СОВРЕМЕННЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ РУССКИХ ДАГЕСТАНА (СОВЕТСКИЙ И НОВЕЙШИЙ ПЕРИОДЫ) (2024)

В статье на основе полевого этнографического материала, литературных источников и интернет-ресурсов с использованием общенаучных методов исторического исследования рассматриваются обусловленные природно-климатическими и хозяйственно-культурным типом хозяйственные занятия русских Дагестана в советское послевоенное и новейшее время. Указаны ареал и отрасли экономики установившегося в Дагестане размещения трудовых ресурсов. В основном это были Северный регион Дагестана, включая Кизлярщину (г. Кизляр, Кизлярский и Тарумовский районы), а также другие города республики, где русские работали на предприятиях лёгкой и тяжелой промышленности, в аграрной сфере, учреждениях культуры, образования и медицины. Личное подсобное хозяйство русских Дагестана включало в себя садоводство и огородничество, животноводство и рыболовство, промыслы и ремесла. Значительный урон хозяйственным занятиям дагестанских русских нанёс распад СССР, сопровождавшийся сменой парадигмы государственного и общественного устройства, уклада экономики, либеральными экономическими реформами, массовым закрытием промышленных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий, что явилось главной причиной их оттока из региона. В последние годы уникальные природно-климатические условия и геостратегическое положение Дагестана позволяют создавать и развивать эффективную и конкурентоспособную многоотраслевую экономику, что позволит обеспечить стабильную занятость дагестанских русских.

Издание: ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Выпуск: № 3 (66) (2024)
Автор(ы): Сефербеков Руслан Ибрагимович, Сефербеков Магомедхабиб Русланович
Сохранить в закладках
ИЗ КАЛЕНДАРНОЙ И СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ ОБРЯДНОСТИ АВАРЦЕВ ГУМБЕТА: МЕСТНЫЙ И ИСЛАМСКИЙ КОМПОНЕНТЫ (2024)

В статье на основе собранного в селениях Гумбетовского и Казбековского районов Дагестана полевого материала и литературных источников с использованием общенаучных методов (историко-генетический, ретроспективный и системный) и специальных методов этнологии (опрос, наблюдение) дан анализ корреляции местного и исламского компонентов в календарной и семейно-бытовой обрядности одной из субэтнических групп аварцев - гумбетовцев. Исламская составляющая в форме проведения обрядов «зикр», «мавлид», чтения сур из Корана, участия в ритуалах мусульманских священнослужителей, раздачи милостыни садакъа органически вплетена в проявляющие устойчивость архаические традиционные церемонии. Это обстоятельство свидетельствует о сложившейся многовековой практике бытования особой синкретической формы верований народов Дагестана, называемой «народный ислам». Он демонстрирует недостаточное знание большинством населения исламских канонов, нежелание в силу особенностей этнической психологии и менталитета отказываться от укоренившейся в духовной культуре традиционной обрядности, которая является значимой составляющей этнической, религиозной и культурной идентичностей в эпоху глобализации.

Издание: ИСЛАМОВЕДЕНИЕ
Выпуск: Том: 15 №2 (60) (2024)
Автор(ы): Сефербеков Руслан Ибрагимович, ГАЛБАЦЕВ С.М.
Сохранить в закладках
Современный брак и семейно-бытовые обряды кумыков селения Бабаюрт: традиции и инновации (2024)

Авторы статьи на основе полевого этнографического материала с использованием общенаучных историко-генетического и ретроспективного методов исторической науки и специальных методов этнологии изучают современный брак и обряды жизненного цикла кумыков с. Бабаюрт. Исследуются подвергшиеся трансформации под влиянием глобализации и социокультурных процессов Новейшего времени институт брака, свадебные, родильные и похоронные обряды.

Проживая в этноконтактной зоне, кумыки с. Бабаюрт испытывают определенное влияние культуры ногайцев, русских, чеченцев, горских народов Дагестана, что нашло отражение в
репертуаре свадебной музыки, меню свадебного стола, а также способствовало росту количества межнациональных браков.

Основу обрядов жизненного цикла у кумыков с. Бабаюрт составляют традиционные ритуалы, которые в принципе аналогичны подобным действам и церемониям других (срединных и южных) кумыков. В последние десятилетия в связи с усилением позиций ислама, глобализационным и социокультурным процессам они подверглись определенным трансформациям.

Традиционными остаются брак по сговору, основные этапы и состав участников свадебных, родильных и похоронных обрядов, реликты домонотеистических и древнетюркских ритуалов, регламент поминок и траура.

Брачные и семейно-бытовые обряды занимают важное место в системе ментальных ценностей, и их сохранение способствует сбережению этнической, национальной, культурной, религиозной и территориальной идентичности кумыков.

Издание: ВЕСТНИК ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Булатов Башир Булатович, Зальпукарова Эльмира Магомед-Гереевна, Сефербеков Руслан Ибрагимович
Сохранить в закладках