Статья посвящена анализу феномена «региональный культурно-образовательный проект». Автор рассматривает региональный культурно-образовательный проект как системное целое, в котором объединены разнообразные активности, направленные на развитие региональной культурной идентичности и способствующие самоактуализации и творческому самовыражению его участников, и утверждает, что бо́льшую отдачу культурно-образовательные проекты приобретут, если будут опираться на понимание региональной культуры, осознавая закономерности ее развития и на этой основе определяя векторы реализации. Социокультурная значимость такого проекта состоит в развитии позитивной культурной идентичности детей и молодежи.
В статье систематизированы подпроекты, реализованные в Свердловской области в рамках регионального патриотического культурно-образовательного проекта «Мы – уральцы» (информационно-просветительские, образовательные, издательские), и определены перспективные векторы его дальнейшей реализации. Региональный культурно-просветительский проект «Мы – уральцы» автор относит к проектам патриотической направленности, т. к. в его основе лежит освоение геокультурного пространства через знакомство и приобщение к истории региона и внимание к его сегодняшнему существованию как условие формирования ценностного отношения к месту жительства.
Проект носит системный характер: он охватывает все уровни образования (от дошкольного образования – до профессионального, включая дополнительное образование и досуговые практики); обеспечивает единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; вовлекает в образовательное пространство сферы культуры, науки и производства.
Работа опирается на междисциплинарную методологию, позволяющую выявить взаимосвязь между различными элементами социокультурного контекста на основе аксиологического подхода. Опираясь на личный опыт научного руководства проектом, автор использует технологию кейс-метода, чтобы представить проект комплексно и системно.
Автор предлагает рассматривать региональный культурно-просветительский патриотический проект «Мы – уральцы!» как модельный, его идеи созвучны не только обозначенным в государственных документах задачам, стоящим перед образованием и обществом, но и целям регионального сообщества. В статье определяются перспективы его дальнейшей реализации. Чтобы повысить эффективность данной деятельности, необходимы не разрозненные усилия разных акторов регионального культурного поля, но их консолидация. Делается предположение, что впереди – создание новых коллабораций.
В условиях развития цифровой среды особое место занимают медиапрактики, которые предполагают использование информационно-коммуникационных средств для создания и потребления определенного содержания (контента), а также для осуществления социальных связей и взаимодействий. Авторы рассматривают медиапрактики в контексте образования как реализацию опыта деятельности и компетенций, связанных с функционированием человека в цифровой культуре, через применение полученных школьниками и студентами знаний, умений, навыков.
Целью данной статьи является анализ возможностей использования медиапрактик в цифровой среде для решения образовательных задач.
Материалы и методы. На основе анализа сборников научно-практических конференций, посвященных медиаобразованию, материалов сети Интернет и собственного педагогического опыта систематизированы медиапрактики, существующие в российском образовательном пространстве. Ключевым методом выступает кейс-анализ, позволивший не только обобщить материалы, но и увидеть перспективы для медиаобразования в цифровой среде.
Результаты исследования. Авторы ограничивают круг исследуемых медиапрактик медиапроектами, реализуемыми в школе и вузе. В статье выделяются ряд направлений медиапроектов, описанных в публикациях ученых и практиков: проекты, относящиеся к онлайн-журналистике; проекты, расширяющие возможности для учебно-познавательной деятельности в различных предметных областях; проекты, развивающие медиаграмотность и навыки критического мышления; творческие проекты; проекты, связанные с решением задач инклюзивного образования и адаптации контента под запросы аудитории. На основе предложенной классификации представлены наиболее интересные примеры медиапрактик. Подчеркивается, что медиапроекты в образовании носят многоаспектный характер, сочетая онлайн-журналистику и решение учебно-познавательных задач, развитие критического мышления и медиатворчество.
Обсуждение и выводы. В результате проведенного анализа обозначены перспективы для медиаобразования в цифровой среде.