В статье рассматривается влияние внешних факторов на образование, обусловленных особенностями сложившейся реальности BANI-мира. Признаки данного мира осмысливаются в контексте изменений в образовании как ответы на вызовы новой реальности. Раскрыта взаимосвязь изменений современной эпохи в виде вызовов для образования, педагогической практики обучения и воспитания, необходимости личностного развития обучающихся. Отмечена специфика современной практики, отвечающей требованиям новой реальности. Обозначены смыслы изменений в образовании новой реальности: модель «четырехмерного образования» в 21 веке, развитие личностного потенциала обучающегося как субъекта образовательного процесса, использование педагогического инструментария для развития личностного потенциала и создания личностно-развивающей образовательной среды. Также к этим смыслам относятся: воплощение идей персонализированного обучения, новая модель профессионализма педагога в изменяющихся условиях, развивающее управление в образовательных организациях и его инструментарий. Обозначен вклад ученых в разработку научно-теоретических ответов на новые вызовы современности к системе образования, педагогическому процессу воспитания и обучения, процессу личностного развития человека. Представлены результаты аналитической работы в виде положений и ключевых вопросов, интерпретирующих новые смыслы изменений в образовании.
В статье описан опыт проектной деятельности по социально-педагогической профилактике никотиновой зависимости среди старшеклассников на примере города Ульяновска и Ульяновской области.
Показаны актуальность, значимость и своевременность осуществления и реализации студенческого проекта по профилактике табакокурения среди подростков. Одной из задач проекта было оказание содействия обучающимся и их родителям в осознании проблемы курения и необходимости минимизации потребления табака среди участников проекта за счет проведении серии спланированных мероприятий, включающих в том числе диагностическую и коррекционную работу.
В ходе реализации проекта был подобран инструментарий для диагностики никотиновой зависимости и исследования отношения к здоровью, разработаны механизмы (конструктор воспитательной работы педагогов со школьниками и их родителями) и продукты (буклеты, памятки, видеоролики, серия презентаций и лекций), которые можно предлагать основным потребителям - организациям, осуществляющим образовательную деятельность.