Научный архив: статьи

РОЛЬ СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (2025)

Цель исследования: продемонстрировать важность и эффективность волонтерской деятельности студентов медицинского вуза в обучении детей основам первой помощи. Задачи исследования. Повысить мотивацию детей к обучению, интерес к медицине, уровень знаний и навыков студентов в области оказания первой помощи. Сформировать и развить лидерские качества, коммуникативные навыки, ответственность, эмпатию и умения работать в команде. Создать прочный фундамент для будущей профессиональной деятельности. Подчеркнуть важность волонтерской деятельности студентов медицинского вуза в обучении детей правилам оказания первой помощи. Показать положительное влияние на детей, студентов и общество в целом. Призвать к расширению и укреплению такого сотрудничества для повышения уровня безопасности и здоровья будущих поколений. Материалы и методы исследования. Проведен анализ существующих научных публикаций, статей и руководств по первой помощи, а также материалов, касающихся волонтерской деятельности студентов медицинских вузов. Это позволило выявить основные подходы и методики обучения первой помощи. Разработаны опросники для детей- школьников, участвующих в обучающих программах. Опросы включали вопросы о восприятии программы, уровне усвоения материала и удовлетворенности обучением. Анкеты были распространены среди участников 7–11-х классов в пределах одного учебного заведения. Проведено наблюдение за процессом обучения, включая занятия по первой помощи, проводимые студентами- волонтерами. Это позволило оценить методы преподавания, взаимодействие с детьми и уровень вовлеченности участников. Собранные данные были проанализированы с использованием количественных и качественных методов. Результаты опросов и анкетирования обработаны с помощью статистических методов для выявления закономерностей. Все участники исследования были проинформированы о целях и методах исследования, получено согласие на участие. Обеспечена анонимность ответов. Результаты. До проведения обучения результаты знаний по правилам оказания первой помощи были в пределах 15,33%. После проведения мастер- класса уровень знаний повысился до 85%. Разница в средних баллах составила 69,7%, что подтверждает эффективность обучения. Все это подчеркивает важность внедрения программ по оказанию первой помощи в школьные курсы для повышения готовности учащихся к экстренным ситуациям. Заключение. Обучающая программа по оказанию первой помощи значительно повысила уровень знаний и навыков школьников в области первой помощи, что, в свою очередь, помогло существенно снизить риск негативных последствий в экстренных ситуациях и подготовить новое поколение к активным действиям в сложных обстоятельствах.

Издание: СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Выпуск: № 3, Том 26 (2025)
Автор(ы): Шуайбова Меседо Омаровна, Гуменюк Сергей Андреевич, Сметанин Глеб Александрович, Меликова Рейханханум Иззетовна, Каибова Мадина Далгатовна
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ ГОДА И ВРЕМЕНИ СУТОК НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДТП И ЛИКВИДАЦИЮ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (2025)

Цель исследования: оценить влияние метеорологических факторов и времени суток на количество вызванных ДТП для разработки, внедрения и оценки эффективности новых организационных технологий медицинского обеспечения. Материалы и методы исследования. Отчеты о работе территориального центра медицины катастроф (ТЦМК) Тульской области, учетные формы, заполняемые специалистами ТЦМК в информационной системе «Мониторинг центров медицины катастроф» (smk. minzdrav. gov. ru); отчетные формы отраслевого статистического наблюдения №№ 55 и 56 «Сведения о деятельности медицинских организаций, осуществляющих оказание экстренной медицинской помощи и проведение медицинской эвакуации при выездных формах работы, в том числе имеющих отделения экстренной консультативной медицинской помощи» за 2018–2022 гг. Методы исследования: аналитический, статистический. Результаты и их обсуждение. Выполнен сравнительный анализ показателей количества дорожно- транспортных пришествий в зависимости от времени суток, времени года на территории Тульской области.

