Научный архив: статьи

Медиатизация медицины и здоровья в электронно-цифровую эпоху (2024)

Статья посвящена социологическому анализу особенностей процесса медиатизации в ее электронно-цифровой форме и его влиянию на такие важнейшие сферы социальной жизни как медицина и здоровье. Авторы отмечают, что в настоящее время многие социальные процессы, происходящие в обществе, трактуются, преимущественно, через призму медиапространства, представленного, в большинстве случаев, новыми медиа. Такое явление исследователи трактуют как медиатизация, уделяя особое внимание его новой модификации – цифровой медиатизации.

Спектр современных социогуманитарных исследований, посвящённых социальным проблемам, вызванным к жизни процессом медиатизации, достаточно широк. Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что термин “медиатизация” сегодня широко востребован в не только в журналистике и коммуникативистике, но и в социологии, где закрепился в качестве ключевого для обозначения процесса влияния медиа на различные стороны жизни социума.

В третьем тысячелетии новые, электронно-цифровые средства массовой информации стали не просто неотъемлемой частью повседневной жизни индивида и общества, но и главным инструментом, воздействующим и на общественное сознание, и на процесс реформирования социальных институтов, среди которых особенно следует выделить медицину и здравоохранение.

Под медиатизацией медицины и здравоохранения понимается трансформация этих социальных институтов, вызванная появлением средств цифровой коммуникации, в результате которого массы получили свободный доступ к медицинской информации, медицинское знание стало менее сакральным, личность конкретного актора и его коммуникативные навыки получили решающее значение во взаимодействии.

Однако в отношении медицины и здоровья новые СМИ служат не только источником медицинской информации и целевого распределения, учитывающего самые разные аудитории и использующего информационные запросы, в числе которых основы здорового образа жизни, диагностика, профилактика и лечение болезней, лекарственные препараты, социально-медицинское обслуживание, организация системы здравоохранения и т. п., но и понимание в обществе здоровья как важнейшей жизненной стратегии. Таким образом, все вопросы, связанные со здоровьем человека и общества, диалоги специалиста и пациента (потребителя) оказываются сегодня в СМИ, а медиатизация медицины становится процессом, наблюдающимся сегодня в любом обществе.

Обозначенная ситуация ставит серьезные социальные проблемы, которые требуют взвешенного научного анализа. Спектр таких проблем достаточно широк: это и выход на арену медицинской практики явных мошенников, и реклама, под видом нетрадиционной медицины, разрушительных для физического и психического здоровья человека практик, и агрессивная реклама лекарственных препаратов и многое другое. В данной связи первостепенное значение имеет выделение самых острых, ключевых проблем, которые однозначно влекут за собой деструктивные социальные последствия не только для отдельных индивидов, но и для всего общества. К ним авторы относят: популяризацию медицины посредством электронно-цифровых СМИ, выход медицинского знания за пределы профессиональных границ; перевод медицинской практик в онлайн формат, в котором все большую популярность приобретают врачи – блогеры; активное включение сугубо медицинских проблем в актуальную повестку дня и организация медицинского дискурса СМИ широкого профиля, которые детально раскрывают как с помощью теоретического анализа, так и посредством результатов эмпирических исследований.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Автор(ы): ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА, Белов Антон Александрович
Сохранить в закладках
Здоровьесбережение как фактор развития личности в контексте социализации (2024)

