Учебная экскурсия в практике преподавания РКИ: формирование коммуникативной компетенции (2024)

Актуальность. Рассмотрена одна из инновационных форм обучения русскому языку как иностранному – учебная экскурсия, с помощью которой формируются все компоненты коммуникативной компетенции: языковой, дискурсивный, прагматический и социокультурный. На основании теоретических аспектов исследования рассмотрена специфика компетентностного подхода, суть и структура коммуникативной компетенции, ее роль в изучении иностранного языка, дано общее представление об инновационных формах обучения русскому как иностранному, предложены критерии отбора аутентичных текстов для разработки учебной экскурсии. Отдельное внимание уделено педагогическим задачам, которые решают занятия в форме экскурсии: отработка новой лексики, коммуникация в реалистичных условиях, трансляция сведений о русской истории и культуре в естественной ситуации общения и др. Цель исследования – определение дидактического потенциала экскурсии как формы занятия. Материалы и методы. Материалом исследования послужили тематические аутентичные тексты, видеозаписи и изображения, учебные пособия по РКИ, используемые на занятиях с иностранными студентами. Применялись следующие методы исследования: описательно-аналитический метод, понятийный анализ, метод проектирования. Результаты исследования. В качестве методического материала предложена система заданий для пред- и постэкскурсионного этапов, представлены рекомендации по организации обучения в рамках экскурсии. Выводы. Предложено использовать формат экскурсии по городу для: 1) введения необходимой лингвострановедческой информации; 2) закрепления известной лексики и расширения словарного запаса по темам «Город и транспорт», «Биография» и др.; 3) отработки глаголов движения; 4) развития навыков самостоятельного устного высказывания; 5) формирования навыков работы в команде.

Издание: Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки
Выпуск: Том 29, №6 (2024)
Автор(ы): Терских Марина Викторовна, Зайцева Ольга Анатольевна
Сохранить в закладках
Технология ньюсджекинга в рекламе: тема санкций и импортозамещения (2024)

ВВЕДЕНИЕ. Ньюсджекинг представляет собой достаточно новую медиатехнологию, которая позволяет привлечь более пристальное внимание к продвигаемому продукту и обеспечить отстройку от конкурентов. Ситуативный маркетинг данного типа предполагает ориентацию на актуальный в данный момент инфоповод и высокую скорость реакции на него. В классическом виде инфоповод редко живѐт дольше пяти суток, однако возможны варианты и пролонгированного инфоповода, апелляция к которому может быть продолжительной. Таким актуальным «новостным потоком» в 2020 г. стал COVID-19, а в период 2014–2016 гг., 2022–2023 гг. – тема санкций и импортозамещения, которой и посвящено данное исследование. Цель исследования – рассмотрение импортозамещения как доминанты медиадискурса, ставшей актуальным новостным поводом и основой технологии ньюсджекинга.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования послужили более 100 поликодовых рекламных текстов, в основе которых лежит апелляция к дискурсивной доминанте «импортозамещение». Для достижения поставленной цели использован следующий комплекс методов: метод направленной выборки, описательно-аналитический метод, контент-анализ, дискурс-анализ; метод систематизации и классификации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ репрезентации дискурсивной доминанты «импортозамещение» в рекламных текстах позволил выделить следующие основные приѐмы: использование стереотипных образов, связанных с Россией; использование символики СССР; апелляция к санкционной тематике; прямая замена зарубежных аналогов российскими товарами; адаптация зарубежных брендов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Использование темы импортозамещения в рекламе – это весьма значимый тренд, которым определѐнное время пользовались многие рекламодатели, и в 2022–2023 гг. этот тренд актуализировался в обновлѐнном варианте.




Издание: НЕОФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: Том 10, № 1 (2024)
Автор(ы): Терских Марина Викторовна
Сохранить в закладках
Приемы слоганистики в социальной рекламе: структурные и содержательные особенности (2024)

Статья посвящена изучению приемов слоганистики, к которым прибегают разработчики российской и зарубежной социальной рекламы. Актуальность исследования определяется возрастающим вниманием специалистов самых разных отраслей науки к дискурсу социальной рекламы, с одной стороны, и недостаточной изученностью специфики слогана социальной рекламы в современной лингвистике, с другой. Опираясь на классические и современные подходы к определению слогана, автор предлагает типологию дифферен-циальных признаков и функций слогана как структурного компонента рекламного сообще-ния, формулирует определение слогана с учетом того, что он может быть использо-ван в рамках не только коммерческой, но и социальной кампании. Поскольку концепция И.Г. Морозовой, согласно которой основными значимыми единицами слогана являются уникальное торговое предложение и имя бренда, не может быть экстраполирована на слоган, используемый в социальной рекламе, предлагается модификация данного подхода. Применительно к слогану в социальной рекламе, по мнению автора, основными значимыми единицами являются социальная проблема и целевая аудитория. Поскольку текст социальной рекламы представляет собой лингвовизуальный феномен, актуализация и конкретизация выделенных единиц может осуществляться благодаря иконическому компоненту. В качестве вспомогательных (второстепенных) значимых единиц слогана в социальной рекламе выделяются художественные приемы слоганистики и стратегии коммуникативного воздействия. Материалом исследования стали более 150 слоганов российской и зарубежной социальной рекламы. В качестве базовой при проведении исследования была использована интегративная методика дискурс-анализа. В заключении обозначены векторы дальнейшего изучения приемов слоганистики в дискурсе социальной рекламы.

Издание: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Выпуск: Т. 13, № 2 (2024)
Автор(ы): Терских Марина Викторовна
Сохранить в закладках