роль человека по сравнению с ролью техники (оружия) в новых войнах стала первичной. Сознание и подсознание человека становятся главными мишенями в новых войнах. Именно поэтому человеку необходимо не только найти свое место в доминирующей гибридной реальности, но и защититься от ее возрастающих вызовов и угроз. Ввиду важности вопросов, изучаемых в настоящем исследовании, полученные результаты имеют научно-прикладную значимость, а перспективность дальнейшего рассмотрения и осмысления данной проблематики объясняется прогрессирующим усложнением и совершенствованием гибридной войны и необходимостью поиска способов противодействия ее проявлениям с целью защиты человека.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (152) (2024)
Автор(ы): КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ КАК ВОЙНЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (2024)

Военная антропология как отдельная научная дисциплина в отечественной науке сформировалась в 2000 г. С тех пор она развивалась, дополнялась новыми знаниями, однако вызовы гибридной войны поставили перед исследователями новые задачи, которые подвигли научное сообщество сформировать новое направление военной антропологии, антропологию гибридной войны. Войны нового поколения - гибридные войны - характеризуются отсутствием четких и даже условных границ между состоянием войны и состоянием мира, когда человек находится в неопределенной позиции, а антропология войны существенно усложняется. Цель исследования - рассмотреть место и роль человека в гибридной войне современности. В работе были использованы исторический подход, а также методы систематизации и концептуализации. В настоящее время понятие «война» и подходы к его изучению меняются, по этой причине целесообразно говорить о новой философии войны. При этом роль человека по сравнению с ролью техники (оружия) в новых войнах стала первичной. Сознание и подсознание человека становятся главными мишенями в новых войнах. Именно поэтому человеку необходимо не только найти свое место в доминирующей гибридной реальности, но и защититься от ее возрастающих вызовов и угроз. Ввиду важности вопросов, изучаемых в настоящем исследовании, полученные результаты имеют научно-прикладную значимость, а перспективность дальнейшего рассмотрения и осмысления данной проблематики объясняется прогрессирующим усложнением и совершенствованием гибридной войны и необходимостью поиска способов противодействия ее проявлениям с целью защиты человека.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (152) (2024)
Автор(ы): КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ТЕХНОЛОГИЙ ВОЙНЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (2024)

Введение. В статье рассматриваются гуманитарные технологии гибридных войн (войн нового поколения). Физическое насилие в условиях их активизации заменяется насилием нефизическим с использованием принуждения, побуждения, понуждения и манипуляций. Поэтому особую актуальность приобретает осмысление не только самого феномена гибридных войн, но и активно применяемых в них гуманитарных технологий. Цель исследования - раскрыть гуманитарные технологии как ведущую силу войн нового поколения. Методология и источники. В качестве основных методов в исследовании были использованы систематизация, категоризация, интерпретация понятий и системный анализ. Работа опирается на исследования И. Ю. Алексеевой, В. Г. Кокоулина, Б. В. Маркова и некоторых других авторов, посвященные гуманитарным технологиям войны нового поколения. Результаты и обсуждение. Технологии гибридной войны носят смешанный характер, однако при этом в последние годы становится очевидным тяготение акторов глобального противостояния к гуманитарным технологиям современной войны. На первом этапе проводимого исследования был рассмотрен феномен гибридной войны, дано его определение, раскрыты его сущность и потенциал. Гибридная война - это реализованная стратегия управляемого хаоса. На втором этапе рассмотрены различные технологии гибридных войн, наиболее перспективными из которых являются гуманитарные технологии. Дано определение таких технологий, раскрыты их субъекты и объекты, а также их цель. Третий этап исследования посвящен рассмотрению конкретных примеров гуманитарных технологий, среди которых создание дипфейков, распространение дезинформации и ряд других. Заключение. В последние несколько лет гуманитарные технологии войны нового поколения нашли свою нишу в условиях противостояния исторических противников, при этом политические цели такого противостояния остались прежними. Однако объект воздействия изменился, им стал человек.

Издание: ДИСКУРС
Выпуск: Т. 10 № 4 (2024)
Автор(ы): КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
НОВЫЕ ВОЙНЫ КАК ФАКТОР ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (2024)

В настоящем исследовании рассматриваются различные основания трансформации культурных ценностей, как естественные, так и искусственные. Войны нового типа (гибридные) представлены в качестве одного из основополагающих факторов переосмысления и изменения культурных ценностей в настоящее время.

Изучается изменчивость культурных ценностей в эпоху глобальных трансформаций и способы их воплощения. При этом отмечается, что войны нового поколения оказывают непосредственное влияние на изменение культурных ценностей, задавая тем самым отрицательное направление этому процессу.

Таким образом, войны нового поколения, вмешиваясь в естественные процессы трансформации культурных ценностей, задают им отрицательную динамику и действуют разрушительно на их носителей.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Автор(ы): КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА РОССИИ (2024)

В статье исследуется взаимосвязь таких категорий, как национальный менталитет и культура. Основной акцент делается на поиске культурных аспектов защиты национального менталитета российского государства.