Настоящая статья поднимает проблему общественного здоровья, которое является одной из областей социальной реальности, а также важной сферой жизнедеятельности общества, которая подлежит социальному конструированию. Важной составляющей механизма подобного конструирования является укрепление индивидуального здоровья, конструирование траектории здоровой личности, которые осуществляются в процессе ее социализации. Авторами подчеркивается, что сегодня социализация, вхождение человека в социальную среду через овладение общепринятыми социальными ценностями и нормами, рассматривается как фактор, влияющий на показатели здоровьесберегающего поведения. Соответственно, ее основным структурообразующем элементом должна стать популяризация системы ценностей и установок, имеющих отношение к высшей ценности – здоровью, основанных на убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни. Врачебное сообщество едино во мнении, что активность населения в отношении здоровьесбережения является важнейшим фактором сохранения, восстановления и поддержания здоровья нации. В профессиональной медицинской среде под медицинской активностью принято понимать деятельность людей по отношению как к своему (личному, персональному), так и общественному здоровью. К показателям медицинской активности относят: санитарную грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическую активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью. Значительное внимание в данной статье уделяется деструктивным факторам, прямо или косвенно влияющим на здоровье современного человека. К ним, прежде всего, относятся переизбыток информации, которая буквально обрушивается из интернета и вызывает синдром информационной усталости и интернет-зависимость, которая плохо влияет на самочувствие человека, ухудшая сон, память, внимание, а отсутствие лечения может привести даже к психическим расстройствам. Одной из важнейших проблем XXI в. является гиподинамия – пониженная активность, которая запускает негативные изменения в работе внутренних органов и систем, ведет к активному росту заболеваний позвоночника, остеохондрозу, обострению хронических патологий и неизбежно приводит к ожирению. В последнее время во всем мире наблюдается рост частоты ожирения у детей и подростков: 25% подростков имеют избыточную массу тела, а 15% страдают ожирением. Избыточный вес в детстве – значимый фактор ожирения во взрослом возрасте: 50% детей, имевших избыточный вес в 6 лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в подростковом возрасте эта вероятность увеличивается до 80%. Очевидной социальной проблемой, с которой сталкиваются люди, страдающие ожирением, является стигматизация людей в зависимости от параметров тела, которую существенно облегчают цифровые информационные технологии. Наряду с ожирением серьезный вред здоровью человека наносят алкоголизм, наркомания и табакурение – факторы, которые становятся самой злободневной проблемой в нашем обществе. Авторы утверждают, что в основу формирования ценностных ориентиров в отношениях личности и общества, которых должен быть заложен системный подход, который осуществляется путем систематических реализации различных мероприятий и национальных проектов, направленных на повышение продолжительности жизни, укрепление общественного здоровья в период от младенчества до пожилого и старческого возраста.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Автор(ы): ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА, Семина Татьяна Васильевна
Сохранить в закладках
Образ московского университета в сознании студентов: опыт эмпирического исследования (2024)

Данная статья подготовлена коллективом авторов социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках подготовки к 270-летию Московского университета. В основу статьи легли обработанные и проанализированные данные социологического исследования “МГУ глазами студентов социологического факультета”, проведённого сотрудниками социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в декабре 2023 года. В рамках исследования опрошено в общей сложности 679 студентов. В дополнение к количественной составляющей, важной частью исследования стал анализ эссе студентов, в которых они описывали свои впечатления от поступления и обучения в МГУ. Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе анализа мнений студентов о критериях выбора вуза для получения высшего образования, о различных аспектах собственно образовательного процесса и перспективах трудоустройства, создать целостное представление об отношении обучающихся к Московскому университету, о его миссии в развитии России и российской науки, а также об их собственных жизненных траекториях. В рамках исследования было изучено мнение студентов относительно определяющих факторов при выборе ими вуза для поступления, проанализированы причины, которые способствовали их выбору непосредственно Московского университета в качестве места для получения высшего образования. Была показана взаимосвязь между выбором студентами Московского университета и опытом обучения в МГУ их родственников или друзей, проранжирована значимость элементов университетской жизни, в том числе внеучебной деятельности, имеющих наибольшее значение для студентов. Отдельно в статье были рассмотрены вопросы, связанные с трудоустройством выпускников и ожиданиями от будущей профессии.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Автор(ы): ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА, ЕЛИШЕВ СЕРГЕЙ ОЛЕГОВИЧ, КАНЕВСКИЙ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
Классическое университетское образование перед вызовами современности (2024)

Статья посвящена анализу серьезных внешних и внутренних вызовов, которые в настоящее время стоят перед высшим образованием в России.

