СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ (2024)

В настоящее время недостаточно изученными являются индивидуальные различия в сроках появления и совершенствования основных элементов самосознания детей раннего возраста. В литературе не представлены четкие механизмы руководства, апробированные программы, технологии психолого-педагогического сопровождения развития самосознания дошкольников, обеспечивающие оптимальное становление компонентов (звеньев) самосознания ребенка в раннем возрасте. Цель - определить содержательные характеристики развития компонентов (звеньев) самосознания детей раннего возраста. Исследование осуществлялось с опорой на выделенный В. С. Мухиной подход к развитию самосознания. Применены психодиагностический метод, методы количественной (статистический анализ) и качественной обработки данных. В результате определены особенности развития самосознания детей - ключевые компоненты актуального развития самосознания: идентификация со своим именем; осознание своей половой принадлежности; использование ребенком местоимения Я (как ключевое звено самосознания в раннем возрасте). Подтверждена необходимость специальных целенаправленных действий в процессе психолого-педагогического сопровождения развития самосознания детей, в том числе на этапе становления отдельных его звеньев в раннем возрасте, с использованием ресурсов семьи и образовательного учреждения. Процесс сопровождения видим как процесс социализации (с момента начала посещения ребенком образовательного учреждения и организованного коллектива сверстников) для развития последующих структурных звеньев самосознания - притязание на признание, осознание своей половой принадлежности и осознание себя во времени.В настоящее время недостаточно изученными являются индивидуальные различия в сроках появления и совершенствования основных элементов самосознания детей раннего возраста. В литературе не представлены четкие механизмы руководства, апробированные программы, технологии психолого-педагогического сопровождения развития самосознания дошкольников, обеспечивающие оптимальное становление компонентов (звеньев) самосознания ребенка в раннем возрасте. Цель - определить содержательные характеристики развития компонентов (звеньев) самосознания детей раннего возраста. Исследование осуществлялось с опорой на выделенный В. С. Мухиной подход к развитию самосознания. Применены психодиагностический метод, методы количественной (статистический анализ) и качественной обработки данных. В результате определены особенности развития самосознания детей - ключевые компоненты актуального развития самосознания: идентификация со своим именем; осознание своей половой принадлежности; использование ребенком местоимения Я (как ключевое звено самосознания в раннем возрасте). Подтверждена необходимость специальных целенаправленных действий в процессе психолого-педагогического сопровождения развития самосознания детей, в том числе на этапе становления отдельных его звеньев в раннем возрасте, с использованием ресурсов семьи и образовательного учреждения. Процесс сопровождения видим как процесс социализации (с момента начала посещения ребенком образовательного учреждения и организованного коллектива сверстников) для развития последующих структурных звеньев самосознания - притязание на признание, осознание своей половой принадлежности и осознание себя во времени.

Издание: СИБСКРИПТ
Выпуск: Т. 26 № 2 (102) (2024)
Автор(ы): Груздева Ольга Васильевна, Улыбина Екатерина Владимировна
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2024)

В статье представлены результаты эмпирического исследования, а также апробации модели образовательной среды, обеспечивающей развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста. По результатам эмпирического исследования описаны содержательные характеристики развития компонентов и структурных звеньев самосознания детей. Определено, что развитию самосознания способствовало активное становление и развитие способности детей устанавливать тождественность. Особое влияние на развитие самосознания детей имеют конкретные предметно-содержательные характеристики образовательной среды дошкольного учреждения и семьи (определяемой как семейно-образовательная среда), активность ребенка в предметной деятельности и общении, использование технологий социализации и индивидуализации, с преимущественным применением первых. Такая процессуальная и содержательная настройка психолого-педагогической деятельности способствует наряду с развитием самосознания детей, развитию и проявлению детьми субъектности, в условиях семьи и дошкольного учреждения.

Издание: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 3 (51), Том 11 (2024)
Автор(ы): Груздева Ольга Васильевна
Сохранить в закладках