Издание: СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Выпуск: № 3, Том 26 (2025)
Автор(ы): Гуменюк Сергей Андреевич, Мухин Сергей Игоревич, Потапов Владимир Игоревич, Федотов Сергей Алексеевич
Сохранить в закладках
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ НЕШТАТНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ (2025)

К врачам-специалистам, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, предъявляются высокие требования в отношении их специальной подготовки. Цель исследования — установить уровень профессиональных компетенций оказания медицинской помощи в экстренной форме и определить потребность в обучении на циклах повышения квалификации по медицине катастроф у врачей нештатных формирований службы медицины катастроф (СМК) городских поликлиник. Сбор данных осуществлялся методом анонимного анкетного опроса, объем выборки составил 262 человека. При проведении исследования установлено, что только 46,7% респондентов владеют необходимыми практическими навыками, наибольшие затруднения вызывают интубация трахеи (24,0%), трахеостомия при асфиксии и умение пользоваться аппаратурой для проведения искусственной вентиляции легких (по 27,1%). Также выявлена высокая степень потребности врачей-специалистов в дополнительном профессиональном обучении по медицине катастроф в рамках циклов повышения квалификации: только 26,0% врачей в течение последних 5 лет были обучены по медицине катастроф в рамках дополнительного профессионального образования, о потребности в изучении вопросов медицины катастроф сообщили 79,4% респондентов. Таким образом, укомплектование нештатных формирований СМК должно осуществляться только врачами-специалистами, прошедшими обучение по медицине катастроф. При разработке дополнительных профессиональных программ по медицине катастроф целесообразно предусматривать взаимодействие кафедр медицины катастроф с профильными клиническими кафедрами для закрепления навыков выполнения врачебных манипуляций для оказания экстренной медицинской помощи.

Издание: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Автор(ы): Первухин Николай Николаевич, Гуменюк Сергей Андреевич, Суин Павел Анатольевич
Сохранить в закладках
О проблемных вопросах подготовки кадров Службы медицины катастроф в системе высшего образования и возможных путях их решения (обзор литературы) (2024)

Актуальность. Высококвалифицированные медицинские кадры Службы медицины катастроф (СМК) являются ее главным ресурсом, способным многократно повысить эффективность деятельности. Актуальность подготовки врачей-специалистов СМК в медицинских вузах обусловлена сложными специфическими условиями решения задач, возложенными на них полномочиями, постоянной готовностью к оказанию пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС) экстренной медицинской помощи. В рамках модернизации медицинского образования в соответствии с новыми законодательными актами России подготовка врачей СМК, являясь одной из важных государственных задач, остается высоковостребованной.
Цель – изучение опыта подготовки врачебных кадров в системе высшего образования по специальностям, актуальным для СМК, и выявление проблемных вопросов их обучения в медицинских вузах России.
Методология. Проведен анализ нормативных правовых актов России и данных открытых научных источников, характеризующих состояние подготовки врачебных кадров СМК. По результатам анализа проведена систематизация полученных данных, сформулированы ключевые позиции и выводы. Результаты и их анализ. Существующие образовательные программы не уделяют достаточного внимания практической подготовке медицинских специалистов для работы в системе СМК, назрела необходимость разработки и утверждения Минздравом России единой образовательной программы по дисциплине «Медицина катастроф». Выявлена потребность законодательного закрепления специальности «Медицина катастроф» с разработкой образовательного стандарта и программы обучения по специальности. Также необходимыми являются разработка более эффективных методов подготовки обучающихся, внедрение объективных способов оценки их знаний и качества освоения практических навыков, дальнейшее продолжение активного сотрудничества и взаимодействия кафедр медицины катастроф с различными структурами СМК.
Заключение. Подготовка врачей-специалистов в системе высшего образования для работы в СМК на сегодняшний день не является оптимальной. Реализация выявленных проблемных вопросов подготовки врачебных кадров СМК в медицинских вузах может стать основой повышения уровня и эффективности медицинского обеспечения населения, пострадавшего в ЧС.




Издание: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Суин Павел Анатольевич, Гуменюк Сергей Андреевич, Первухин Николай Николаевич
Сохранить в закладках