В рецензируемой книге на основании результатов эмпирических исследований по проблемам воспроизводства специалистов, осуществленных Институтом социологии ФНИСЦ РАН и Центром социального прогнозирования и маркетинга в 2017-2021 гг., обсуждаются тенденции процессов воспроизводства разных групп специалистов интеллектуального труда, а также их трудоустройства. В книге анализируются динамично меняющиеся условия профессиональной самореализации выпускников и их адаптации, обсуждаются трудности с воспроизводством инженерно-технических специалистов, обосновываются рекомендации по преодолению возникающих препятствий, даются взвешенные рекомендации по обеспечению гарантий трудоустройства выпускников, включая меры по оптимизации работы служб занятости в сотрудничестве с вузовскими центрами содействия трудоустройству. Выделены две социально значимые функции образования: интегрирующая, которая детерминирует восприятие новыми поколениями наличествующих распределительных отношений как социально справедливых, и дифференцирующая, которая рассредоточивает молодое поколение по ячейкам профессиональной структуры с учетом различий экономических интересов.
С конца 2021 г. в Чехии правят силы, в чьих действиях и речах зримо или незримо присутствует дух гавелизма. Гавелизм - наследие Вацлава Гавела - можно трактовать как сочетание антироссийских установок во внешней политике с манипулированием абстрактными ценностями демократии и «добра» при отстраненности от конкретных проблем чешского социума в политике внутренней. Такое двуединство было присуще Гавелу и проявляется у его последователей. Уже при своем зарождении гавелизм представлял собой сугубо постмодернистский проект, построенный на установке: не быть, а казаться. Это также стиль с элементами драмы абсурда и политического шутовства, который восприняли некоторые лидеры сегодняшней Европы. Особенно сильное негативное влияние современный вариант гавелизма оказывает на сферу отношений с Россией и международной политики в целом.