Цель статьи – представить структуру формирования общего архива сектора самиздата и нетрадиционной печати лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН на примере основных единиц хранения – именных фондов писателей, художников, культуртрегеров, музыкантов. В статье приведена классификация имеющихся в фондах сектора неопубликованных источников, проанализировано наличие авторских материалов, дарственных надписей, автографов, рисунков и помет, упоминание авторов и участников процесса альтернативной печати в периодике и переписке. Описаны имеющиеся в секторе источники самиздата и экземпляры нетрадиционной печати, раскрывается содержание тематических направлений. Охарактеризованы архивные единицы на примере образцов альтернативного книгоиздания, различных форм самиздата, эфемерид, эгодокументов, фрагментов личных библиотек, материалов периодической печати. Представлена классификация именных фондов по временной периодизации, тематическим и территориальным характеристикам. На примере личных собраний М. Батурина, И. Ахметьева, В. Iванiва, О. Волова, Е. Шурыгина, Е. Иорданского, А. Чеканова, а также различных неофициальных творческих сообществ и групп проводится анализ содержания представленных источников. Особое внимание уделяется формированию коммуникационных цепочек и связей между авторами в неформальной культурной среде, области самиздата и альтернативного книгоиздания 1960–2010-х гг., выясняются критерии выстраивания подобных взаимосвязей.
Цель статьи – выявить примеры дальневосточного рок-самиздата и альтернативной печати в конце ХХ в., проследить взаимосвязь неформальной музыкальной деятельности с региональными рок-журналами.
В статье рассматриваются причины и предпосылки возникновения и становления музыкального самиздата и альтернативной печати на Дальнем Востоке России в середине 1980-х – начале 2000-х гг., выявляются региональные центры: Магадан, Хабаровск, Владивосток.
Приводится описание музыкальных изданий позднесоветского периода: «ДВР», «Штучка», «МИЦАР», «Провинция», «Рокер», «ИГРА» – и постсоветского: Grave Disgrace zine, «РокЛисток», «Первый Пилот», Hatross zine, «Пантакрин». Указываются редакторские коллективы, рассматривается тематика и содержание рубрик. Уделяется внимание музыкальной деятельности и проведению рок-фестивалей в Хабаровске, Владивостоке, Большом Камне, способствующих распространению печатной продукции. На материалах издательской деятельности А. Гладченко (от рукописного фанзина «Рокер» до печатного Grave Disgrace zine) и В. Мамонтова (от «Пост-Рока» до Hatross zine) рассматривается развитие журналов.
Приводятся эволюционные схемы дальне-восточного рок-самиздата и альтернативной печати с примерами взаимодействия в неформальной рок-среде региона. Выявляются коммуникационные цепочки и связи между различными изданиями, редакторами и авторами журналов.