Антироссийские санкции оказали разнонаправленное влияние на многие сектора отечественной экономики, в том числе на сектор жилищного строительства, прежде всего на строительство многоквартирных домов. Из-за них ушли иностранные застройщики с передовыми практиками управления и маркетинга, а национальные застройщики-девелоперы были вынуждены оперативно адаптироваться к новым и усилившимся старым факторам развития первичного рынка многоквартирного жилья. Цель работы — выявление траекторий адаптаций крупнейших девелоперов-застройщиков на рынке жилой недвижимости Санкт-Петербургской агломерации в условиях антироссийских экономических санкций. Для этого было необходимо решить ряд задач: собрать и обработать данные из единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) от ДОМ. РФ для жилищных проектов застройщиков; выявить территориальную структуру построенных и строящихся жилых комплексов застройщиков в Санкт-Петербургской агломерации; определить характер изменения интенсивности освоения территориальных зон застройщиками; оценить изменение пространственного поведения застройщиков на различных территориальных зонах с помощью индекса Херфиндаля — Хиршмана и др. Эмпирическую базу составили данные из единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) ДОМ. РФ по проектам жилищного строительства (карта новостроек). Дополнительно были использованы сведения из СМИ. На основе картографирования данных были выделены территориальные кластеры жилищного строительства и дана оценка доле ввода жилья в каждом из них за три периода: 2016—2020 гг., 2020—2024 гг. и 2025—2028 гг. Произведена оценка разнообразия девелоперов по территориальным кластерам на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана. Обоснованы 5 факторов кризиса, вызванного санкциями и около 9 траекторий адаптаций разных групп застройщиков. Наиболее очевидной адаптацией стал уход иностранных застройщиков. Предложены 4 адаптационные стратегии застройщиков с сильными и слабыми сторонами стратегий, а также спрогнозированы эффекты для города. Существенное влияние оказала выросшая ключевая ставка, из-за которой застройщики снизили интенсивность освоения пригородных территорий, так как это зависело от доступности ипотеки. Напротив, увеличилось освоение различных зон серого пояса с ориентацией на высокоплатежный спрос. Это ведет к увеличению связанности территорий внутри агломерации, к расширению центра.
Экономика городских агломераций меняется под влиянием внешних и внутренних объективных и субъективных факторов, в том числе цифровизации и социального прогресса. Город генерирует и использует нововведения, меняясь под их влиянием. Одним из них стал мобильный телефон. «Платформенная экономика» в связке с мобильной связью и Интернетом породила e-маркетплейсы, которые можно рассматривать в качестве индикаторов постиндустриальных и функциональных преобразований в крупнейших городах. На основе выявленных и проанализированных данных сервиса 2ГИС о размещении пунктов выдачи заказов (ПВЗ) е-маркетплейсов в 22 городах Санкт-Петербургской агломерации (без г. Бугры) были выявлены шесть типов городов агломерации, для каждого из которых определено присутствие трех ведущих национальных e-маркетплейсов - «Wildberries», «Озон», «Яндекс-маркет», что обусловлено их совокупной долей на национальном рынке электронной торговли (более 4/5). Для составления группировки городов был использован параметр географического положения и удаленности, уровень обеспеченности пунктами выдачи заказов и доля населения в городской агломерации. При этом особо подчеркивается роль сухих портов - крупнейших пунктов приёма и обработки контейнеров и особенности транспортной сети. Итогом исследования стал рисунок, в котором отображены шесть типов городов с численностью населения, а также кластеризация логистических центров маркетплейсов на севере и юго-востоке Санкт-Петербурга.