Внешние вызовы связаны с новыми геополитическими реалиями, которые существенно переопределили место нашей страны в системе международных отношений, трансформировали её национально-государственные интересы и стратегические цели, вызвали значительные сдвиги в функционировании важнейших социальных институтов, одним из которых является высшее образование. Институт высшего образования – важнейший социальный институт, подверженный перманентной трансформации, а классические университеты – первыми должны отвечать на те вызовы, которые возникают перед системой высшего образования в целом.

К внешним вызовам, которые наиболее активно обсуждаются как специалистами, так и в широких кругах общественности автор относит выход из Болонской системы и переход на новую национальную модель высшего образования; изменение, в связи с экономическими санкциями, хозяйственной инфраструктуры России и рынка труда, что требует подготовки квалифицированных кадров, в первую очередь, для наукоемких отраслей производства и разработки “прорывных” промышленных технологий; цифровизацию коммуникационных процессов, включающих массированные информационные и, особенно, дезинформационные потоки, направленные на различные группы населения, и, особенно, на студенческую молодёжь.

Эти внешние вызовы во многом обуславливают вызовы внутренние, которые имеют место в рамках института высшего образования и во многом затрагивают структурные компоненты его среды. В их числе: цифровизация образовательного процесса и попытки слишком активного, не всегда продуманного внедрения дистанционных образовательных технологий; переориентация образовательного процесса на прикладную функ функцию; кадровое обеспечение образовательного процесса; ценностная трансформация студенческого сообщества, которая требует пересмотра сложившейся модели академического взаимодействия.

В статье анализируются дискуссии, которые ведутся по поводу выхода России из Болонской системы, причем, преимущественно не столько о примитивной сути самой Болонской системы или в отношении оптимальной, применительно к текущей ситуации в России, модели высшего образования, сколько об утраченных для российских студентов ее преимуществах. Достаточно места занимает анализ цифровизации образовательного процесса, ведущего к ценностным трансформациям у российского студенчества.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Автор(ы): ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках
Роль социальных стереотипов в управлении поведением личности (Продолжение) (2025)

Настоящая статья продолжает тему генезиса, распространения и функционирования в обществе социальных стереотипов — схематизированных, стандартизированных, обычно эмоционально окрашенных и обладающих высокой устойчивостью представлений о социальном объекте. Как правило, стереотипы воспринимаются некритически и часто просто принимаются “на веру”, поэтому не только способствуют неполному или искаженному восприятию окружающей действительности, но и реально влияют на массовое сознание и индивидуальное поведение. В числе наиболее распространенных разновидностей стереотипов расово — этнические стереотипы, аккумулирующие набор представлений о внешности, уровне интеллекта и характере представителей разных этносов; возрастные стереотипы, получившие название “эйджизм” и стандартизирующие поведение и возможности людей в зависимости от возраста; религиозные стереотипы, воплощающие набор представлений о содержании религиозных доктрин или представителях разных конфессий; социально-классовые стереотипы, маркирующие людей в зависимости от уровня материального достатка или социального статуса. Стереотипы также укоренены во всех сферах социальной жизни, в связи с чем выделяют экономические, политические, профессиональные и т. п. стереотипы. В гендерных стереотипных представлениях, которые являются наиболее распространенными, очевидно изначально четкое распределение социальных ролей и обязанностей полов, исторически восходящее к патриархальному общественному устою, закрепляющему превосходство мужчины во всех сферах социальной жизни. История эволюции социальных отношений, в том числе и гендерных, свидетельствует о том, что патриархальные взгляды и стереотипные представления о женственности и мужественности медленно, но уверенно шли по пути обновлений. Значительный вклад в данный процесс внесло феминистское движение, выступающее как за возрастающую социальную роль женщин, так и за право женщины определять себя как самостоятельную личность. Однако гендерные стереотипы все же продолжают сохраняться в культурной основе социальной реальности, и проявляют себя в различных областях социальной жизни, хотя и в более завуалированной форме. В статье рассматриваются три основные группы гендерных стереотипов, в соответствии с которыми на протяжении долгого времени выстраивались маркеры и образцы поведения мужчины и женщины. Их генезис, а также факторы, влияющие на укрепление в обществе, нашел отражение в многочисленных социологических исследованиях, которые являются особым предметом анализа в рамках настоящей статьи.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 31 № 4 (2025)
Автор(ы): ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках
Феномен “русской идеи”: истоки, компоненты и духовный смысл (2025)

