Статья посвящена изучению публикационной активности университетов в субъектах Российской Федерации. Исследование основано на данных проекта OpenAlex, который предоставляет открытый и свободный доступ к информации о научных публикациях. В процессе анализа были использованы методы главных компонент и кластеризации по методу k-средних. В результате выделены три кластера регионов, существенно различающиеся по уровню и динамике публикационной активности высших учебных заведений. Проведённое исследование подчёркивает значительную неоднородность регионов России в плане развития научных систем и предлагает рекомендации для разработки дифференцированного подхода к поддержке и стимулированию научных исследований на федеральном и региональном уровнях. Представленная работа также выявляет ограничения, связанные с особенностями используемого источника данных, и намечает перспективы дальнейших исследований в области анализа публикационной активности.
Данное исследование посвящено оценке взаимосвязи устойчивости нормативной базы инноваций и инновационной активности в российских регионах. Рассматривались четыре элемента нормативной базы, в том числе наличие стратегии инновационного развития в регионе; наличие в схеме территориального планирования выделенных территорий приоритетного развития инновационной деятельности; наличие специализированного законодательного акта, определяющего основные принципы, направления и меры государственной поддержки инновационной деятельности в регионе; наличие специализированной программы или комплекса мер государственной поддержки развития инноваций. С учётом стратегического и комплексного характера современной инновационной политики для каждого из перечисленных элементов был рассчитан показатель устойчивости. Регрессионный анализ показал статистически значимую взаимосвязь части показателей устойчивости с затратами на инновационную деятельность организаций в регионе. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и приоритизации направлений инновационной политики в регионах Российской Федерации. Принятие на субнациональном уровне рассмотренных в работе типов нормативно-правовых актов повысит устойчивость нормативной базы инновационной деятельности, что в соответствии с результатами расчётов может способствовать увеличению объёма инновационной продукции в регионе