В статье приводятся результаты мониторингового социологического исследования и анализируются современные кадровые проблемы предприятий электронной промышленности, способы их взаимодействия с учебными заведениями для решения проблемы дефицитов высококвалифицированных специалистов. Дается оценка потребностей рынка труда в специалистах, имеющих ученые степени, инженерах, а также IT-специалистах. Предложены варианты решения вопроса нехватки кадров и стабилизации ситуации на рынке труда. Эмпирическую базу мониторингового социологического исследования составил экспертный опрос с представителями ведущих российских компаний в сфере электронной промышленности, проведенный в ноябре 2024 г. в рамках международной выставки-форума «Электроника России». Результатом научной работы стало выделение взаимодействия компаний, реализующих деятельность в отрасли электронной промышленности, с учебными заведениями (вузами и ссузами) в качестве ключевого элемента кадровой стратегии компаний. сотрудничество должно осуществляться в форматах организации практики, целевых программ обучения и участия представителей организаций в Днях карьеры — очных встречах работодателей со студентами. В работе отмечаются влияние общеэкономических и общесоциальных трендов (отток специалистов за рубеж и более привлекательные отрасли), специфические особенности отрасли (уровень оплаты труда), недостатки системы образования (нехватка опыта и практических навыков у молодых специалистов, недостаточное количество учебных заведений, готовящих кадры для отрасли, морально устаревшая программа обучения), характерные для российского рынка труда в целом, что сдерживает развитие отрасли.
В представленной статье проанализирован вопрос, связанный с проблематикой оценки эффективности инструментов формирования доверия в современном нестабильном и нелинейном российском обществе. Методологическую базу исследования составили подходы к доверию Г. Зиммеля, Дж. Коулмана, Р. Хардина. В эмпирическую основу положены результаты социологических исследований, проведенных с участием автором в 2023 и 2024 гг. В статье обосновано, что формирование доверия, культуры доверия является важной задачей, стоящей перед российским обществом. Результаты проводимых социологических исследований показывают повышение уровня доверия населения в целом, в том числе и в молодежной среде. В тоже время положительные тенденции роста доверия в большей степени затрагивают институциональный уровень нежели индивидуальный. Существующие инструменты формирования доверия достаточно гибридны и их эффективность неочевидна. В этой связи становится очевидной задача вычленения эффективных инструментов формирования доверия и определение тех, чья эффективность неоднозначная. Для определения эффективности имеющихся инструментов формирования доверия необходимо использовать определенный, четкий алгоритм действия с конкретными методами, и процедурами. В качестве такого алгоритма может быть предложена универсальная технология оценки эффективности инструментов формирования доверия. Технология предполагает оценку инструментов институционального и индивидуального уровня и основана на принципах системности и целостного подхода, учета рисков, институциональности, инновационности и технологичности, комплементарности, полисубъектности, преемственности, адаптивности, конкурентности. Этапами реализации технологии оценки инструментов формирования доверия в современном обществе могут быть анализ ситуации, прогнозирование, отбор вариантов критериев и показателей оценки.
Доверие выступает одним из наиболее значимых драйверов развития экономики, обеспечивая рост качества жизни населения и его предпринимательской активности, снижение транзакционных издержек для хозяйствующих субъектов. В статье обосновывается вывод о том, что доверие формируется, с одной стороны, под воздействием информации, знаний, с другой - личной включённости субъекта в коммуникационные и деятельностные практики. Авторы выделяют следующие механизмы формирования доверия в трансформирующихся экономических отношениях: информационно-рефлексивные, коммуникационно-интерпретационные и деятельностные. Информационно-рефлексивные механизмы обеспечивают накопление, систематизацию и персонификацию знаний, ценностей, чувств и смыслов, обуславливающих доверительные взаимодействия в экономических отношениях. Коммуникационно-интерпретационные механизмы - воспроизводство доверия в ходе интериоризации и применения накопленных знаний, усвоенных норм, ценностей в процессе коммуникационного взаимодействия социальных акторов. Деятельностные механизмы реализуют системообразующую функцию в формировании и развитии доверия, обеспечивая трансформацию оценок и восприятия действий «другого» в ходе осуществления совместной деятельности, эффективность которой способствует закреплению сложившихся ожиданий и установок на доверие. Опрос экспертов позволил обозначить наиболее значимые причины дефицита доверия: геополитическая напряжённость, структурные и системные несовершенства внутри самих сфер экономических отношений, влияние санкций на жизнедеятельность общества и работу различных организаций, неопределённость будущего. В статье представлены экспертные оценки функционального состояния механизмов формирования доверия: информационно-рефлексивные (3,04 балла по шкале от 1 до 5), коммуникационно-интерпретационные (2,92), деятельностные (2,8). Детализация ответов экспертов иллюстрирует более высокую роль в формировании доверия информации и смыслов, транслируемых через неофициальные каналы (блоги, социальные сети), института образования, профессиональных сетевых сообществ.