В данной статье представлен обзор литературы о развитии и регуляции деятельности сальных желез, которые активно изучаются в последние десятилетия. Исследования проводятся на биологическом материале, лабораторных животных, культурах клеток и тканей. Последние достижения в создании диагностических методик, использование методов иммуноцитохимических исследований и иммунофлюоресцентных маркеров расширили возможности изучения кожи.
Цель обзора – систематизация сведений о сальных железах человека по данным отечественных и зарубежных источников с использованием современных методов исследования. В данной статье представлены сведения о развитии, строении и регуляции деятельности сальных желез человека, которые относятся к важнейшим производным кожи и обладают уникальным голокриновым типом секреции. Они выделяют кожное сало, которое формирует водно-липидную мантию на поверхности эпидермиса. Развитие сальных желез начинается на 13–16-й неделе эмбриогенеза и происходит параллельно с развитием волосяных фолликулов и эпидермиса. Их деятельность находится под контролирующим влиянием различных факторов. Это генетическая предрасположенность и факторы окружающей среды, гормоны и негормональные факторы, нейропептиды, фармакологические средства, которые влияют на выработку кожного сала.
Анализ литературных источников проводился в базах данных PubMed, eLIBRARY. RU, КиберЛенинка, которые представляют собой крупные агрегаторы научных публикаций по всему миру. По запросу «sebaceous gland» было получено 10 967 публикаций. Для более глубокого исследования была выбрана 51 публикация из различных отечественных и зарубежных научных изданий. Были изучены научные обзоры и оригинальные исследования, в которых представлены результаты изучения сальных желез. В настоящее время возрастает интерес к изучению различных структур кожи, особенно сальных желез, которые участвуют в регенерации, процессах старения, нейромедиаторных взаимодействиях, трансформациях гормонов и нейропептидов и выполняют сложные нейроэндокринные и иммунологические функции.
В статье описывается преподавание гистологии, цитологии и эмбриологии на педиатрическом факультете Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации на современном этапе. Рассматривается комплексный подход к образовательному процессу с учетом формирования специфики обучения на педиатрическом факультете, включающему различные методы обучения, подготовку учебно-методической литературы, наглядных пособий. Актуализируется процесс межкафедрального, межуниверситетского взаимодействия для обмена информационными материалами и гистологическими учебными препаратами с использованием вебсайта. Уделено особое внимание мотивации студентов для качественного изучения материала предмета ввиду того, что при его изучении возникают проблемы, характерные для столь непростой и крайне обширной морфологической дисциплины. Среди данных трудностей выделяются следующие: минимальное количество информации, полученной из сомнительных источников при самостоятельной подготовке, заучивание наизусть целых глав учебника, дословное воспроизведение учебного материала без его понимания, отсутствие навыка поиска описываемых структур на микрофотографиях, представленных в атласах, таблицах. Коллектив авторов обращает внимание на важные критерии, необходимые в процессе подготовки учебной литературы и при поиске источников информации, так необходимых для обучения студентов. Описывается метод контроля качества обучения студентов, включающий в себя несколько этапов и форм. Раскрываются ключевые особенности алгоритма проведения промежуточной аттестации у студентов педиатрического факультета на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии Смоленского государственного медицинского университета.