В статье подчеркивается, что идеология должна рассматриваться как особое явление духовной жизни. Отмечается, что идеологию правомерно понимать только как политическую идеологию. Подчеркивается, что идеология возникает в период становления индустриального общества и представляет собой попытку рационального (научного) обоснования обществом или отдельными социальными группами своих политических целей и интересов. Доказывается, что неправомерно противопоставлять идеологию и науку, различать идеологию научную и ненаучную, так как идеология и наука представляют собой самостоятельные сферы духовной жизни. Отмечается, что идеологию следует рассматривать как сложную систему, в которую наряду с политические идеями входят также идеологическая деятельность, функционирование идеологических институтов и др. Подчеркивается, что необходимо выделять два уровня идеологии: общенациональную (общественную) идеологию и идеологии различных социальных групп.
В статье рассматриваются причины трансформации политического сознания советской творческой интеллигенции в период перестройки. Отмечается, что эти причины коренятся в двойственной природе творческой интеллигенции в России. В советской политической системе творческие организации, с одной стороны, формально были именно творческими организациями, но, с другой стороны, фактически выступали как отделы государства. Неспособность выступать в качестве «подлинного» органа государства порождало недовольство советской политической системой. Стремление стать «подлинно» государственным органом и лежало в основе трансформации политического сознания советской творческой интеллигенции в период перестройки.