В статье рассматривается уровень преподавания гимназисткам - ученицам низших классов гимназии, а также процесс преподавания учебных предметов ученицам; проанализирован процесс проведения занятий; оценен уровень их преподавательской подготовки; рассмотрено, каким образом излагался учебный материал для эффективного образовательного учебного процесса. Была выявлена польза внедрения предметов сельскохозяйственного назначения в женских гимназиях.
В статье на основе мемуаров и краеведческих источников представленаорганизация обучения и воспитания в женских гимназиях в Богородском, Дмитровском и Подольского уездов второй половины XIX - начала XX в. Рассмотрены отличительные черты процесса обучения, воспитания нравственных качеств, развития образованности населения. Опираясь на архивные источники, представлена информация о содержании образования и учебного процесса.