Научный архив: статьи

Концепт «миссионерское поле»: эволюция подходов и опыт детализации (на примере современной Бурятии) (2025)

В статье представлены результаты междисциплинарного анализа концепта «миссионерское поле» с использованием богословского, исторического и социологического подходов. Показано постепенное развитие понятия от его натуралистического образа к трактовке поля как пространства осуществления духовных процессов. Со второй половины XIX в. в литературе, посвященной опыту миссионерского служения в различных регионах, в том числе в Забайкалье, все чаще употреблялось выражение «поле миссионерской деятельности», а проводимый в то время анализ миссии предвосхитил современные подходы к составлению карт миссионерского поля регионов. В отчетах дореволюционных миссионеров содержатся описание географии местности, этнографические данные, история религиозных институций, обозначены проблемы православной миссии в контексте специфики региона. В настоящее время историко-культурные и социологические аспекты исследования регионов - та пограничная область, где сходятся интересы светской науки и миссиологии. Концепт «миссионерское поле» пересекается с понятием «религиозная ситуация», которое является одним из центральных в современном религиоведении. Можно сказать, что миссионерское поле - это религиозная ситуация, воспринятая с позиций пастырской ответственности на данной конкретной территории. В статье с использованием обозначенных теоретических подходов дан анализ миссионерского поля современной Бурятии. В качестве эмпирической базы были использованы статистические данные, результаты социологических опросов населения Бурятии, а также экспертного опроса, проведенного с помощью серии полустандартизированных интервью. Данные экспертного опроса позволили выявить общие и отличительные особенности миссионерского поля Бурятии в сравнении с миссионерским полем ряда других азиатских и европейских регионов. Сделан вывод о том, что миссионерское поле Бурятии является перспективным, хотя оно неравномерно освоено и осложнено влиянием многовековых традиций поликонфессиональности.

Издание: ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: № 2 (54), Том 17 (2025)
Автор(ы): Алексеева Мария Сергеевна, ВАСИЛЬЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
РЕЛИГИЯ И МОЛОДЁЖЬ: РАДИКАЛЬНЫЕ ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОСТМОДЕРНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ) (2023)

В статье рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию религиозности, сложившиеся как в западной социологии, так и в отечественной. В качестве базиса социологического исследования уровня и глубины религиозности современной молодежи была использована трёхстадийная модель. На первой стадии при реализации данной модели был выявлен сдвиг в сторону значительного увеличения числа равнодушных к религии, неверующих и воинствующих атеистов среди представителей поколения Z. Преобладает выбор двух самых массовых для Бурятии конфессий, православия и буддизма. Соотношение конфессионального выбора /его отсутствия с обозначенной мировоззренческой позицией показывает непоследовательность и эклектичность представлений молодежи. На втором этапе были рас-смотрены данные о соотношении религиозной, конфессиональной самоидентификации и реальной культовой практики на примере двух параметров: соблюдение религиозных праздников и участие в религиозных обрядах. Данные опроса показали, что число не соблюдающих религиозные праздники меньше, чем число неверующих и атеистов, однако многие отмечают их без религиозной мотивации. Около половины всех опрошенных, вне зависимости от уровня подготовки, не участвуют ни в каких обрядах. Очень противоречивые суждения в целом у молодежи о роли религии в современном обществе. На третьем этапе исследования в целях выявления меры влияния мировоззренческих позиций, религиозной и конфессиональной самоидентификации на повседневную жизнь было рассмотрено отношение к проблеме безнадзорных животных. Распределение ответов подтвердило гипотезу о преобладании внеконфессиональных респондентов в негуманных стратегиях («усыплять» и «убивать»). В то же время данный этап требует своего дальнейшего развертывания, углубления через использование качественных методов. Полученные результаты были осмыслены с позиций психологических особенностей возрастной категории, а также общих характеристик для поколения Z.

Издание: СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ ПОЗДНЕГО МОДЕРНА
Выпуск: № 1, Том 12 (2023)
Автор(ы): Алексеева Мария Сергеевна
Сохранить в закладках