Цель работы состоит в рассмотрении научно-практического опыта эколого-экономической подготовки студентов экономических специальностей, определении сущности ключевых педагогических понятий эколого-экономического образования, раскрытии методов и принципов такой подготовки. Актуальность исследования объясняется необходимостью сформировать устойчивую систему подготовки студентов экономических направлений с уклоном в сторону «зелёной» экономики в связи с новыми экологическими требованиями к ведению экономической деятельности. В настоящий момент наблюдается неразработанность данной проблемы в отечественном научно-педагогическом поле.
Методология и методы исследования. Исследование опиралось на методологию личностного, деятельностного и культурологического, социально-экологического подходов. Методы исследования: классификация, анализ, синтез, обобщение, экспертное оценивание, систематизация.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическое значение состоит в том, что раскрыта сущность понятий «эколого-экономическая подготовка», «экологическое сознание», «зелёная» экономика; предложены рекомендации по совершенствованию педагогических принципов и методов эколого-экономического образования. Результаты исследования. По итогам обзора существующей литературы и обобщения педагогического опыта в исследуемой области были сформулированы ключевые понятия эколого-экономического образования студентов-экономистов, в том числе понятия «экологического сознания» и «зелёной экономики»; проведена классификация компетенций в области «зелёной» экономики; выделены два комплекса мер по внедрению принципов «зелёной» экономики в процесс обучения студентов экономических специальностей; определены и перечислены ключевые принципы социально-экологического образования.
Цель. Описать структуру и философские основания формирования феномена экологического сознания.
Процедура и методы. Изучение философской и научной литературы; обобщение и структурирование изученного материала; анализ и выявление внутренней логики искомых понятий.
Результаты. Проанализирован корпус текстов философского и научного содержания; обобщён и структурирован предшествующий опыт в вопросе описания феномена экологического сознания и определения соответствующего понятия; выявлена многогранность и комплексность феномена экологического сознания на политическом, социальном, экономическом, культурном и религиозном уровнях; определена перспектива развития экологического сознания общества в контексте расширения сферы политического и социо-экономического влияния политической экологии и экософии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования уточняют понятие экологического сознания, описывают связь индивидуального экологического сознания и общества, определяют перспективы формирования экологического сознания у населения, а также могут использоваться в рамках практических рекомендаций для формирования экологического сознания политическими и социо-экономическими методами.