Ключевым способом такой защиты является обеспечение преемственности поколений с помощью сохранения культурных традиций, обычаев, языка, религиозных ценностей, истории, произведений искусства и литературы.

При этом в статье подчеркивается, что защита национального менталитета не должна строиться на зацикленности или перегибах, приводящих к изоляционизму и агрессивному национализму. Для современной России становится актуальным ориентация на собственные культурно-ментальные особенности в условиях усиливающейся глобализации.

При этом их рациональное сочетание позволит нашей стране удерживать статус мировой державы, сохраняя собственную уникальность и уважая права других участников международных отношений.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Автор(ы): КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ, ИЛИ: КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ СОЦИУМА (2024)

Актуальность обращения к проблеме этнокультурной идентичности обусловлена необходимостью осмысления оснований жизненных смыслов, традиционных ценностей в эпоху стремительного распространения цифровых технологий, которые затронули практически все сферы человеческого бытия.

Целью представленного исследования является попытка осмысления явления этнокультурной идентичности в рамках психодинамического направления. Наряду с явными преимуществами, открывающимися перед человечеством в результате цифровизации социума, всё более очевидным становится и наличие определённых рисков, связанных с изменением мира жизненной культуры человека, формированием новой системы ценностей, детерминирующих мировоззрение, сознание, жизнедеятельность человека.

Зависимость молодёжи от цифровых технологий, распространяющих в том числе информацию, лишённую культурных, духовно-нравственных смыслов, не может не вызывать беспокойство и тревогу. Автор выделяет противоречие, связанное с данным вопросом: между традиционными формами взаимоотношений и обрушившейся информационной лавиной. Вот почему необходимо рассмотреть проблему этнокультурной идентичности, связанную с пониманием духовно-нравственных ценностей и основ смыслов жизни и традиций.

Методологическую основу данного исследования составляют концепции известных ученых (Фрейд; Юнг; Фромм; Мнацаканян; Игошева; Комас-Диас, Якобсен; Фахрутдинова и др.). Автор принимает во внимание значение психодинамического направления Зигмунда Фрейда как своеобразного подхода к проблемам этнокультурной идентичности. Подробно описаны теоретические подходы к исследованию проблемы этнокультурной идентичности в контексте психодинамического направления.

Обращение к своим истокам, к корням поможет сохранить саму природу человека, его идентичность, духовные основы его существования. Этнокультурная идентичность рассматривается в рамках психодинамического направления с позиций единства культурного мира человека с этнокультурой, традицией, системой, как процесс и результат освоения ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм её выражения (согласно Фрейду и Юнгу), а также через призму осознания человеком того, что он является частью общей культуры и общности как целостной структуры, занимая в ней определённое положение, и обретя тем самым ощущение безопасности и стабильности (согласно Фромму).

Как отмечено автором, этнокультурная идентичность - это результат осознания человеком его объективных отношений с миром. Будучи осознанными, эти связи вплетаются в концепцию личности, в общую систему ценностных ориентаций и жизненных смыслов человека.

Автор приходит к заключению, что под этнокультурной идентичностью подразумевают самоидентификацию и самоопределение человека, осознание своей принадлежности к этнической общности, осознание значимости культурного наследия. В целом, это результат осознания человеком своей этнической культуры, в основе которого лежат средства эмоционально-психического воздействия на личность, сознание, инстинкты, чувства, восприятия и ощущения.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Автор(ы): КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (2024)

Работа посвящена рассмотрению национальной идентичности, которая в условиях глобализации находится на этапе трансформации и переживает глубокий кризис. В исследовании применяется философско-антропологический подход, а также экзистенциальный. С их помощью раскрывается сущность и значение национальной идентичности в процессе осмысления человеком и нацией своего места в мире и поиска пути дальнейшего развития. Обретение и утрата идентичности рассматриваются как неотъемлемые элементы глобализационного процесса XXI века, в котором перед каждой нацией встает выбор о самоопределении (сохранении идентичности) либо самоуничтожении (отказе от идентичности).

Издание: ABYSS (ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ)
Выпуск: №3 (2024)
Автор(ы): КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
ЯЗЫК И МЕНТАЛИТЕТ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ (2024)

Исследование рассматривает взаимодействие менталитета и языка в современных условиях, подчеркивая их роль в защите уникальных черт наций в контексте глобализации. Авторы применяют комплексный научный подход, включая историко-антропологический и феноменологический методы, для анализа основных характеристик обоих феноменов и обозначения их совместного влияния. Работа исследует этнос и нацию как различные стадии исторического развития гомогенных сообществ, акцентируя внимание на менталитете и языке как неотъемлемых идентификационных элементах такого развития. Она призывает к актуализации изучения и защите отличительных характеристик культур народов для предотвращения их унификации и способствует дальнейшему научному осмыслению данной проблематики.

Издание: ABYSS (ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ)
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): БОРЗОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА, КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках