Введение. Развитие лидерских качеств и социальной активности студентов является ключевым направлением работы с молодежью в современных вузах. Для успешной реализации этой задачи важно вовлекать студентов в разнообразные формы деятельности внутри образовательного пространства университета, способствующие личностному росту и профессиональному становлению каждого учащегося. Особое значение в воспитании лидерства среди молодежи приобретает физкультурно-спортивная активность, влияющая не только на физическое и психологическое состояние, но и на социальное развитие личности, в том числе формирование ее лидерских качеств. Целью исследования является определение потенциала физкультурно-спортивной деятельности для формирования лидерских качеств студентов университета.
Материалы и методы: теоретический и сравнительный анализ, тестирование, педагогический эксперимент и метод математико-статистической обработки полученных данных с использованием U-критерия Манна - Уитни. Результаты исследования, обсуждения. Авторы статьи раскрывают сущность физкультурно-спортивной деятельности и подчеркивают ее важность для развития личности современного студента, включая формирование его лидерских качеств. В работе проведен сравнительный анализ различных теоретических подходов к пониманию природы лидерства, а также уточнены специфические аспекты его формирования в рамках командных видов спорта. Авторы выделяют лидерские качества, которые развиваются у студентов вузов благодаря занятиям командными видами спорта, и определяют ключевые факторы, способствующие этому процессу. Эмпирическая часть исследования включает диагностику уровня сформированности лидерских качеств студентов, что позволяет выявить связь между участием в командной физкультурно-спортивной деятельности и развитием лидерских способностей. В заключении авторы делают вывод о значимости занятий физкультурой и спортом для формирования лидерских качеств у студентов, а также указывают на уникальные черты лидерства в командных видах спорта, подтверждая гипотезу о положительном влиянии такой деятельности на уровень развитости лидерских качеств у студентов, участвующих в командных спортивных соревнованиях.
Введение. Значимую роль в развитии непрерывного профессионального образования педагогов играет научно-методическое сопровождение педагогических работников как комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности. Цель исследования - выявить и обосновать организационно-педагогические условия, способствующие эффективному управлению развитием региональной системы дополнительного профессионального образования педагогов.
Материалы и методы: теоретический анализ, обобщение, моделирование, SWOT-анализ, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки. Результаты исследования, обсуждения. Выявлены, научно обоснованы и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования: создание единого информационно-образовательного пространства научно-методического сопровождения педагогов средствами механизмов сетевого взаимодействия; проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих развитие профессионального мастерства педагогических работников с учетом социально-экономических характеристик региона и регионального образовательного пространства; выявление, систематизация, отбор и распространение эффективных региональных практик наставничества; системная оценка результативности научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного образования. З аключение. Эффективность выявленных организационно-педагогических условий в процессе реализации модели научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования были подтверждены результатами проведенного нами педагогического эксперимента. В экспериментальной части исследования приняли участие 2178 педагогов из 249 образовательных организаций Республики Марий Эл. Показатель абсолютного прироста педагогических работников, получивших адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, составил 5 %, обеспеченных персональным сопровождением в процессе повышения квалификации и педагогического мастерства при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, - 100 %, молодых педагогов, вовлеченных в различные формы поддержки и сопровождения, от общего числа молодых педагогов - 98,5 %. Положительная динамика отмечена по всем показателям организации повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ.
Введение. Современный мир требует от человека готовности быстро адаптироваться к новым условиям, использовать творческий подход к решению нестандартных задач. В этом контексте особое значение приобретает ориентация образовательного процесса на формирование личности, способной к анализу нестандартных ситуаций, критическому мышлению, самостоятельному решению проблем, работе в команде. Цель исследования - обосновать и апробировать структуру и содержание мониторинга управления процессом формирования исследовательских компетенций младших школьников инструментами ТРИЗ.
Материалы и методы: теоретический анализ, обобщение опыта, анкетирование, тестирование, методики для выявления уровня сформированности отдельных компонентов исследовательских компетенций младших школьников. Результаты исследования, обсуждения. Авторами раскрыта сущность мониторинга управления процессом формирования исследовательских компетенций младших школьников инструментами ТРИЗ. Определены и апробированы критерии оценки эффективности управленческой деятельности педагога при формировании исследовательских компетенций младших школьников инструментами ТРИЗ (полнота разработанных нормативных и локальных правовых документов, обеспечивающих управление; степень разработанности методического обеспечения и материально-технической базы для реализации ТРИЗ-технологий; уровень готовности педагогов к формированию исследовательских компетенций младших школьников средствами ТРИЗ; сформированность исследовательских компетенций младших школьников; организация информационного сопровождения управленческой деятельности), конкретизированы показатели каждого из критериев. В ходе исследования проведена диагностика сформированности исследовательских компетенций младших школьников, участвующих в деятельности школьных ТРИЗ-лабораторий, по трем компонентам (когнитивный, интеллектуально-творческий, мотивационно-личностный), определено дальнейшее направление экспериментальной работы.