ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ПОГРУЖЕНИЯ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ (2025)

Введение. Повышение качества обучения физике и школьников, и педагогов может быть достигнуто на основе обновленного содержания физического образования и способов его получения, включающих формирование физической картины мира в процессе экспериментальной деятельности с использованием современного высокотехнологичного оборудования. Цель исследования - разработка авторской системы подготовки к профессиональной деятельности студентов-физиков на основе их активного погружения в высокотехнологичную образовательную среду, обеспечивающую новый уровень качества высшего педагогического образования в области физики. Методология, методы и методики. Методологическими основами исследования являлись синергетический, системный, компетентностный, деятельностный, задачно-модульный подходы. В процессе проведения исследования использовались теоретические (анализ литературы, построение гипотез, моделирование, обобщение и интерпретация результатов и пр.) и экспериментальные (констатирующий и поисковый педагогический эксперимент) методы, для оценки экспериментальной деятельности использовался метод наблюдений, осуществляемый по видеозаписям занятий, проводимых со студентами в аудитории. Результаты. Разработан авторский вариант системы подготовки к профессиональной деятельности студентов-физиков, который включает 5 исследовательских модулей, реализуемых во время аудиторных занятий с использованием высокотехнологичных экспериментальных задач (ВТЭЗ); переходный модуль, в котором сочетается аудиторная работа с решением ВТЭЗ, обобщающие теоретические модули с учебными материалами и системой оценки результатов обучения, авторскую модель диагностики образовательных результатов изучения модулей и модель сбора данных по «задачным» действиям. Апробация предложенной авторской методической системы подтвердила ее эффективность. Важной характеристикой предложенных учебных модулей является их относительная автономность, то есть возможность осваивать в разной последовательности. Научная новизна. Разработана авторская методическая система обучения физике студентов в условиях активного использования высокотехнологичной образовательной среды, что позволяет повысить мотивацию освоения студентами педагогического вуза закономерностей физических процессов и явлений. Практическая значимость. Задачно-модульный подход может быть применен в ходе подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности при переходе на базовое педагогическое образование в ходе разработки методических систем обучения для различных дисциплин.

Издание: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: Т. 27 № 5 (2025)
Автор(ы): Пурышева Наталия Сергеевна, Теплякова Ксения Олеговна, Чулкова Галина Меркурьевна, Солдатенкова Мария Дмитриевна, Лозовенко Сергей Владимирович
Сохранить в закладках
ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ (2025)

В статье представлены первые итоги реализации пилотного проекта в МПГУ, направленного на модернизацию профессиональной подготовки учителей физики и информатики. Описана концепция подготовки, соответствующая научно-технологическому развитию страны и вызовам международной арены в области техники и технологий. На основе этой концепции и проекта «Новая физика» предложено новое содержание образовательной программы базового высшего образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, специальность «Физика и Информатика». При реализации программы делается акцент на индивидуальные особенности студентов, современные методики и технологии обучения и диагностики результатов. Обучение будущих учителей физики и информатики по дисциплинам предметной подготовки дополняется содержательными технологиями обучения.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 1-2 (2025)
Автор(ы): Гольцман Григорий Наумович, Косино Ольга Алексеевна, Лозовенко Сергей Владимирович, Пурышева Наталия Сергеевна, Чулкова Галина Меркурьевна, Леонов Виктор Георгиевич
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ, ПОСТРОЕННОЙ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ (2025)

В статье рассмотрена модель модульной программы по физике для студентов направления базового педагогического образования «Физика и информатика» и ее апробация в Институте физики, технологии и информационных систем МПГУ. Образовательная программа была разработана в рамках выполнения НИР по заданию Министерства просвещения РФ, и ее целью была разработка и реализации концепции методической системы обучения физике школьников и студентов педагогического вуза в высокотехнологичной образовательной среде. Представлены результаты апробации методической системы обучения студентов первого курса физике и анализу достигнутых образовательных результатов учащихся в процессе выполнения экспериментальных заданий по физике с использованием высокотехнологичного оборудования. Было организовано погружение студентов, проходящих обучение по новой методике, в профессиональную деятельность. Отмечено, что организация модульной образовательной технологии, использование задачных технологий, корректировка содержания основного физического образования, создание нелинейных модулей позволяют обучаемым как студентам, так и школьникам формировать необходимый уровень представлений о физической картине мира, позитивную социализацию, запускает исследовательскую активность, способствует самостоятельному поиску способа решения задач, вызывает мотивацию к освоению знаний.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Чулкова Галина Меркурьевна, Гольцман Григорий Наумович, Пурышева Наталия Сергеевна, Васильева Ирина Александровна, Теплякова Ксения Олеговна, Солдатенкова Мария Дмитриевна, Седых Ксения Олеговна, Лозовенко Сергей Владимирович
Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИЗМЕНЕНИЯВ ЦВЕТОВОМ ВОСПРИЯТИИ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА1 (2024)

В статье сделана попытка объяснения трудностей, возникающих у учителей и преподавателей естественнонаучных дисциплин при работе с учащимися. По мнению авторов, они связаны с особенностями формирования восприятия окружающего мира у детей, которые постоянно взаимодействуют с экранными средствами. Взаимодействие с гаджетами, экраны которых имеют яркие, не всегда естественные цвета, приводит к изменению эталонов цвета, и, следовательно, более спокойная и мягкая цветовая гамма природных объектов перестает быть для детей привлекательной. Авторами проведен анализ ряда трудов по психологии когнитивной деятельности и произведений современных философов. С учетом собственных наблюдений и данных других авторов было сделано предположение о том, что в зависимости от условий формирования эталонов цвета люди по-разному воспринимают цвет окружающих предметов. Для его проверки был разработан специальный эксперимент, основным методом которого стало сравнение, позволяющее сопоставить восприятие цвета людей разного возраста.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Королев Максим Юрьевич, Чулкова Галина Меркурьевна, Петрова Елена Борисовна
Сохранить в закладках
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И КАДРОВЫЕ ПРАКТИКИ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Н. В. МЕЛЬНИКОВОЙ "СОВЕТСКИЙ АТОМНЫЙ ПРОЕКТ: ОПЫТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ" (2023)

В монографии представлен комплексный анализ процесса обеспечения кадрами советского атомного проекта: его принципов, форм, методов, механизмов, а также организационных, управленческих, образовательных, экономических и социальных мер в контексте советской экономической системы. В рецензии отмечается, что в монографии автор впервые представляет анализ ранее неопубликованных материалов и источников личного характера, что позволяет охватить различные аспекты - от институциональных рамок складывания кадрового состава до внутренних «атомных» социальных практик. Важность представленного исследования заключается в том, что оно проявляет роль человеческого фактора в превращении СССР в ядерную державу.В монографии представлен комплексный анализ процесса обеспечения кадрами советского атомного проекта: его принципов, форм, методов, механизмов, а также организационных, управленческих, образовательных, экономических и социальных мер в контексте советской экономической системы. В рецензии отмечается, что в монографии автор впервые представляет анализ ранее неопубликованных материалов и источников личного характера, что позволяет охватить различные аспекты - от институциональных рамок складывания кадрового состава до внутренних «атомных» социальных практик. Важность представленного исследования заключается в том, что оно проявляет роль человеческого фактора в превращении СССР в ядерную державу.

Издание: УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: Том 5 № 4 (2023)
Автор(ы): Чулкова Галина Меркурьевна
Сохранить в закладках