Статья посвящена историческому своеобразию истории нашей страны, самобытности ее народа, которое находит отражение в концепции “национальной идеи”. Суть этой концепции — поиск духовного смысла бытия народов нашей страны, выделение исторической миссии российской цивилизации, смысла совместного существования ее народов под началом великого русского народа. “Русская идея” — истоки которой можно проследить уже в религиозно-философском произведении, созданном на Руси в середине XI в., — “Слове о законе и благодати” митрополита Илариона, представляет собой прежде всего духовно-культурную проблему, выражающую своеобразие и уникальность русского духовного опыта.

Автор детально анализирует генезис, смысл и проводит дифференциацию между понятием “русская идея”, которое первым ввел в научный оборот Ф. М. Достоевский, и “идеей нации”, вошедшей в словесный оборот благодаря Н. Я. Данилевскому, по мнению которого “идея нации” была идеей объединения народа в рамках национального государства. Феномен “русской идеи” базируется на постулатах о том, что “Россия — это семья народов”, под эгидой русского народа, который доказал свою способность к государственной организации и хозяйственной колонизации, политически и экономически объединив одну шестую часть земной поверхности, имеющая особую, духовно-нравственную миссию в мировой истории.

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с постановкой “русской идеи”, значимую роль в которой сыграли выдающиеся российские обществоведы Н. М. Карамзин и А. С. Хомяков, а также ее развитием, важный вклад в которое внесли представители славянофильства. Так, К. С. Аксаков концептуализировал понятие “русское воззрение” как “самостоятельное воззрение русского народа, на которое русский народ, как и другие имеет полное право”. Много внимания уделяется социально-философскому обоснованию “русской идеи” в трудах В. С. Соловьева, а также других русских религиозных философов — Н. А. Бердяева, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, В. В. Розанова, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского и И. А. Ильина. Эти мыслители в целом отрицали возможность объяснения общественной жизни на рациональных началах и критиковали стремление западных исследователей игнорировать ее иррациональные стороны, осмысливали социальную реальность с точки зрения христианства и, прежде всего, православия. При этом главный упор делали на приоритетности духовной стороны общественного бытия.

Автор отмечает, что религиозная и философская истина, выраженная русскими мыслителями посредством “русской идеи”, знаменует собой поворот российского общества к исконно национально — историческим истокам, и этот поворот повторился в конце первой четверти XXI в. Русская идея — это определяемая русским национальным характером, сердцем русского человека, оформленная в культуре уникальная синтетическая концепция пути развития русской цивилизации, в основе которой лежат понятия совести, справедливости, внутренней свободы личности, что позволяет сделать вывод о том, что русское мировоззрение базируется скорее на религиозно-нравственных, чем на экономических, политических или правовых представлениях. История убедительно доказала, что произвольный перенос на российскую почву либеральных, чуждых национальной ментальности идеологических конструкций, вступает в противоречие с национальными традициями, способствует дестабилизации социальной жизни, а, в конечном счете, противоречит национально-государственным интересам России.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 31 № 3 (2025)
Автор(ы): ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках
Роль социальных стереотипов в управлении поведением личности (2025)

