Рассматривается вопрос реализации нэпа в Татарской республике, Ульяновской, Самарской и Саратовской губерниях. Институциональные принципы организации внутреннего рынка, выработанные в рамках ленинского проекта, определяются как основание хозяйственной деятельности. Представлены результаты сравнительного анализа региональной сети. Установлено, что стремительный рост торговли происходил за счет динамики абсолютных показателей частного и укрепления позиций государственного и кооперативного секторов. Подчеркивается, что если в губернском товарообороте сдвиг произошел в сторону госорганов, то в Татреспублике фиксируется сбалансированное соотношение торговых конкурентов с преимуществом частного капитала. Обосновывается, что благодаря предшествующему опыту началось возрождение рыночной конъюнктуры, обусловившей эволюционную направленность проводимой политики. Показано, что регулирование отражало попытку взвешенного подхода властных структур к частной конкуренции, их стремление дать критическую оценку своим действиям по отношению к кооперации. Однако факты некомпетентности, упрощенных решений насущных задач позволяют утверждать, что узаконение произвольной власти государства насильственно вмешиваться в ход восстановительного процесса — дело времени. Автор приходит к выводу, что противовесом разрушительной силе классовой ненависти может быть только сила созидательного потенциала социального партнерства, выстраивающего экономику компромисса.