Научный архив: статьи

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ЦЕН КАК ФАКТОР ДИНАМИКИ И СТАБИЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (2025)

Среди множества факторов и условий, оказывающих влияние на состояние и динамику цен, слабо исследованных до последнего времени, остается феномен пространственных различий. Последние обуславливают перелив капитала, технологий, рабочей силы, товаров между отраслями и видами деятельности и, в конечном счете, приводят к стабилизации цен. Хотя в отдельных случаях эти же различия выступают основой динамических флуктуаций на траектории цены и развития отраслей. До последнего времени вопрос пространственных различий в ценах (а также происходящее выравнивание) рассматривался как причина ресурсных различий (концентрации различных ресурсов на региональных рынках), в соответствии с чем решался путем целенаправленных (как в директивных экономиках) или же спонтанных/конъюнктурных (как в рыночных) вливаний ресурсов в регионы с высокими ценами. А с другой стороны, государство и другие институциональные акторы целенаправленно осуществляли вливание ресурсов в территории с низкими ценами, чтобы «оживить» хозяйственную жизнь в последних. Однако ближайшее рассмотрение указывает на то, что так называемое выравнивание (следовательно, и движение) цен происходит задолго до того, как начинается движение товаро-материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Речь идет об ожиданиях и «оглядке на соседей». Последние создают специфическое состояние психологии экономических агентов, стимулирующее их идти на разного рода риски, и тем самым «разогревает» рыночную конъюнктуру. Выявлению данного феномена в динамике цены агропродовольственных товаров посвящено настоящее исследование.

Издание: ИЗВЕСТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В. М. КОКОВА
Выпуск: № 1 (47) (2025)
Автор(ы): Дугужева Натэлла Мугарибовна, Энеева Мадина Николаевна, Рахаев Хадис Магомедович
Сохранить в закладках
Базис и базисное ценообразование на зерновые и масличные культуры в условиях сельскохозяйственного рынка (2024)

В статье анализируется перспектива развития базисного ценообразования на российском рынке сельскохозяйственных культур. В мировой практике сельскохозяйственного рынка для трейдеров существуют два фактора, которые, в итоге, являются определяющими для конечной цены на товар, - это биржевая котировка и базис. Производится анализ феномена базиса на мировом рынке и возможность его адаптации к отечественным реалиям. Ставится вопрос о возможности применения индекса на пшеницу Национальной товарной биржи Группы Московской биржи в качестве биржевой котировки в формуле расчета базиса для российского рынка.

Издание: БАЛТИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: №2 (46) (2024)
Автор(ы): Мнацаканян Альберт Гургенович, Панарина Дарья Сергеевна
Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКОВ В РОССИИ (2025)

В рыночной экономике особое внимание уделяется монополии, которая является особенным правом на производство и реализацию продукции. При этом процессы на рыночном пространстве происходят по желанию предприятия-монополиста.

Методами исследования послужили совокупность общенаучных методов: анализа и синтеза, абстрагирования, логического подхода, экспертных оценок, прогнозирования, инструменты финансового анализа и статистики, нормативно-методическая документация, сравнительно-эмпирические данные и т. п.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с монополизацией отечественных рынков, когда поведение экономических агентов приводит к захвату рынка и им начинает принадлежать огромная часть общего объема реализации продукции, где они устанавливают более выгодные им цены, чем остальные участники рыночных отношений. Рассмотрены направления оптимизации пропорций реализации продукции с учетом того, что на монополизированном рынке функционируют малые и средние предприятия.

Авторами подчеркивается, что для паритетного функционирования на монополизированном рынке необходима активность со стороны малого и среднего предпринимательства для увеличения усилий по производству и реализации продукции связанных с инновационными характеристиками и свойствами.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Выпуск: № 1 (45) (2025)
Автор(ы): ВОРОТИЛИН АРТЁМ ВАДИМОВИЧ, КАЗАНКИНА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА, КУБЛИН ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ, ЕРЕМЕЕВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках
О СПЕЦИФИКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2025)

В статье рассмотрены теоретические аспекты и особенности ценообразования рекреационных предприятий в связи с трансформационными процессами, происходящими в системе цен Российской Федерации: изучены факторы, влияющие на механизм ценообразования, а также основные этапы и методы ценообразования рекреационных услуг. Представлены пути оптимизации системы ценообразования на услуги предприятий рекреационной сферы.

Издание: ГЕОПОЛИТИКА И ЭКОГЕОДИНАМИКА РЕГИОНОВ
Выпуск: Т. 11 № 1 (2025)
Автор(ы): ГАЙСАРОВА А. А., Штофер Геннадий Аркадьевич
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ СУЩЕСТВУЮЩИХ СХЕМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКИ (2024)

В статье проанализированы изменения, произошедшие в продуктовом ритейле в Уральском регионе в связи с тем, что после введения санкций и закрытия границ для международной торговли все сферы экономики стали переориентировать свои логистические цепочки с западного направления на восточное. Проведен анализ удорожания продуктов питания наиболее известных брендов, рассмотрены варианты снижения себестоимости продукта компаниями - производителями для нивелирования рисков потери покупательной способности и снижения спроса на свою продукцию. К ним можно отнести снижение веса конечного продукта, уменьшение жирности продукта, в статье приведены конкретные примеры применения таких уловок. Торговые сети также в конкурентной борьбе за своего потребителя прибегают к разнообразным уловкам: введение в ассортиментную матрицу более дешевых продуктов для создания ощущения, что цены не поднимались, в частности это касается расширение линейки продуктов с заменителем молочного жира; продажа товаров по желтым ценникам, что делает товар доступным и привлекательным на полке в любое время. В связи с уходом многих иностранных компаний с российского рынка, прекращением или удорожанием перевозок из-за границ, федеральные сети в уральском регионе своевременно переключились с импортных продуктов на местных локальных производителей. В статье приведены примеры замены импортных поставщиков на местных и проанализировано изменение доли продаж импортных и местных поставщиков - производителей.

Издание: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МИРОВОЙ НАУКИ
Выпуск: № 7 (2024)
Автор(ы): Царегородцева Светлана Ростиславовна, Позднякова Валерия Олеговна
Сохранить в закладках
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАРКЕТПЛЕЙСОВ В РОССИИ (2024)

В статье рассмотрены спорные вопросы правового регулирования маркетплейсов, в частности, по возврату товара, установлению скидок, разрабатываемые самими торговыми площадками в силу нормы закона, а также анализируется публичный договор в контексте дистанционной торговли. Авторы приходят к выводу, что еще не изжиты полностью неправильное толкование норм закона при разных способах покупки товара, а индивидуальное регулирование не всегда прозрачно; последнее приводит к умалению прав потребителей, что снижает полезный эффект от дистанционной продажи товара.

Издание: ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ. ПРАВО
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): БЛИНОВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА, УТЕМОВА КРИСТИНА ЕВГЕНЬЕВНА
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (2024)

В статье рассматривается процесс внедрения бенчмаркинга в работу туристского предприятия. Даётся трактовка данной категории, её отличие от термина «бенчмаркетинг». Предлагается список зарубежных и российских авторов, занимающихся данной проблемой. Рассматриваются типы бенчмаркинга, которые могут применяться в туристской деятельности. В процессе внедрения бенчмаркинга предлагается учитывать определённые особенности, характерные для туристской отрасли: нельзя сравнивать предприятия из разных по турпотоку регионов, занимающихся различными видами туризма, имеющих разную целевую аудиторию. В методиках указывается различное количество этапов, с помощью которых можно провести бенчмаркинговый анализ туристского предприятия. В статье указаны четыре и семь этапов, которыми можно воспользоваться при внедрении бенчмаркинга в туристское предприятие. На примере конкретной туристской фирмы проведён бенчмаркинговый анализ, выявлена определённая проблема и фирма эталон на данном рынке. Предложены рекомендации по усовершенствованию работы турфирмы и приближение её параметров к фирме-эталону.

Издание: СЕРВИС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выпуск: Т. 18 № 2 (111) (2024)
Автор(ы): КАЛАБКИНА Ирина Михайловна, ЗАВЬЯЛОВА Дарья Дмитриевна
Сохранить в закладках
ДИНАМИКА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОРРЕЛЯЦИИ ЦЕН НА ОВОЩИ И ФРУКТЫ (2023)

В работе проводится пространственный анализ дневных цен 6 видов плодо-овощной продукции в 81 регионе России за период с 1 января 2019 г. по 31 марта 2022 г. Исследуемый набор сформирован Федеральной налоговой службой по данным фискальных регистраторов, содержит до 95 332 наблюдения по каждому виду плодоовощной продукции. На обозначенном массиве данных исследуется наличие пространственной корреляции цен и темпов их роста, путем оценки глобального индекса Морана и локальных индексов Морана, в дневной, недельной и месячной динамике. Наличие цикличных изменений в пространственной корреляции цен анализировалось с помощью коррелограммы и оценивалось специальными тестами. Анализ показал, что уровень агрегации данных (в виде дневных, недельных или месячных значений) оказывает влияние на возможности интерпретации полученных результатов. Скорость пространственного изменения цен на региональном уровне, как правило, превышает один день. При этом в отдельные периоды она может значимо регистрироваться в рамках недели и показывать синхронность изменения цен на месячных данных. Сравнение значений глобального индекса Морана показало, что пространственная корреляция цен имеет свои особенности для каждого из рассмотренных видов товаров. Наиболее стабильные пространственные связи отмечаются по картофелю. Для данной группы выделены сезонные и недельные циклы пространственной корреляции цен, определяемые сезонным колебанием цен. Полученные результаты представляют интерес для широкого круга лиц, занимающихся вопросами пространственных измерений и проблемами межрегионального взаимодействия, а также макроэкономическими проблемами ценообразования.