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме — социальному управлению поведением личности, значимая роль в которой выводится из конкретных стереотипов, в основе которых лежит реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных индивидуального и исторического опыта. Автор анализирует правила термина, которым первоначально называлась плоская или круглая металлическая пластина, представляющая точные последствия типографского набора, обосновывает обоснование его метафоризации на наших представлениях о мире, себе и других людях. В обыденной речи слово стереотип означает обобщенное, упрощенное и иногда предвзятое представление о группе людей или явлении, которое лежит в основе жизненного опыта или обнаруживает через культурную среду и различные средства информации, что обуславливает его распространенность в социальных процессах и явлениях. В общественных науках часто встречается понятие «социальный стереотип» — схематизированный, стандартизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенное и продолжающее устойчивое сопротивление. В широком смысле данный эффект оборота ввел Увел. Липпман в работе «Общественное мнение». В статье, в систематизированном и последовательном виде раскрыто понятие стереотипов У. Липпмана, а также дифференцированы современные исследования стереотипов, которые опираются на несколько разноплановых подходов. Представители первой встречи делают акцент на негативных аспектах стереотипов. В рамках этого стереотипа стереотип достаточно часто отождествляется с предвзятыми мнениями, предрассудками и даже патологическими явлениями в общественном порядке. Сторонники второй связи делают акцент на важности конструктивных — когнитивных свойств и аспектов стереотипов и наделяют последние функциональными значениями.

По мнению автора, такая противоречивость опирается на амбивалентную природу как самого стереотипа, так и процесса формирования стереотипов — стереотипизации, которая постоянно обосновывается в материальных статьях. Механизм стереотипизации основан на малых особенностях, состоящих в том, что какая-либо предлибо явления категоризации, после чего существует непосредственно. На самом деле этот механизм отличается от научных схем упорядочивания мира, которые выражаются, например, в процессах «типизации» или «моделирования» — стереотипизация всегда включает в себя оценку, часто эмоциональную, какую-либо предвзятость или предвзятость. Эта характеристика, в свою очередь, зависит от целого ряда факторов, носит необъективный характер и обладает свойством однозначности.

С одной стороны, стереотипы включают в себя социальные и психологические функции, помогая людям быстро ориентироваться в социальном мире и экономить когнитивные ресурсы. С другой стороны, они не только наблюдают преобразованное, ущемленное восприятие реальности, но могут реально влиять на индивидуальное поведение в отношении представителей тех или иных социальных групп и, в конечном счете, существенно обуславливают социальное поведение.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 31 № 2 (2025)
Автор(ы): ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ: ОБОСНОВАННЫЕ ДИЛЕММЫ И ПСЕВДОНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ (2024)

В настоящей статье всесторонне рассматривается проблема социального конструирования здоровой личности, которая в условиях многочисленных социально-политических потрясений, под воздействием внешних деструктивных факторов приобретает особую актуальность. Понятие “личность”, в отличие от этически нейтрального понятия психофизической и духовной индивидуальности, включает в себя момент самоопределения в социальном мире. Личность всегда характеризуется присущей ей смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установок, представлений), раскрывающейся в действиях и поступках, которые так или иначе связаны с более широким социальным окружением - обществом и формируются под его воздействием. Современные социальные науки рассматривают личность как структурную целостность биологических, психических и социальных свойств, что дает основание для выделения нескольких компонентов в рамках целостной структуры личности: биологического, психического и социального. Аналогичным образом категория “здоровье” имеет физическую, психическую, социальную и духовную составляющие, которые поддаются социальному конструированию. Автор приводит данные проведенного им социологического исследования, согласно которым как физическое, так и психическое и духовное здоровье современной российской студенческой молодежи нельзя считать хорошим. В данной связи им рассматриваются дискуссии о том, как возможно сконструировать полностью здоровую личность или вернуть ей какой-либо из утраченных компонентов здоровья с помощью разнообразных методов и технологий, которые существенно отличаются по своей научной обоснованности и социальной направленности. К безусловно полезным методам укрепления как физического, так и психического здоровья относятся те, которые нацелены на укрепление защитных сил организма, систем его саморегуляции и стрессоустойчивости. Так, вполне целесообразными представляются такие достаточно распространенные и научно обоснованные методы, как релаксация и копинг, самовнушение, созидающая визуализация и терапия здравым смыслом. К числу псевдонаучных, а порой и деструктивных методов, чему есть серьезные обоснования, относятся экстрасенсорика (экстрасенсорное целительство, телекинез и психокинез), кармическая медицина, включая коррекцию биополя, и нейролингвистическое программирование. Все эти методы, а также последствия их применения с точки зрения возможностей в конструировании здоровой личности детально рассматриваются в представленной статье.


Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 1 (2024)
Автор(ы): ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках