Цель исследования заключалась в обосновании моделирования процесса формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга. В качестве методов авторами применяются: моделирование структурного устройства изучаемого объекта, анализ педагогической литературы, блочное представление содержания разработанной модели. Разработанная модель формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга характеризуется целостностью, концептуальностью, разносторонностью, многофункциональностью и непрерывностью содержания, структуры и результата образования. Успешность реализации представленной модели обеспечивается комплексом следующих педагогических условий: грамотная постановка цели; рациональное использование ресурсов; правильная расстановка приоритетов; четкое и поэтапное планирование; сосредоточенность и концентрация внимания; умение делегировать обязанности; соответствие типа личностной направленности выбранной профессии, что позволяет увидеть не только элементы, но и связи между ними; сопровождать процесс до его осуществления; выявить отрицательные последствия и своевременно их скорректировать до реального их проявления. Педагогический коучинг в статье рассматривается как инновационный подход к образованию, который направлен на поддержку педагогов и обучающихся в достижении их образовательных целей через активное взаимодействие, рефлексию и развитие личностной самоэффективности обучающихся. Таким образом, можно заключить, что коучинговый подход в формировании личностной самоэффективности старшеклассников заключается в развитии у них способности самостоятельно формулировать личностно значимые цели, планировать учебно-познавательные действия, осуществлять самостоятельный выбор содержания, уровня сложности заданий, их количества, срока выполнения и отчетности в соответствии с индивидуальным ресурсным потенциалом.
Статья посвящена исследованию проблемы развития педагогического коучинга, как инновационной образовательной технологии, направленной на выявление личностного творческого потенциала обучающихся, формирования их самоэффективности и самореализации; стимулирование и активизацию учебно-познавательной деятельности. Основные идеи педагогического коучинга нашли отражение в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования. В статье автором доказывается тезис о том, что педагогический коучинг представляет собой современный подход к профессиональному развитию педагогов, который активно интегрируется в образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов. В условиях реализации образовательных стандартов коучинговая технология становится немаловажным инструментом, способствующим не только формированию у обучающихся соответствующих универсальных учебных действия, способности к самообразованию и самоорганизации, но и развитию компетенций учителей, способности к усвоению и реализации образовательных стратегий в соответствии с потребностями своих обучающихся, повышению качества образования в целом. На основе научно-педагогического анализа исследований, посвященных изучению педагогического коучинга, этимологии термина «коучинговая технология», истории его появления и дальнейшего развития как педагогической категории, автор приходит к выводу, что педагогический коучинг, основанный на партнерских отношениях и диалоге, помогает учителям развивать у обучающихся необходимые умения, навыки и способы деятельности, создавая условия для их активного участия в учебно-воспитательном процессе на основе субъект-субъектного взаимодействия, развивая культуру сотрудничества и взаимопомощи в образовательной среде. Коучинг способствует формированию у обучающихся ответственности за достигнутые результаты, что является важным аспектом современного образования.