Издание: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Выпуск: Том 19 № 2 (2023)
Автор(ы): Тимирьянова Венера Маратовна, Лакман Ирина Александровна, Красносельская Дина Хадимовна, Столь Анна Викторовна
Сохранить в закладках
ВОЗМОЖНО ЛИ ПОНИЖЕНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ? (2024)

В статье анализируется возможность снижения общего уровня потребительских цен в российской экономике. В качестве теоретической основы для анализа динамики уровня цен выбрана трудовая теория стоимости. Показано, что трудовая субстанция продукта общественного производства проявляется не только в его стоимости, но и трудоёмкости. Отмечено, что единство трудоёмкости и стоимости обусловливает однонаправленность изменения их уровней. Выявлена причина расчёта трудоёмкости с использованием преимущественно величины живого труда. Показано, что динамика отношения объёма живого труда к величине продукта общественного производства соответствует направлению изменения общей трудоёмкости этого продукта. Обосновано, что о векторе изменения стоимости продукта общественного производства можно судить по динамике затрат живого труда на его создание. С учётом того, что цена - денежная форма стоимости, показана способность динамики трудоёмкости продукта общественного производства отражать объективно возможную направленность изменения общего уровня цен. Предложено использовать для расчёта интегральной трудоёмкости сумму отраслевых добавленных стоимостей, созданных в секторах с преобладанием производительного труда. Приведены данные за период с 2005 года по 2019 год, свидетельствующие о снижении трудоёмкости продукта общественного производства в целом и его секторов, производящих потребительские товары и услуги. Показано, что вопреки снижению трудоёмкости продукции данных секторов, а, значит, и её стоимости, общий уровень потребительских цен имеет тенденцию к росту. Сделан вывод, что возможность понижения общего уровня потребительских цен в российской экономике остаётся формальной (абстрактной), то есть требующей выполнения дополнительных условий для своей реализации.


Издание: УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Выпуск: Т. 20 № 1 (2024)
Автор(ы): Золотов Александр Владимирович, Золотов Сергей Александрович, Лядова Елена Владимировна
Сохранить в закладках
ОБОСНОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ НА ОСНОВЕ МАРКСИСТСКОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДХОДА (2024)

В статье делается попытка изложить обоснование марксистской версии трудовой теории стоимости. Это обоснование опирается на развитую Марксом методологию подхода к процессу производства как к общественному процессу, в котором одновременно производятся материальные условия существования человека и сам человек в его общественных отношениях. Автор выдвигает идею, что стоимость товара определяется необходимостью воспроизводства человека (производителя) специфического типа, присущего товарному производству - частного человека(частного товаропроизводителя). Не возмещая затраты своего труда, затраченного на производство товара, такой человек не может обеспечить ни свое существование, ни продолжение процесса производства, как условие своего существования. С этой позиции подвергается критике обоснование цены товара исходя из теории предельной полезности. Утверждается, что на цену товара могут влиять различные факторы, в том числе и субъективная оценка полезности товара, однако устойчивой основой цены является стоимость товара, определяемая затратами труда.

Издание: ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Колганов Андрей Иванович
Сохранить в закладках
ПОЗИЦИЯ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ СЕРЕБРА (2022)

Статья посвящена анализу позиции России на мировом рынке серебра. Ретроспективный анализ позволил констатировать снижение позиции России в мировой добыче серебра и стабильное ее положение в предложении переработанного серебра. Корреляционный анализ позволил установить, что взаимосвязь предложения российского серебра и цены на Лондонской бирже имеет средний уровень тесноты связи, как и образование излишка или дефицита серебра на рынке. Объем предложения добытого российского серебра и баланс мирового рынка характеризуются обратной связью, т.е. при их росте цена серебра падает. В то же время, объем предложения на мировом рынке российского переработанного серебра характеризуется прямой связью. Обозначено наличие влияния России на мировой рынок серебра. Дальнейшее развитие позиции России на мировом рынке серебра будет определяться показателями макроэкономической стабилизации и успешности разрешения энергетического кризиса на фоне общей геополитической нестабильности.

Издание: ПЕРВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 8 (326) (2022)
Автор(ы): Кадыргулов Руслан Радифович
Сохранить в закладках
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ (2021)

Статья посвящена рассмотрению вопроса ценообразования в сфере государственных и муниципальных услуг. Тема ценообразования в сфере естественных монополий считается одной из самых распространенных, так как от ее влияния напрямую зависит жизнь и благосостояние общества. Особенно можно выделить Россию, где законодательная база совсем не совершенна и довольно нестабильно социально-экономическое состояние. Для построения стабильной экономики и обеспечения высокого уровня жизни в государстве следует принимать во внимание фактор ценообразования естественных монополий.

Проведен анализ действующих цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства по Чеченской Республике за 2018-2020 гг., анализ тарифов на электрическую энергию и газ на 2018-2020 гг. также по Чеченской Республике. В настоящем исследовании определены проблемы государственного регулирования субъектов естественных монополий в области ценообразования, механизмов их функционирования.

Издание: ПЕРВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 10 (316) (2021)
Автор(ы): Магомадова Мадина Мовсаровна
Сохранить в закладках